Цели урока:
Оснащение урока:
- презентация, выполненная в PowerPoint;
- плакат с ёлочкой, модели ёлочных игрушек с вопросами на оборотной стороне;
- “заготовки” календарей, выполненных в программе MS Office Publisher;
- кроссворд, созданный в программе MS Office Word (Приложение 1);
- шифровка “Код Цезаря” и ключ к нему (Приложение 2);
- таблицы для экспедиции 3 (Приложение 3);
- карточки с заданиями для экспедиций– 3 шт. (Приложение 4);
- рабочие тетради к учебнику.
План урока:
- Мотивация учебной деятельности (повторение) с выходом на восприятие нового материала.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление (выполнение заданий в рабочей тетради).
- Физкультминутка.
- Компьютерный практикум.
- Подведение итогов, комментарии к выполнению домашнего задания.
Ход урока
I. Мотивация учебной
деятельности (повторение)/ 1. На экране 1 слайд презентации – океан с выплывающим названием “океан Информатика”. (Презентация) 2. 2-й слайд - архипелаг “Повторение”. 3. 3-й слайд - Архипелаг “Действия с информацией” На магнитной доске - ёлочка с “игрушками”, на которых записаны вопросы по пройденному материалу; дети снимают по одному вопросу и отвечают на них. В случае правильного ответа, “игрушка” достаётся ребёнку. |
Сегодня, ребята, мы
продолжим наше долгое путешествие по океану с
замечательным названием Информатика. - Что означает слово информатика? - А что такое информация? В этом учебном году мы уже побывали на двух архипелагах “океана Информатика”: 1 – архипелаг “Повторение”, состоящий из островов
2 – архипелаг “Действия с информацией”. На островах сейчас готовятся к празднованию Нового года. Поэтому их названия замаскировались. Чудо-ёлочка поможет нам эти названия вспомнить. (Примеры вопросов:
|
II. Изучение нового
материала. Работа в группах (учитель заранее продумывает варианты разбиения класса на группы). Результат работы 1 экс-педиции выводится через проектор на экран. На табличках представле-ны математические вы-ражения на порядок действий и вычислениями в рамках изучаемых на уроках математики вычислительных приёмов. Учащиеся высказывают свои предположения. 4-й слайд - на материке появляются:
Учитель подводит итог 5-й слайд - появляется вывод |
Мы хорошо исследовали
архипелаг “Действия с информацией”, и эти
знания нам помогут узнать, как называется
материк, который находится прямо по курсу нашего
корабля. - Как же он называется? Для поиска ответа на этот вопрос мы снарядим три экспедиции. 1 экспедиция (работа на компьютере). Ваша задача – расшифровать кроссворд и получить ключевое слово. (Приложение 1) 2 экспедиция (работа с кодом Цезаря). Ваша задача – используя Код Цезаря, узнать ключевое слово. (Приложение 2) 3 экспедиция (работа с табличками). Ваша задача – используя таблички, обработать числовую информацию и представить её текстовым способом. Так вы получите ключевое слово. (Приложение 3) Итак, мы получили ключевое слово “Объект”. Именно так и называется пока неизвестный нам материк. Нам с вами предстоит его изучить, добыть на нём полезные знания, которые помогут сделать нашу жизнь более интересной, наполненной смыслом. - Кто из вас, ребята, может объяснить слово “объект”? Нас окружает множество самых разных предметов, которые всегда можно осмотреть, потрогать, понюхать, измерить, попробовать на вкус. Предметы имеют форму, цвет и размер, чем и отличаются друг от друга. А вот люди, животные – это живые существа. Мы их обычно предметами не называем. Не можем мы назвать предметом и солнце, его лучи, дождь, ветер, облака, снегопад, вой ветра и многое другое. Каким же словом можно назвать всё то, что я сейчас перечисляла? Верно. Слово “объект” придумали в Древней Греции более двух тысяч лет назад. Объект – это любой человек, предмет, явление, процесс или событие, которые мы воспринимаем как единое целое и они становятся объектами нашего внимания, разговора, исследования, описания. |
III. Закрепление. (Выполнение
заданий в рабочей тетради) 6-й слайд Катя и Марина – одноклассницы. Катя выше Марины. |
1. Рассмотрите рисунок
(задание №1): - Кто это на рисунке? Подпишите. - Что это на рисунке? Подпишите. Устно опишите эти объекты. 2. Многие Объекты можно графически представить. (выполняется задание №2). 3. Все объекты, которые мы можем наблюдать, имеют общее видовое название (выполняется задание №3). 4. Объекты обладают какими-либо качествами, свойствами, которые отличают их от других объектов. (выполняется задание №5). 5. Информацию об объекте можно представить разными способами. Рассмотрите рисунок в №7. 5. Что мы видим в левом столбце? А в правом? Допишите нужные слова. 6. Сейчас мы будем выполнять задание к №8. Но прежде давайте рассмотрим образец. (выполняется задание № 8). 7. На этом мы работу в рабочей тетради завершаем. Остались невыполненными № 4, 6, 9. Выполните дома по выбору 2 из них. |
IV. Физкультминутка. Игра “Бывает - не бывает” Игра “Угадай объект” |
1. Я называю объекты с их
характеристиками. Если такие бывают, то вы
хлопаете в ладоши, если нет, то вы разводите
недоуменно руки в стороны и мотаете отрицательно
головой: горячий снег, красное яблоко, круглый арбуз, синее солнце, синее море, квадратная коробка, квадратный помидор, высокий лилипут. 2. Сейчас я назову свойства объекта, а вы должны его узнать, повернуться в его сторону и назвать.
|
VI. Компьютерный
практикум. Учащиеся переходят за компьютеры. Открывают свои папки, а в них заготовку календаря. Работа учащихся на компьютерах. Готовый продукт (календарь) ребята отправляют по сети на принтер. |
Ну, а теперь, ребята, нам
предстоит продолжить работу с объектами, которые
представлены в графическом виде. Сегодня у нас в
планах завершить работу над созданием
подарочного календаря и вывести его на бумагу. Итак, сегодня мы будем вставлять картинку в нашу заготовку.
|
VI. Подведение итогов,
комментарии к домаш-нему заданию. 7-й слайд |
Что же такое объект? - Прочитайте текст. Назовите объект, о котором повествуется в рассказе:
- Скажите, а слово “молодцы” может быть объектом? (Да, если мы описываем его свойства: число букв, звуков, даём им характеристику и т.д.) - Приведите свои примеры объектов реального мира. - Молодцы. И в завершение урока ещё раз о домашнем задании: в рабочей тетради № 4, 6, 9. Выполните дома по выбору 2 из них. А в клетчатой части на с.8 нарисуете объект, которое имеет следующие свойства: зелёного цвета, листья – в виде иголок. |
Список литературы и интернет-ресурсов
1. УМК Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак “Информатика и ИКТ”.
2. http://s19.radikal.ru/i192/0908/1d/aa145b359bc7.gif .
3. http://tigris1952.narod.ru/ancientchinesejohnka.gif.
4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/439/82/?orderby=views&limitstart=0.