Единая Неделя психологии в школах района по теме "Что такое темперамент и с чем его едят?"

Разделы: Школьная психологическая служба


По сложившейся традиции в учебных заведениях Республики Алтай (детские сады, школы, школы-интернаты, средние и высшие учебные заведения) недели психологии проводятся в конце ноября – начале декабря.

В Майминском районе 16 школ, отдаленных друг от друга на десятки километров. В 10 из них работают педагоги-психологи. Районное методическое объединение психологов имеет опыт работы со школами, в которых нет психологов. Опыт заключается в проведении на базе таких школ заседаний МО, консультаций и расширенных педсоветов. Это способствует распространению психологических знаний, психологической практики. Такая форма взаимодействия в определенной степени объясняется активностью педагогов-психологов нашего района, их открытостью и профессионализмом.

Проведению недели психологии предшествует кропотливая работа по планированию. Это поиск содержания недели, поиск оптимальных форм работы. В этот раз нами было принято решение проводить единую неделю психологии во всех школах района. Семь учебных заведений района проводили неделю психологии по теме “Что такое темперамент и с чем его едят?”. Плюсов проведения единой недели немало.

Во-первых, совместное продумывание темы, что способствует разнообразию представленных материалов, из которых выбирается лучшее, оптимальное, то есть облегчение эмоционально-волевых и физических затрат психологов.

Во-вторых, единая форма проведения недели – это расширение горизонтов общения детей за счет объединяющих акций и мероприятий.

В-третьих, зная очередность изучения тем в школах, возможно проведение районных олимпиад по предмету.

Тема, выбранная нами в этом году крайне благодатная своей многообразностью всевозможных вариантов применения. Поэтому план получился обширным, разносторонним. Облегчение в планировании было вызвано и тем, что по данной теме уже есть наработки наших коллег, которыми мы воспользовались.

План единой Недели психологии:

Мероприятия, акции Участники
Понедельник, 7 декабря

Все мы разные…

1. Опрос “Знаете ли вы..?” cм. ниже 1

2.Линейка открытия недели см. ниже 3

3. Самодиагностика по предложенным тестам. Тесты

Все желающие

Вся школа

Все желающие

Вторник, 8 декабря

День холерика

1. Классный час “Все мы разные, но что ж…” (Учительская газета, №25 (10262) от 23.06.2009 г.)

2. Родительское собрание “Знаете ли вы темперамент вашего ребенка?” (www.greenmama.ru)

3. Творчество детей см. ниже 5

4. Творчество детей – холерику. Объявление 1

5. Акция “Улыбка школы” (Школьный психолог, №14 2009 г.)

6. Школьные газеты участников I Районной Недели Психологии см. ниже 7

Классные коллективы

Классные коллективы

Все желающие

Все желающие

Среда, 9 декабря

День меланхолика

1. Элективный курс “Влияние темперамента на выбор профессии” (“Открытый урок” Первого сентября, публикация Чекановой Е.Н. в разделе “Классное руководство”)

2. Творчество детей – меланхолику. Объявление 2

3. Игра “Следопыты”. Следопыт-2009

4. Педагогический бюллетень “Взаимодействие с учениками с разным типом темперамента”

9 класс, 11 класс

Все желающие

Вся школа

Учителя

Четверг, 10 декабря

День сангвиника

1. Творчество детей – сангвинику. Объявление 3

2. Викторина “Что такое темперамент?”. Викторина

3. Акция “Забор мыслей и идей” см. ниже 6

4. Районная акция “Ищу друзей”. Объявление 4

Все желающие

Желающие

Все желающие

Все желающие

Пятница, 11 декабря

День флегматика

Все мы разные, но этим и интересны!

1. Опрос “Много ли мы узнали..?” Cм. ниже 2

2. Творчество детей – флегматику. Объявление 5

3. Игра “Огонь, вода и медные трубы…”. Игра

4. Фото-сюрприз. Фотосюрприз

5. Акция “Цветочная поляна” - рефлексия недели

6. Линейка закрытия недели, награждение активистов недели см. ниже 4

Все желающие

Все желающие

2 представителя от класса

Все желающие

Классные коллективы

Вся школа

1. Опрос “Знаете ли вы…”

Цель: выявить степень информированности детей по теме “Темперамент”, развивать интерес к изучению данной теме, интерес к психологии.

Опрос проводится в фойе в момент прихода детей в школу. В опросе участвуют все желающие.

