Обоснование выбора урока:
Разработка представляется на конкурс, в связи с тем, что на данном уроке используются цифровые образовательные ресурсы, применение которых осуществляется с помощью интерактивной доски. Данный метод изложения новой темы повышает мотивацию учащихся к познанию нового, делает урок более динамичным и привлекательным, что влечет за собой повышение уровня успеваемости и качества знаний учащихся.
Применение готовых ЦОР, находящихся в свободном доступе в Интернете, позволяет учителю значительно сэкономить время на подготовку к урокам. Использование ЦОР дает возможность наиболее рационально использовать время урока.
Представленный проект урока можно применять как целиком, так и частично, как молодыми учителями, так и учителями-стажистами.
Цели:
- ознакомить учащихся с основными понятиями: система счисления, позиционная ССЧ, непозиционная ССЧ;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать:
технологию использования приложений NumLock Calculator и Wise Calculator при переводе чисел из одних систем счисления в другие.
Уметь:
вводить числа с помощью клавиатуры, мыши;
переводить числа из одних систем счисления в другие.
Тип урока: урок с применением современных информационных технологий.
Форма урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, компьютеры, инструкции к практической работе. Межпредметные связи: математика, краеведение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (подготовка рабочего места)
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Ребята, у вас на столах карточки, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и покажите мне. (Приложение 1)
- Надеюсь, что к концу урока ваше настроение улучшится (останется таким же прекрасным).
2. Изложение нового материала.
- Внимание на экран. Перед вами ребусы. Разгадайте их. Это поможет вам сформулировать тему урока.
Учитель: Ребята, с какими видами информации вы уже знакомы?
Учащиеся: Мы знакомы с графической, звуковой, текстовой, видео и фото информацией.
Учитель: Информацию какого вида мы не назвали?
Учащиеся: Числовую.
Учитель: Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся: “Кодирование числовой информации”.
Учитель: Верно.
Откройте рабочие тетради, запишите тему урока.
- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятием системы счисления, с видами систем счисления и выполнить практическую работу: “Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора”. Иллюстрации (Приложение)
Учитель: Внимание на доску.
Далее объяснение нового материала ведется с использованием ЦОР. (Приложение 2 и Приложение 3 – у автора)
В процессе демонстрации ЦОР ребята делают необходимые записи в тетрадях.
3. Закрепление.
Следующим этапом нашего урока будет практическая работа. (Приложение 4)
В процессе выполнения которой мы с вами будем переводить привычные нам числа десятичной системы счисления в те системы счисления с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Это двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и римская системы счисления.
Результаты записать в тетрадь.
Но прежде чем приступить к работе за компьютерами, давайте повторим правила поведения в компьютерном классе.
Не забудьте взять с собой рабочие тетради.
Обратите внимание на ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ листы с которой лежат у вас на столах.
Прочтите их внимательно и выполните задание.
Посмотрите на даты указанные в практической работе и запомните их, это наша с вами история.
В 2007 – 75 лет Пуровскому району.
1939 – Год основания Тарко-Сале.
Учащиеся выполняют работу.
4. Домашнее задание:
§ 3.1.1 с. 75-79, контрольные вопросы с.79-80, задания для самостоятельного выполнения 3.1-3.5, с.80.
5. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.
Литература
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 295 с. : ил.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 212 с. : ил.
- Информатика и ИКТ. 5–7-е классы: методическое пособие. / Босова Л. Л., Босова А. Ю.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Методическая копилка учителя информатики. (http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-12.html)
- Открытый урок по информатике на тему: перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Windows Калькулятор. Гарипова Динара Камилевна, мастер производственного обучения. (https://urok.1sept.ru).
- Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе. 8–11-е классы: методическое пособие /Н.Д.Угринович. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -180 с.: ил.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru).