Урок изобразительного искусства. Декоративная работа "Сказочная птица" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: формирование эмоциональной сферы младших школьников посредством приобщения их к художественному труду.

Задачи:

  • образовательные - уметь передавать сказочный образ Жар-птицы, используя нетрадиционные техники при работе с бумагой и красками; знать понятия о тёплых и холодных цветах;
  • развивающие - развивать фантазию и умение творчески стилизовать формы животного мира в декоративные;
  • здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Краткое описание:

  • Урок изобразительного искусства "Сказочная птица" разработан по программе В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. По тематическому плану - это 1 урок в разделе.
  • "Мы рисуем сказку". По типу - это урок изучения нового материала. По виду - урок-сказка.

Учебный материал:

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация (Приложение 1), иллюстрации с изображением сказочных птиц, образцы народных росписей с изображением птиц, образцы педагогического рисунка, заготовки для работы, сообщение "Райские птицы" (Приложение 2), конверт с маленькими раскрасками, музыка песни "В мире много сказок", "Голоса птиц", книги о птицах.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Краски, карандаш, альбомный лист?

Наш урок я хочу начать с улыбки. Вы улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы добры и приветливы, ласковы и доброжелательны. Я желаю вам хорошего настроения, творческих открытий, бережного отношения друг к другу.

2. Определение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот куда, догадайтесь. (Звучит музыка песни "В мире много сказок".)

Мы совершим путешествие в сказку, а точнее в сказочный лес.

Встаньте и представьте, что вы птицы.

(На доске открывается изображение леса.)

Вот мы с вами и в сказочном лесу! Но что случилось?         

Вам нравится такой лес? Почему? Похож ли он на сказочный?

(Лес совсем обычный и не похож на сказочный.)

Да, действительно, лес пустой и совсем не сказочный. Что же в нём не так?

(Нет ни птиц, ни зверей.)

Что же надо сделать, чтобы лес стал сказочным, красивым?

Как вы думаете, обычные ли птицы живут в сказочном лесу?

А какие, вы узнаете, отгадав загадку: (Слайд 2)

Я блистаю словно солнце,
Нет прекраснее меня,
Если выгляну в оконце
Озарится вся земля. (Жар-птица)

Итак, какова тема нашего урока? (Сказочные птицы) (Слайд 3)

3. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 4)

Народные мастера (росписи, птицы-свистульки) любили изображать птиц. (Слайд 5)

В народных поверьях и сказках птица - символ света, радости, счастья. Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей. (Слайд 6)

Что вы знаете о Жар-птице? Почему она так называется?

Глядя на удивительные образы, создаваемые народными умельцами, послушайте, как описывают Жар-птицу писатели: (Слайд 7)

"Жар - Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина".

В русском искусстве часто использовали всевозможные орнаменты, где были искусно вплетены фигурки птиц и животных. Но эти фигурки были более простыми или более сложными по форме, цвету и деталям предмета, чем в реальной жизни. В изобразительном искусстве есть такое понятие, как стилизация.

Стилизация - это декоративная обработка форм растительного и животного мира. Стилизация особенно характерна для орнамента, где превращает объект изображения в мотив узора.

В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет. Он может изменить форму изображаемой птицы или выполнить её совсем другого цвета, чем в реальной жизни. Вы так же, придумывая сказочную птицу, можете изменить и форму, и цветовую гамму изображаемой птицы. Главной задачей для вас сегодня является выполнение красочной волшебной птицы, которой до вас ещё никто не создавал. (Слайд 8)

В какой технике можно выполнить такую работу?

(Рисунок, аппликация, коллаж:)

4. Объяснение задачи самостоятельной работы.

Я предлагаю вам сегодня поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)

Каждая группа создаст свою сказочную Жар-птицу. Посмотрите, у вас на столах лежат заготовки. Это "перья" для птицы. Если из них сделать птицу, будет ли она красивая?

(Слайд 9) Что с ними надо сделать? (Раскрасить)

Какую цветовую гамму лучше использовать: тёплую или холодную? (Тёплую)

Почему? (Жар-птица светится, горит огнём) (Слайд 10)

Какой цвет самый яркий? (Красный) Поэтому его лучше использовать для тех деталей, которые надо будет выделить. Это могут быть концы перьев, клюв, лапки и другие мелкие детали.

Как вы можете расположить свою Жар-птицу? (Слайд 11)

(Рассматриваются различные варианты.)

Педагогический рисунок.

5. Практическая работа детей.

Дети выбирают один из предложенных вариантов изображения Жар-птицы или придумывают свой.

Музыкальная физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложим назад.

Скажите, а только ли сказочные птицы могут быть такими яркими и красивыми? Может быть, в природе есть птицы, которые похожи на сказочных? Каких птиц вы знаете?

(Слайд 12)

(Сообщение "Райские птицы" читает ученик.) (Слайд 13)

"В семейство райских птиц входит около 40 видов птиц. Они населяют Новую Гвинею и Австралию. Это лесные птицы. Некоторые виды питаются фруктами, но большинство видов питается насекомыми, маленькими древесными лягушками, ящерицами, которых птицы собирают на ветвях деревьев. Эти птицы держатся обычно в одиночку или парами."

6. Итог урока.

Пришло время оживить наш лес и сделать его действительно сказочным.

Давайте поселим в нём наших замечательных птиц.

(Дети вывешивают своих сказочных птиц)

(Звучит музыка "Голоса птиц") (Слайд 14)

Вам понравился наш урок? Что понравилось и запомнилось больше всего? Оцените своё настроение, с которым вы заканчиваете урок. Чему учились сегодня на уроке? Какие трудности возникли во время работы?

Сегодня мы с вами много говорили о красоте птиц, и вы попробовали сделать птиц красочными и яркими. На следующем уроке мы продолжим говорить о сказочных птицах, и каждый из вас попробует создать уже именно свою птицу. (Слайд 15)

Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке. Мне было легко с вами работать. Смотрите, наш лес действительно стал волшебным. Что за конверт появился? Да в нём подарок для вас. Это маленькие раскраски. Вам понравилось изображать сказочных птиц? Вы можете дома раскрасить этих волшебных птиц. Их можно раскрасить цветными карандашами или акварелью, если хотите задание сложнее. Помните, какой цветовой гаммой надо воспользоваться.

Сегодня вы узнали о райских птицах. К следующему уроку можно будет приготовить сообщение о каких-нибудь других необычных птицах.

(Индивидуальные задания)