По сложившейся традиции в учебных заведениях Республики Алтай (детские сады, школы, школы-интернаты, средние и высшие учебные заведения) недели психологии проводятся в конце ноября – начале декабря.
В Майминском районе 16 школ, отдаленных друг от друга на десятки километров. В 10 из них работают педагоги-психологи. Районное методическое объединение психологов имеет опыт работы со школами, в которых нет психологов. Опыт заключается в проведении на базе таких школ заседаний МО, консультаций и расширенных педсоветов. Это способствует распространению психологических знаний, психологической практики. Такая форма взаимодействия в определенной степени объясняется активностью педагогов-психологов нашего района, их открытостью и профессионализмом.
Проведению недели психологии предшествует кропотливая работа по планированию. Это поиск содержания недели, поиск оптимальных форм работы. В этот раз нами было принято решение проводить единую неделю психологии во всех школах района. Семь учебных заведений района проводили неделю психологии по теме “Что такое темперамент и с чем его едят?”. Плюсов проведения единой недели немало.
Во-первых, совместное продумывание темы, что способствует разнообразию представленных материалов, из которых выбирается лучшее, оптимальное, то есть облегчение эмоционально-волевых и физических затрат психологов.
Во-вторых, единая форма проведения недели – это расширение горизонтов общения детей за счет объединяющих акций и мероприятий.
В-третьих, зная очередность изучения тем в школах, возможно проведение районных олимпиад по предмету.
Тема, выбранная нами в этом году крайне благодатная своей многообразностью всевозможных вариантов применения. Поэтому план получился обширным, разносторонним. Облегчение в планировании было вызвано и тем, что по данной теме уже есть наработки наших коллег, которыми мы воспользовались.
План единой Недели психологии:
Мероприятия, акции | Участники |
Понедельник, 7 декабря Все мы разные… |
|
1. Опрос “Знаете ли вы..?” cм. ниже 1 2.Линейка открытия недели см. ниже 3 3. Самодиагностика по предложенным тестам. Тесты |
Все желающие Вся школа Все желающие |
Вторник, 8 декабря День холерика |
|
1. Классный час “Все мы разные, но что ж…” (Учительская газета, №25 (10262) от 23.06.2009 г.) 2. Родительское собрание “Знаете ли вы темперамент вашего ребенка?” (www.greenmama.ru) 3. Творчество детей см. ниже 5 4. Творчество детей – холерику. Объявление 1 5. Акция “Улыбка школы” (Школьный психолог, №14 2009 г.) 6. Школьные газеты участников I Районной Недели Психологии см. ниже 7 |
Классные коллективы Классные коллективы Все желающие Все желающие |
Среда, 9 декабря День меланхолика |
|
1. Элективный курс “Влияние темперамента на выбор профессии” (“Открытый урок” Первого сентября, публикация Чекановой Е.Н. в разделе “Классное руководство”) 2. Творчество детей – меланхолику. Объявление 2 3. Игра “Следопыты”. Следопыт-2009 4. Педагогический бюллетень “Взаимодействие с учениками с разным типом темперамента” |
9 класс, 11 класс Все желающие Вся школа Учителя |
Четверг, 10 декабря День сангвиника |
|
1. Творчество детей – сангвинику. Объявление 3 2. Викторина “Что такое темперамент?”. Викторина 3. Акция “Забор мыслей и идей” см. ниже 6 4. Районная акция “Ищу друзей”. Объявление 4 |
Все желающие Желающие Все желающие Все желающие |
Пятница, 11 декабря День флегматика Все мы разные, но этим и интересны! |
|
1. Опрос “Много ли мы узнали..?” Cм. ниже 2 2. Творчество детей – флегматику. Объявление 5 3. Игра “Огонь, вода и медные трубы…”. Игра 4. Фото-сюрприз. Фотосюрприз 5. Акция “Цветочная поляна” - рефлексия недели 6. Линейка закрытия недели, награждение активистов недели см. ниже 4 |
Все желающие Все желающие 2 представителя от класса Все желающие Классные коллективы Вся школа |
1. Опрос “Знаете ли вы…”
Цель: выявить степень информированности детей по теме “Темперамент”, развивать интерес к изучению данной теме, интерес к психологии.
Опрос проводится в фойе в момент прихода детей в школу. В опросе участвуют все желающие.
Процедура проведения: детям зачитываются варианты ответа на вопрос “Что такое темперамент?”, выбранный ими вариант отмечается ими жетоном. Затем психолог подсчитывает результаты по каждому варианту ответов и в процентном соотношении представляет школе.
Варианты ответов:
- Слышал об этом когда-то.
- Думаю, что это медицинский термин.
- Хотелось бы узнать, что это такое.
- Иностранными словами не интересуюсь.
2. Вторичный опрос “Много ли мы узнали?”
Цель: выявить степень информированности детей по теме “Темперамент”, сравнить с результатами первичного опроса, воспитывать интерес к науке психологии, к самосовершенствованию.
Опрос проводится в фойе в момент прихода детей в школу. В опросе участвуют все желающие.
Процедура проведения: детям зачитываются варианты ответа на вопрос “Много ли ты узнал о темпераменте?”, выбранный ими вариант отмечается жетоном. Затем психолог подсчитывает результаты по каждому варианту ответов и в процентном соотношении представляет школе.
Варианты ответов:
- Я узнал многое о темпераменте.
- Я теперь могу определить темперамент.
- Мне было интересно узнавать о темпераменте.
- Мне хотелось бы еще больше узнать о темпераменте.
3. Линейка открытия 6 Всероссийской
недели психологии в школе,
1 районной недели психологии в школе
Цель: познакомить с планом проведения психологической недели, заинтересовать темой недели, создать интригу, нацелить на активное участие в проведении недели.
Необходимое оборудование: плакат с изображением закрытых дверей города, плакат с планом недели, результаты опроса “Что такое темперамент?”, плащи для школьников, изображающих путников.
Линейка проводится в актовом зале по сменам.
Ход проведения:
- Оргмомент – построение по классам.
- Основная часть.
Ведущий (психолог) начинает рассказывать притчу “Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. (Плакат на стене) Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”.
1 странник - “Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет”, – приговаривал он сквозь слезы.
2 странник - “Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!” – горячился второй, дубася кулаком в ворота.
3 странник - “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка”, – успокаивал попутчиков третий.
4 странник - “Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем”, – взял в свои руки инициативу четвертый.
Все странники поворачиваются к ведущему с вопросом: “Почему мы всегда на все обстоятельства в жизни реагируем по-разному? И сейчас, стоя у закрытых ворот, и когда работу свою выполняем, и когда веселимся, и когда спорим.
Ведущий: А вот это нам и предстоит узнать на 6 Всероссийской неделе психологии в школе. Неделя называется “Что такое темперамент и с чем его едят?”.
Ведущий: тем более что результаты опроса, проведенного сегодня для вас показали, что большинство опрошенных желают больше узнать о темпераменте.
План работы недели вы увидите в фойе, такой же план есть у ваших классных руководителей. Предстоит неделя поиска, испытаний, самопознания. В заключении будет линейка закрытия недели, на которой произойдет награждение самых активных участников нашей школьной (а также районной) психологической недели.
Странники: Вы готовы? Тогда вперед!!!
Заключительная часть – линейка расходится.
4. Линейка закрытия 6 Всероссийской
недели психологии в школе,
1 районной недели психологии в школе
Цель: подвести итоги предметной недели, наградить активных участников недели, нацелить на дальнейшее изучение психологии.
Необходимое оборудование: плакат с изображением закрытых дверей города, результаты опроса “Что я узнал про темперамент?”, плащи для школьников, изображающих путников, грамоты и призы для активных участников недели.
Линейка закрытия проводится в актовом зале, по сменам.
Ход проведения:
- Оргмомент – построение по классам.
- Основная часть.
- Ведущий (психолог) – вернемся к нашим странникам, давайте вспомним их реакцию на закрытые ворота (проигрывается та же притча, что и на открытии недели).
- Вопрос - кто из путников кто? 1 – меланхолик, 2 – холерик, 3 – флегматик, 4 – сангвиник.
- Ведущий: предлагаю игру “Да – нет”. Вы участвовали в неделе? Типов темперамента пять? Есть тип темперамента сангвиникус? Было много мероприятий? Вы нашли друзей?
- На протяжении недели было много конкурсов, викторин, занятий, на которых можно было проявить все свои творческие и интеллектуальные способности. А сейчас – время наград (награждение самых активных участников недели, награждение победителей акций, благодарности классным руководителям).