Процедура проведения: детям зачитываются варианты ответа на вопрос “Что такое темперамент?”, выбранный ими вариант отмечается ими жетоном. Затем психолог подсчитывает результаты по каждому варианту ответов и в процентном соотношении представляет школе.

Варианты ответов:

  1. Слышал об этом когда-то.
  2. Думаю, что это медицинский термин.
  3. Хотелось бы узнать, что это такое.
  4. Иностранными словами не интересуюсь.

2. Вторичный опрос “Много ли мы узнали?”

Цель: выявить степень информированности детей по теме “Темперамент”, сравнить с результатами первичного опроса, воспитывать интерес к науке психологии, к самосовершенствованию.

Опрос проводится в фойе в момент прихода детей в школу. В опросе участвуют все желающие.

Процедура проведения: детям зачитываются варианты ответа на вопрос “Много ли ты узнал о темпераменте?”, выбранный ими вариант отмечается жетоном. Затем психолог подсчитывает результаты по каждому варианту ответов и в процентном соотношении представляет школе.

Варианты ответов:

  1. Я узнал многое о темпераменте.
  2. Я теперь могу определить темперамент.
  3. Мне было интересно узнавать о темпераменте.
  4. Мне хотелось бы еще больше узнать о темпераменте.

3. Линейка открытия 6 Всероссийской недели психологии в школе,
1 районной недели психологии в школе

Цель: познакомить с планом проведения психологической недели, заинтересовать темой недели, создать интригу, нацелить на активное участие в проведении недели.

Необходимое оборудование: плакат с изображением закрытых дверей города, плакат с планом недели, результаты опроса “Что такое темперамент?”, плащи для школьников, изображающих путников.

Линейка проводится в актовом зале по сменам.

Ход проведения:

  1. Оргмомент – построение по классам.
  2. Основная часть.

Ведущий (психолог) начинает рассказывать притчу “Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. (Плакат на стене) Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”.

1 странник - “Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет”, – приговаривал он сквозь слезы.

2 странник - “Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!” – горячился второй, дубася кулаком в ворота.

3 странник - “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка”, – успокаивал попутчиков третий.

4 странник - “Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем”, – взял в свои руки инициативу четвертый.

Все странники поворачиваются к ведущему с вопросом: “Почему мы всегда на все обстоятельства в жизни реагируем по-разному? И сейчас, стоя у закрытых ворот, и когда работу свою выполняем, и когда веселимся, и когда спорим.

Ведущий: А вот это нам и предстоит узнать на 6 Всероссийской неделе психологии в школе. Неделя называется “Что такое темперамент и с чем его едят?”.

Ведущий: тем более что результаты опроса, проведенного сегодня для вас показали, что большинство опрошенных желают больше узнать о темпераменте.

План работы недели вы увидите в фойе, такой же план есть у ваших классных руководителей. Предстоит неделя поиска, испытаний, самопознания. В заключении будет линейка закрытия недели, на которой произойдет награждение самых активных участников нашей школьной (а также районной) психологической недели.

Странники: Вы готовы? Тогда вперед!!!

Заключительная часть – линейка расходится.

4. Линейка закрытия 6 Всероссийской недели психологии в школе,
1 районной недели психологии в школе

Цель: подвести итоги предметной недели, наградить активных участников недели, нацелить на дальнейшее изучение психологии.

Необходимое оборудование: плакат с изображением закрытых дверей города, результаты опроса “Что я узнал про темперамент?”, плащи для школьников, изображающих путников, грамоты и призы для активных участников недели.

Линейка закрытия проводится в актовом зале, по сменам.

Ход проведения:

  1. Оргмомент – построение по классам.
  2. Основная часть.
  • Ведущий (психолог) – вернемся к нашим странникам, давайте вспомним их реакцию на закрытые ворота (проигрывается та же притча, что и на открытии недели).
  • Вопрос - кто из путников кто? 1 – меланхолик, 2 – холерик, 3 – флегматик, 4 – сангвиник.
  • Ведущий: предлагаю игру “Да – нет”. Вы участвовали в неделе? Типов темперамента пять? Есть тип темперамента сангвиникус? Было много мероприятий? Вы нашли друзей?
  • На протяжении недели было много конкурсов, викторин, занятий, на которых можно было проявить все свои творческие и интеллектуальные способности. А сейчас – время наград (награждение самых активных участников недели, награждение победителей акций, благодарности классным руководителям).
  • Ведущий: разговор о темпераменте, о психологии далеко не закончен, следите за объявлениями, ждите 7 недели психологии, интересуйтесь вопросами психологии сами и с помощью психологов школы. Изучайте себя, окружающих и тогда общение станет насыщенным, интересным, многосторонним.
  • До свидания, до новых встреч!

