Конспект урока по информатике с использованием мультимедийной презентации по теме "Понятие "Объект" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • знакомство с понятием “объект”;
  • выделение объектов из окружающего мира;
  • закрепление навыков выполнения команды “вставить” выбранный объект в графическую работу (при изготовлении календарей, выполненных в программе MS Office Publisher).

Оснащение урока:

  • презентация, выполненная в PowerPoint;
  • плакат с ёлочкой, модели ёлочных игрушек с вопросами на оборотной стороне;
  • “заготовки” календарей, выполненных в программе MS Office Publisher;
  • кроссворд, созданный в программе MS Office Word (Приложение 1);
  • шифровка “Код Цезаря” и ключ к нему (Приложение 2);
  • таблицы для экспедиции 3 (Приложение 3);
  • карточки с заданиями для экспедиций– 3 шт. (Приложение 4);
  • рабочие тетради к учебнику.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности (повторение) с выходом на восприятие нового материала.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление (выполнение заданий в рабочей тетради).
  4. Физкультминутка.
  5. Компьютерный практикум.
  6. Подведение итогов, комментарии к выполнению домашнего задания.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности (повторение)/

1. На экране 1 слайд презентации – океан с выплывающим названием “океан Информатика”. (Презентация)

2. 2-й слайд - архипелаг “Повторение”.

3. 3-й слайд - Архипелаг “Действия с информацией”

На магнитной доске - ёлочка с “игрушками”, на которых записаны вопросы по пройденному материалу; дети снимают по одному вопросу и отвечают на них. В случае правильного ответа, “игрушка” достаётся ребёнку.

Сегодня, ребята, мы продолжим наше долгое путешествие по океану с замечательным названием Информатика.

- Что означает слово информатика?

- А что такое информация?

В этом учебном году мы уже побывали на двух архипелагах “океана Информатика”:

1 – архипелаг “Повторение”, состоящий из островов

  • источники и приёмники информации;
  • искусственные и естественные источники информации;
  • носители информации.

2 – архипелаг “Действия с информацией”. На островах сейчас готовятся к празднованию Нового года. Поэтому их названия замаскировались. Чудо-ёлочка поможет нам эти названия вспомнить.

(Примеры вопросов:

  • Какие способы представления информации тебе известны?
  • Как можно собрать информацию?
  • Расскажи, что тебе известно о кодировании и декодировании информации? и т.п.)
II. Изучение нового материала.

Работа в группах (учитель заранее продумывает варианты разбиения класса на группы).

Результат работы 1 экс-педиции выводится через проектор на экран.

На табличках представле-ны математические вы-ражения на порядок действий и вычислениями в рамках изучаемых на уроках математики вычислительных приёмов.

Учащиеся высказывают свои предположения.

4-й слайд - на материке появляются:

  • горы, деревья, дома;
  • люди, животные;
  • явления (дождь, молния, салют и т.д.)

Учитель подводит итог

5-й слайд - появляется вывод

Мы хорошо исследовали архипелаг “Действия с информацией”, и эти знания нам помогут узнать, как называется материк, который находится прямо по курсу нашего корабля.

- Как же он называется? Для поиска ответа на этот вопрос мы снарядим три экспедиции.

1 экспедиция (работа на компьютере). Ваша задача – расшифровать кроссворд и получить ключевое слово. (Приложение 1)

2 экспедиция (работа с кодом Цезаря). Ваша задача – используя Код Цезаря, узнать ключевое слово. (Приложение 2)

3 экспедиция (работа с табличками). Ваша задача – используя таблички, обработать числовую информацию и представить её текстовым способом. Так вы получите ключевое слово. (Приложение 3)

Итак, мы получили ключевое слово “Объект”. Именно так и называется пока неизвестный нам материк. Нам с вами предстоит его изучить, добыть на нём полезные знания, которые помогут сделать нашу жизнь более интересной, наполненной смыслом.

- Кто из вас, ребята, может объяснить слово “объект”?

Нас окружает множество самых разных предметов, которые всегда можно осмотреть, потрогать, понюхать, измерить, попробовать на вкус. Предметы имеют форму, цвет и размер, чем и отличаются друг от друга.

А вот люди, животные – это живые существа. Мы их обычно предметами не называем.

Не можем мы назвать предметом и солнце, его лучи, дождь, ветер, облака, снегопад, вой ветра и многое другое. Каким же словом можно назвать всё то, что я сейчас перечисляла?

