Задачи:
- Закрепить знания числовой последовательности от 1 до 10 и место числа 0 в ней; умения оперировать понятиями «увеличить», «уменьшить»; выполнять сложение и вычитание в пределах 10.
- Развивать наглядно-образное мышление, устную речь, умение анализировать содержание рисунка для составления арифметической задачи.
- Воспитывать интерес к учебному труду, самооценку, желание прийти на помощь друг другу.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, у учеников – зелёный, жёлтый и красныё круги для самооценки, конверты синие и розовые с карточками –примерами для игры «Учитель-ученик» по 5-7 штук, чёрный мешочек с магнитными цифрами, карточки с ответами-буквами к устному счёту, карточки с примерами (Приложение 2), карточки –состав чисел «Помоги Лунтику», презентация (Приложение 1), электронная физминутка (Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Игра «Учитель-ученик»- решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
- Начнём наш урок с игры «Учитель-ученик». У вас на партах два конверта – синий и розовый. Напоминаю правила игры. Договоритесь, кто вначале игры будет учителем, а кто учеником. Учитель берёт розовый конверт. Показывайте карточку из конверта ученику, если он отвечает правильно - кладите карточку в конверт, если нет - на парту. Играем в течение 2-х минут, затем по моей команде меняемся ролями, учитель берёт синий конверт. Снова играем 2 минуты.
(Учитель засекает время, дети играют в парах.)
– Оцените свои ответы. Кто решил все примеры – покажите зелёный круг, у кого были ошибки – жёлтый, кто не решил ни одного примера – красный.
3. Введение в тему урока
- Ребята, к нам на урок сегодня хотел прийти гость. Посмотрим, кто это (слайд №2)
Никого нет, только задания. Сможем мы их выполнить?
(Чтение записи со слайда, вычисление значений, рядом закрепляются карточки с ответами и буквами.)
- Давайте прочитаем, какое слово получилось (слово непонятное).
Что же делать? Может можно числа поставить в определённом порядке?
(Расставляем числа в порядке возрастания.)
Прочитаем сейчас слово – Лунтик (слайд №3).
Посмотрите на рисунок. Догадайтесь, чему учится Лунтик? (математике)
И у нас урок математики. А чем мы можем помочь Лунтику? Чему можем уже его научить? (Ответы детей.)
4. Постановка учебной задачи:
- Сегодня нам нужно вспомнить все числа, которые мы изучили, потренироваться в правильном счёте, порешать задачи так, чтобы и Лунтик умел всё это делать. Поможем Лунтику учить математику?
5. Закрепление знаний числовой последовательности (слайд №4)
- Посмотрите, что-то у Лунтика не получается. Как вы думаете, что случилось? (Все числа перемешались, нужно помочь их расставить по порядку.) Давайте восстановим числовой ряд.
Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Правила: взять цифру из мешочка, определить наощупь, какое это число, найти его место в числовой последовательности.
(Дети выходят по одному, узнают цифру, называют, определяют её место.)
- Молодцы! Проверим, правильно ли мы выполнили задание (слайд №5).И Лунтик рад. Назовите числа в обратном порядке. Назовите соседей числа 5. Какое число предшествует числу 7? Какое число стоит между числами 8 и 10? Назовите самое маленькое из этих чисел? Где оно стоит при счёте? (Вопросы на усмотрение учителя.)
- Откройте тетради. Запишите числа по порядку в строке.
(Работа в тетрадях.)
- Чему научился сейчас Лунтик? (Правильно считать по порядку, в обратном порядке, записывать числа цифрами.)
ФИЗМИНУТКА с Лунтиком слайд №6 – переход по ссылке.
6. Составление по рисунку и решение простых задач.
- Ребята, вы ведь знаете, что у Лунтика много друзей и никого он не бросает в беде (слайд №7).
Пчелёнок Кузя собирал нектар в ведёрки и попросил Лунтика посчитать, сколько ведёрок он собрал. Поможем Лунтику? Расскажите по рисунку задание (слайд №8).
(Рассказ учеников, составление решения, запись в тетради, проверка по слайду.)
- А это кто? (слайд №9)
Божья коровка Мила. Чем любит заниматься Мила? (Строить песочные домики и пирамидки.)
Расскажите, что произошло (рассказы учеников по слайду №9: Мила построила 6 пирамидок, но 2 рассыпались).
Что мы можем посчитать? (Сколько пирамидок осталось, запись решения, проверка по слайду.)
- Чему ещё научился Лунтик с нашей помощью? (Составлять по рисунку задачи, записывать их решения.)
7. Сложение и вычитание в пределах 10.
- Ребята, а с кем живёт Лунтик? (С бабой Капой и генералом Шером.)
Баба Капа тоже приготовила Лунтику задание (слайд №10).
Нужно решить примеры. Клетки, в которых примеры с ответом 5 – нужно закрасить в красный цвет.
(Индивидуальная работа.)
- Давайте проверим, как вы посчитали (слайд №11, чтение примеров разными способами, отработка понятий «увеличить» «уменьшить»).
У кого получилось так же? Какая цифра на вашей карточке? (5)
- Чем мы помогли Лунтику?
8. Итог урока. Рефлексия
- Чем мы сумели помочь Лунтику в изучении математики?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Что получилось лучше?
- Чему нужно ещё поучиться?
9. Самооценка
- Поднимите руку, кто оценивает свою работу так (красный круг на слайде № 12). Почему?
- Кто оценил бы свою работу так (жёлтый круг) Почему?
- А кто поставил бы себе такую оценку (зелёный круг) Почему?
- Ребята, я думаю, что мы очень помогла Лунтику. И он оценивает нашу помощь так (зелёный круг)
Задание слайда № 14 – дополнительно, если будет время на уроке.
Переход на слайд по ссылке со слайда №10.