Заключительная часть – линейка расходится.

5. Творчество детей

Цель: создание условий для реализации креативности детей.

Задачи:

1. Стимулировать применение на практике новых знаний.

2. Развивать творчество детей.

3. Воспитывать интерес к науке психологии.

Материалы: бланки с характеристикой темперамента и описанием каждого типа темперамента доступным для детей языком.

Формат участия: по желанию, творчество детей может быть представлено в виде песен, стихов, рисунков, музыки, поделок для каждого типа темперамента

Предполагаемый результат: заинтересованность детей, проявление желания участвовать в предложенной акции и собрание достойных работ для “Сборника подарков*”.

Ход проведения: детям в каждом классе объявляется о намеченной акции заранее, чтоб у них было время для подготовки. Классные руководители, организаторы и психологи собирают подготовленное творчество детей и вывешивают на стенд.

Инструкция для детей: Вам нужно, используя полученную информацию о типах темперамента, проявить свои способности, явные или скрытые, попробовав себя в роли композитора, певца, поэта, художника, дизайнера и т.д. Ваша задача придумать песни, стихи, рисунки, поделки и все что вы еще сможете придумать для того, чтобы сделать приятное человеку, имеющему тот или иной тип темперамента.

* - “Сборник подарков” - это собрание и представление в едином сборнике наиболее креативных работ детей. Наше творчество.

6. Акция “Забор мыслей и идей”

Цель: предоставить возможность каждому школьнику “высказаться”, проявить творческие способности в оформлении мыслей; воспитывать интерес к структурированию мыслей, желаний, чувств.

Необходимое оборудование: листы ватманов с нанесенным рисунком досок, листочки – объявления с заданиями.

Процедура проведения акции: в один из дней недели “забор” вывешивается в коридоре, все желающие подходят к “забору” и записывают свои мысли и идеи по поводу того или иного предложенного пункта.

Объявления на “Забор мыслей и идей”:

  1. Посоветуй, что интересного можно прочитать, посмотреть.
  2. Вот что я скажу другу, когда он меня обидит…
  3. Вот что я скажу другу, когда он меня обрадует…
  4. Чем тебя можно порадовать, удивить, задобрить?
  5. Моя школа – это…

Мои друзья – это…
Мои успехи – это…

Над “Забором” вывешивается разъясняющая листовка: “Прочитай объявления и напиши (нарисуй) то, что ты думаешь об этом”. Акция продолжается 1 день, затем ватманы снимаются и психолог делает выборку наиболее интересных, волнующих ответов.

7. Школьные газеты участников I Районной Недели Психологии

Цель: параллельное ознакомление учащихся района с жизнью и творчеством школ – участниц I Районной Недели Психологии.

Процедура проведения: школы обмениваются информацией о творческой жизни учащихся. Затем психолог каждой школы организует уголок, куда размещает все районные газеты и на протяжении недели учащиеся могут изучать газеты и делать выводы о том, как и чем живут школы района.

Неделя психологии по теме “Что такое темперамент и с чем его едят?” удалась. По завершении недели, психологи готовили буклеты и брошюры для обобщения опыта работы, для его распространения. Так, например, психологом Кызыл-Озекской средней школы Долговой З.Л. был создан буклет “Что такое темперамент и как с ним жить?” (www.kyzyl-ozek.ru), психологом Майминской средней школы №1 Ледяевой Т.О. - буклет “Все самое лучшее и удавшееся с Недели психологии”, психологом Соузгинской средней школы Лященко Т.В. – буклет “Темперамент в школьной жизни”, психологом Карасукской средней школы Симаковой Т.А. - буклет “Как подружиться с темпераментом?!”.

Через год будет 7 Неделя психологии, и уже сейчас мы задумываемся, какой она будет, что интересного предложить ее участникам, какую интригу закрутить в наших учебных заведениях, привлекая внимание к науке, к самопознанию и совершенствованию. Но мы твердо уверены – какую бы Неделю психологии мы не задумали, делать ее мы будем сообща.