Урок русского языка "Употребление глаголов"

Разделы: Русский язык


Эпиграф:

Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие! (А. Югов)

Ход урока

I. Оглавление темы, цели. Записываем в тетради тему и эпиграф

II. Лексико-орфографическая работа (слова написаны на доске)

- лингвист, лингвистика

- динамика

- статика

Выясняем значение по словарю иностранных слов. Составляем предложения.

III. Слово учителя

1) Глагол составляет самую многочисленную после существительных армию слов. По подсчетам лингвистов в словаре Ожегова 40% существительные, 30% глаголы.

Исключительна роль глагола и в предложении, и в тексте. Если существительные называют предмет, то глагол сообщает о предмете какую-то информацию, так выражается мысль.

Богатство глагола связано с его многозначностью: 2/3 глаголов многозначны.

Задание 1. Найдем в "Толковом словаре" Ожегова глагол "идти" и обратим внимание на количество значений - 26 значений!

2) Богаты стилистические, выразительные возможности глаголов. Говоря о богатстве, гибкости и живописности русского языка, В. Г. Белинский так писал о глаголе: "В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и более глаголов" (высказывание записано на доске).

Задание 2. Найдем в "Словаре синонимов" нашего учебника и выпишем синонимы к глаголам "думать" (для одного варианта) и "есть" (для другого варианта). Составим с ними предложения, чтобы одно относилось к художественному стилю, а другое предложение - к разговорному. ( Обратим внимание на стилистическую разность в употреблении глаголов из одного синонимического ряда)

3) Велика роль глагола и в создании смыслового единства текста.

- В каком типе речи глаголы несут основную нагрузку?

- В повествовательном, так как этот тип речи характеризуется динамикой.

IV. Посмотрим, что же может глагол.

Задание 3. Прочитайте отрывок, подчеркните глаголы-сказуемые, проставьте запятые, составьте схему предложения (текст распечатан на каждого ученика)

Сын на ножки поднялся
В дно головкой оперся
Понатужился немножко
"Как бы здесь на дверь окошко
Нам проделать?" - молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.

- Почему так много глаголов? (в 6 строчках - 7 глаголов)

- Почему в первом предложении нет ни одного союза? Медленно, спокойно, энергично или напористо хочется их прочитать?

- Что особенного в последнем предложении (союз и). Действие продолжается или завершилось, пришло в статичное состояние? Прочитаем, передав динамику.

Задание 5. В данное предложение (записано на доске) впишем слова статика, динамика, чтобы получилась цитата из книги лингвиста Федорова "Образная речь":

В тексте, рисующем : картины действительности, глагольных форм мало;

: событий, действий и поступков героев передается с помощью глаголов.

Задание 6. Прочитаем два отрывка из произведений Пушкина

1.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

2.

Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,
Сквозь огонь окопов рвутся шведы,
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею.

- О чем рассказывается в каждом отрывке?

- Что передает в них автор?

- О каком из этих текстов и почему можно сказать, что его "пронизывают великолепные энергичные, действенные глаголы"?

- Сколько их в другом описании? Почему во втором нет ни одного союза? (паузы делят текст на короткие отрезки, а в первом - отрезки длинные, протяжные).

- Какую смысловую нагрузку несут глаголы при описании боя и осени?

- В каком значении они употреблены?

-Определить, есть ли в отрывках другие лексические средства выразительности: сравнения, метафоры, эпитеты.

Задание 7. Составить небольшой текст "Наступление грозы" или "Мы на уроке физкультуры", стараясь передать динамику действий. Подчеркнуть глаголы, отметить вид и время.

V. Послушайте похвальное слово - гимн глаголу, который написал известный лингвист Колесов.

Глагол - это цельная мысль, а не отдельное понятие, как существительное, это сообщение о чем-то, а не чувство, как прилагательное. В течение сотен лет сохранялась лаконичная, краткая речь предков в емком слове - в важнейшей части речи - глаголе. Не готовое определение, а ускользающий признак сказуемого, сказанного, выявленного.

Не белый, беленький, беловатый, не белость, белизна,

а белеть, белеться, белить

Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, а у него каждое третье слово - глагол. Самая необходимая часть речи. Каждый глагол - свернутая в слове целая речь. В глаголе как в капсуле, заключена взрывчатая сила целого выражения, целой фразы, и стоит задуматься - как в нужный момент развернется он сочетанием слов.

VII. Домашнее задание. Сочинение-размышление. Доказать справедливость слов эпиграфа.