Верно. Слово “объект” придумали в Древней Греции более двух тысяч лет назад.

Объект – это любой человек, предмет, явление, процесс или событие, которые мы воспринимаем как единое целое и они становятся объектами нашего внимания, разговора, исследования, описания.

III. Закрепление. (Выполнение заданий в рабочей тетради)

6-й слайд

Катя и Марина – одноклассницы. Катя выше Марины.

1. Рассмотрите рисунок (задание №1):

- Кто это на рисунке? Подпишите.

- Что это на рисунке? Подпишите.

Устно опишите эти объекты.

2. Многие Объекты можно графически представить. (выполняется задание №2).

3. Все объекты, которые мы можем наблюдать, имеют общее видовое название (выполняется задание №3).

4. Объекты обладают какими-либо качествами, свойствами, которые отличают их от других объектов. (выполняется задание №5).

5. Информацию об объекте можно представить разными способами. Рассмотрите рисунок в №7.

5. Что мы видим в левом столбце? А в правом? Допишите нужные слова.

6. Сейчас мы будем выполнять задание к №8. Но прежде давайте рассмотрим образец. (выполняется задание № 8).

7. На этом мы работу в рабочей тетради завершаем. Остались невыполненными № 4, 6, 9. Выполните дома по выбору 2 из них.

IV. Физкультминутка.

Игра “Бывает - не бывает”

Игра “Угадай объект”

1. Я называю объекты с их характеристиками. Если такие бывают, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то вы разводите недоуменно руки в стороны и мотаете отрицательно головой:

горячий снег, красное яблоко, круглый арбуз, синее солнце, синее море, квадратная коробка, квадратный помидор, высокий лилипут.

2. Сейчас я назову свойства объекта, а вы должны его узнать, повернуться в его сторону и назвать.

  • Это такое дополнительное устройство, которое помогает вывести информацию с монитора на большой экран.
  • Это такой предмет белого цвета, на котором можно крепить магнитами необходимые листы и писать маркерами.
  • Это такое дополнительное устройство, которое помогает вывести на бумагу, готовый продукт работы за компьютером.
VI. Компьютерный практикум.

Учащиеся переходят за компьютеры. Открывают свои папки, а в них заготовку календаря.

Работа учащихся на компьютерах. Готовый продукт (календарь) ребята отправляют по сети на принтер.

Ну, а теперь, ребята, нам предстоит продолжить работу с объектами, которые представлены в графическом виде. Сегодня у нас в планах завершить работу над созданием подарочного календаря и вывести его на бумагу.

Итак, сегодня мы будем вставлять картинку в нашу заготовку.

  • на панели горизонтального меню нажимаем кнопку “Вставка”;
  • в появившемся вертикальном меню выбираем строчку “рисунок”, а во вспомогательном меню строку “из файла”, кликаем;
  • в контекстном меню выбираем адрес необходимого файла: на рабочем столе выбираем папку картинки, открываем её, находим в ней папку “Новый год” - открываем её;
  • теперь с помощью полосы прокрутки выбираете подходящий рисунок, выделяете его щелчком левой кнопки мыши и нажимаете кнопку “вставить”;
  • последний этап – отформатировать календарь, сохранить в нём изменения и вывести в печать.
VI. Подведение итогов, комментарии к домаш-нему заданию.

7-й слайд

Что же такое объект?

- Прочитайте текст. Назовите объект, о котором повествуется в рассказе:

  • Аристотель - древнегреческий учёный. Он был учителем Александра Македонского.
  • Александр Македонский был великим полководцем Древней Греции, завоевавшим много разных стран
  • Древняя Греция прославилась великим множеством замечательных людей: учёных, полководцев, музыкантов, философов, поэтов.

- Скажите, а слово “молодцы” может быть объектом? (Да, если мы описываем его свойства: число букв, звуков, даём им характеристику и т.д.)

- Приведите свои примеры объектов реального мира.

- Молодцы.

И в завершение урока ещё раз о домашнем задании: в рабочей тетради № 4, 6, 9. Выполните дома по выбору 2 из них. А в клетчатой части на с.8 нарисуете объект, которое имеет следующие свойства: зелёного цвета, листья – в виде иголок.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. УМК Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак “Информатика и ИКТ”.

2. http://s19.radikal.ru/i192/0908/1d/aa145b359bc7.gif .

3. http://tigris1952.narod.ru/ancientchinesejohnka.gif.

4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/439/82/?orderby=views&limitstart=0.