Урок информатики на тему "Кодирование числовой информации" (9-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 9


Обоснование выбора урока:

Разработка представляется на конкурс, в связи с тем, что на данном уроке используются цифровые образовательные ресурсы, применение которых осуществляется с помощью интерактивной доски. Данный метод изложения новой темы повышает мотивацию учащихся к познанию нового, делает урок более динамичным и привлекательным, что влечет за собой повышение уровня успеваемости и качества знаний учащихся.

Применение готовых ЦОР, находящихся в свободном доступе в Интернете, позволяет учителю значительно сэкономить время на подготовку к урокам. Использование ЦОР дает возможность наиболее рационально использовать время урока.

Представленный проект урока можно применять как целиком, так и частично, как молодыми учителями, так и учителями-стажистами.

Цели:

  • ознакомить учащихся с основными понятиями: система счисления, позиционная ССЧ, непозиционная ССЧ;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать:

технологию использования приложений NumLock Calculator и Wise Calculator при переводе чисел из одних систем счисления в другие.

Уметь:

вводить числа с помощью клавиатуры, мыши;

переводить числа из одних систем счисления в другие.

Тип урока: урок с применением современных информационных технологий.

Форма урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, компьютеры, инструкции к практической работе. Межпредметные связи: математика, краеведение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (подготовка рабочего места)

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Ребята, у вас на столах карточки, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и покажите мне. (Приложение 1)

- Надеюсь, что к концу урока ваше настроение улучшится (останется таким же прекрасным).

2. Изложение нового материала.

- Внимание на экран. Перед вами ребусы. Разгадайте их. Это поможет вам сформулировать тему урока.

Учитель: Ребята, с какими видами информации вы уже знакомы?

Учащиеся: Мы знакомы с графической, звуковой, текстовой, видео и фото информацией.

Учитель: Информацию какого вида мы не назвали?

Учащиеся: Числовую.

Учитель: Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся: “Кодирование числовой информации”.

Учитель: Верно.

Откройте рабочие тетради, запишите тему урока.

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятием системы счисления, с видами систем счисления и выполнить практическую работу: “Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора”. Иллюстрации (Приложение)

Учитель: Внимание на доску.

Далее объяснение нового материала ведется с использованием ЦОР. (Приложение 2 и Приложение 3 –  у автора)

В процессе демонстрации ЦОР ребята делают необходимые записи в тетрадях.

3. Закрепление.

Следующим этапом нашего урока будет практическая работа. (Приложение 4)

В процессе выполнения которой мы с вами будем переводить привычные нам числа десятичной системы счисления в те системы счисления с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Это двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и римская системы счисления.

Результаты записать в тетрадь.

Но прежде чем приступить к работе за компьютерами, давайте повторим правила поведения в компьютерном классе.

Не забудьте взять с собой рабочие тетради.

Обратите внимание на ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ листы с которой лежат у вас на столах.

Прочтите их внимательно и выполните задание.

Посмотрите на даты указанные в практической работе и запомните их, это наша с вами история.

В 2007 – 75 лет Пуровскому району.

1939 – Год основания Тарко-Сале.

Учащиеся выполняют работу.

4. Домашнее задание:

§ 3.1.1 с. 75-79, контрольные вопросы с.79-80, задания для самостоятельного выполнения 3.1-3.5, с.80.

5. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.

Литература

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 295 с. : ил.
  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /Н.Д.Угринович. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 212 с. : ил.
  3. Информатика и ИКТ. 5–7-е классы: методическое пособие. / Босова Л. Л., Босова А. Ю.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Методическая копилка учителя информатики. (http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-12.html)
  5. Открытый урок по информатике на тему: перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Windows Калькулятор. Гарипова Динара Камилевна, мастер производственного обучения. (https://urok.1sept.ru).
  6. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе. 8–11-е классы: методическое пособие /Н.Д.Угринович. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -180 с.: ил.
  7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru).