Физико-историческая викторина "Дорогами Победы"

Разделы: Физика


Цели:

- посмотреть “глазами физики и математики” на происходившие в ВОВ события, чтобы лучше их осмыслить, оценить роль знаний, смекалки;

- приобщить учащихся к коллективному поиску истины;

- формировать патриотические чувства учащихся.

Оформление:

  • репродукции картин известных художников, запечатлевших исторические события
  • плакаты:

“Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет”. А. Невский

“Смекалка на войне помогает вдвойне”.(Поговорка)

Оборудование: видеоплеер, кодоскоп, географический атлас, политическая карта мира, магнитофон.

Участники: учащиеся 7–8-х классов.

Ведущие: учащиеся старших классов

Зрители: учащиеся 5–6-х классов.

Жюри: учителя и учащиеся старших классов.

В викторине принимают участие две команды. Право ответа принадлежит той команде, которая первой поднимет табличку со своей эмблемой.

После каждого задания подводятся итоги.

Все числовые данные, встречающиеся в тексте ведущих, полученные при решении задач и встречающиеся в сообщениях учащихся, записаны на листах и помещаются на классную доску.

I ведущий: 65 лет прошло… 65 лет!

Дети, родившиеся после войны, стали взрослыми, и у них уже родились свои дети, внуки, правнуки… И война постепенно уходит в прошлое, становится страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней, почему так волнуют нас кадры старой кинохроники?

II ведущий: Война… От Бреста до Москвы – тысяча километров, а от Москвы до Берлина – тысяча шестьсот километров. (Тихо звучит мелодия песни “Баллада о солдате” Соловьева-Седова)

I ведущий: Это если считать по прямой…

II ведущий: Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров – это если поездом, то менее четырех суток, самолетом – примерно четыре часа…

I ведущий: Перебежками и по-пластунски – четыре года!

II ведущий: Четыре года! Тысяча четыреста восемнадцать дней. Тридцать четыре тысячи тридцать два часа!

I ведущий: Мы хотим сегодня услышать, понять воинов, прошедших за тысячу четыреста восемнадцать дней эти самые две тысячи шестьсот километров и дошедших до Берлина, чтобы на ступенях Рейхстага наконец – то устало присесть, отложив автомат, и сказать с облегчением: “Все, ребята… конец…”

II ведущий: Мы хотим сегодня вместе с вами вспомнить военные дороги наших дедов и прадедов, вспомнить, как это было…

I ведущий: Однажды, после успешной штурмовки, младший лейтенант Анатолий Петрович Чубаров удалялся от цели на предельно малой высоте. Внезапно заметил в лесу хорошо замаскированный склад боеприпасов. Отчетливо различил даже, как фашисты на руках переносили снаряды, грузили их в машины.

Развернувшись, Чубаров обрушил на склад весь остаток боеприпасов. Вражеские зенитчики, спохватившись, открыли по штурмовику огонь, но поздно: Ил-2, едва не задевая крылом верхушки деревьев, уходил к линии фронта.

Учитель предлагает командам решить задачу.

Задача № 1: Скорость бронированного штурмовика Ил-2, равна 420 км/ч. Какой путь преодолел самолет, если полет по заданию командования продолжался 1 ч. 40 мин.?

(Ответ: 700 км)

(Во время решения задачи звучит Симфония № 7 Д. Шостаковича)

II ведущий: Сталинград… Символ несгибаемой воли, мужества советского народа. В битве на Волге численному превосходству врага в боевой авиационной технике противопоставлялось блестящее мастерство наших командных кадров, беззаветная самоотверженность летчиков. В небе Сталинграда вели бои летчики 16-й воздушной армии под командованием Сергея Игнатьевича Руденко на истребителях Як-1. Военные условия вынуждали искать новые способы ведения воздушных схваток для победы в воздухе, и поэтому нужны были более маневренные самолеты.

С. П. Руденко посещает авиационный завод и просит инженеров о снижении веса машины Як-1, чтобы повысить ее маневренность.

Первая шестерка модернизированных истребителей сразу же достигла значительного успеха на фронте.

Учитель предлагает командам решить задачу.

Задача №2: Через сколько времени модернизированный Як-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?

(Ответ: 1 мин. 12 с.)