- Ведущий: разговор о темпераменте, о психологии далеко не закончен, следите за объявлениями, ждите 7 недели психологии, интересуйтесь вопросами психологии сами и с помощью психологов школы. Изучайте себя, окружающих и тогда общение станет насыщенным, интересным, многосторонним.
- До свидания, до новых встреч!
Заключительная часть – линейка расходится.
5. Творчество детей
Цель: создание условий для реализации креативности детей.
Задачи:
1. Стимулировать применение на практике новых знаний.
2. Развивать творчество детей.
3. Воспитывать интерес к науке психологии.
Материалы: бланки с характеристикой темперамента и описанием каждого типа темперамента доступным для детей языком.
Формат участия: по желанию, творчество детей может быть представлено в виде песен, стихов, рисунков, музыки, поделок для каждого типа темперамента
Предполагаемый результат: заинтересованность детей, проявление желания участвовать в предложенной акции и собрание достойных работ для “Сборника подарков*”.
Ход проведения: детям в каждом классе объявляется о намеченной акции заранее, чтоб у них было время для подготовки. Классные руководители, организаторы и психологи собирают подготовленное творчество детей и вывешивают на стенд.
Инструкция для детей: Вам нужно, используя полученную информацию о типах темперамента, проявить свои способности, явные или скрытые, попробовав себя в роли композитора, певца, поэта, художника, дизайнера и т.д. Ваша задача придумать песни, стихи, рисунки, поделки и все что вы еще сможете придумать для того, чтобы сделать приятное человеку, имеющему тот или иной тип темперамента.
* - “Сборник подарков” - это собрание и представление в едином сборнике наиболее креативных работ детей. Наше творчество.
6. Акция “Забор мыслей и идей”
Цель: предоставить возможность каждому школьнику “высказаться”, проявить творческие способности в оформлении мыслей; воспитывать интерес к структурированию мыслей, желаний, чувств.
Необходимое оборудование: листы ватманов с нанесенным рисунком досок, листочки – объявления с заданиями.
Процедура проведения акции: в один из дней недели “забор” вывешивается в коридоре, все желающие подходят к “забору” и записывают свои мысли и идеи по поводу того или иного предложенного пункта.
Объявления на “Забор мыслей и идей”:
- Посоветуй, что интересного можно прочитать, посмотреть.
- Вот что я скажу другу, когда он меня обидит…
- Вот что я скажу другу, когда он меня обрадует…
- Чем тебя можно порадовать, удивить, задобрить?
- Моя школа – это…
Мои друзья – это…
Мои успехи – это…
Над “Забором” вывешивается разъясняющая листовка: “Прочитай объявления и напиши (нарисуй) то, что ты думаешь об этом”. Акция продолжается 1 день, затем ватманы снимаются и психолог делает выборку наиболее интересных, волнующих ответов.
7. Школьные газеты участников I Районной Недели Психологии
Цель: параллельное ознакомление учащихся района с жизнью и творчеством школ – участниц I Районной Недели Психологии.
Процедура проведения: школы обмениваются информацией о творческой жизни учащихся. Затем психолог каждой школы организует уголок, куда размещает все районные газеты и на протяжении недели учащиеся могут изучать газеты и делать выводы о том, как и чем живут школы района.
Неделя психологии по теме “Что такое темперамент и с чем его едят?” удалась. По завершении недели, психологи готовили буклеты и брошюры для обобщения опыта работы, для его распространения. Так, например, психологом Кызыл-Озекской средней школы Долговой З.Л. был создан буклет “Что такое темперамент и как с ним жить?” (www.kyzyl-ozek.ru), психологом Майминской средней школы №1 Ледяевой Т.О. - буклет “Все самое лучшее и удавшееся с Недели психологии”, психологом Соузгинской средней школы Лященко Т.В. – буклет “Темперамент в школьной жизни”, психологом Карасукской средней школы Симаковой Т.А. - буклет “Как подружиться с темпераментом?!”.
Через год будет 7 Неделя психологии, и уже сейчас мы задумываемся, какой она будет, что интересного предложить ее участникам, какую интригу закрутить в наших учебных заведениях, привлекая внимание к науке, к самопознанию и совершенствованию. Но мы твердо уверены – какую бы Неделю психологии мы не задумали, делать ее мы будем сообща.