(Во время решения задачи звучит Симфония №7 Д. Шостаковича)

I ведущий: В тактический арсенал наших авиаторов вошел вертикальный маневр, широко применяющийся в воздушных боях. (Фрагмент воздушного боя из кинофильма “В бой идут одни старики”)

II ведущий: …Весной 1942 года 3-я ударная армия генерал-лейтенанта К. Галицкого во взаимодействии с другими соединениями овладела городом великие Луки. По сообщениям разведки, враг, укрывшийся за неширокой рекой Ловать, готовил контрудар.

Вот тогда-то у начальника штаба инженерных войск армии военного инженера второго ранга Григоренко родился интересный замысел. После его доклада на Военном совете, начальник штаба армии Генерал-майор Юдинцев рассмеялся: “Фашистам купание устроить? Вот это идея!”

Вопрос командам предлагает учитель: В чем заключалась гениальная идея Григоренко? (Учащиеся используют географический атлас)

Ответ: Нужно было возвести плотину ниже по течению реки Ловать. В результате этого уровень воды повысится и подтопит нижний берег, занятый противником.

II ведущий: А во время войны было так. Григоренко предложил запрудить Ловать и затопить низкий берег, где окопался противник. Плотину сооружали в полной тайне. Гитлеровцы поначалу не придали значения тому, что уровень воды в реке понемногу поднимался. Когда же мощный поток хлынул в их траншеи, окопы, они лихорадочно эвакуировались. Так без единого выстрела была одержана победа над численно превосходящим врагом.

I ведущий:

Говорит пехота: “Чистая работа!
Где ударит “Катя”, фрицу не пролезть.
Воевать охота, - говорит пехота, -
Раз у нас такая пушка есть!”

Влево и направо, бьет врагов на славу,
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет “Катя” щедрою рукой.

II ведущий: Эти стихи написаны военврачом С. Семиным на фронте в июле 1942 года.

Вопрос командам предлагает учитель: О каком оружии говорится в этих строках?

Ответ: Оружие – “катюша”. “Катюши” - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Первый боевой залп установки был произведен 14 июля 1941 года по крупному железнодорожному узлу г. Орша, занятому врагом.

Учитель предлагает командам решить задачу.

Задача №3: Сила, действующая на снаряд боевой ракетной установки “катюша” 19,6 кН. Выпущенный из нее снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у нее 16?

(Ответ: 2508,8 МДж)

(Во время решения задачи звучит мелодия песни “Катюша” М. Блантера)

I ведущий: Летом 1942 года немцы занимали плацдарм под Киришами, на правом берегу Волхова. На прибрежной полосе земли площадью около 10 км2 противник прочно занимал так называемую Высокую рощу. Возвышенность господствовала над местностью, закрывая от наблюдателя гитлеровские переправы через реку.

У майора Сергея Павловича Назарова, начальника отдела заграждений штаба инженерных войск фронта, возникла мысль возродить давний прием – совершить минный подкоп под укрепления врага.

Работы начались в ноябре. На первый взгляд прогрызть в земле тоннель сечением более 1 м2 и длиной 180 метров сравнительно несложно. Но затея с подкопом требовала полной скрытности. Поэтому грунт выносили в мешках, рассыпали по ближайшим воронкам, маскировали снегом.

Учитель предлагает командам решить задачу.

Задача №4: Сколько килограммов земли вынесли в мешках солдаты при выполнении подкопа сечением 1 м2 и длиной 180 м, если считать среднюю плотность выносимого грунта 1950 кг/м3?

(Ответ: 351 т)

(Во время решения задачи звучит песня “Баллада о солдате” Соловьева-Седова)

I ведущий: В конце галереи поместили во взрывную камеру более 30 тонн взрывчатки. Точно в назначенный час содрогнулась, словно при землетрясении, земля. Над высотой оседал огромный черный гриб поднятой земли. Пока гитлеровцы опомнились, штурмовой батальон автоматчиков утвердился на важной позиции.

II ведущий: При отражении одной из атак фашистов наши подбили вражеский бронетранспортер, в котором бойцы нашли около шестидесяти резиновых жгутов. При взгляде на эти вроде бы бесполезные жгуты у И. М. Журбы появилась идея: создать с помощью жгутов и сучьев деревьев “малокалиберную артиллерию”, используя в качестве снарядов гранаты-лимонки.

Вопрос командам: Как можно реализовать эту идею, как объяснить ее?

Ответ: Из массивных сучьев сделать большие прочные рогатки, к ним привязать концы резиновых жгутов. Рогатки вбить в землю. В каждый жгут вложить по гранате – лимонке. Один солдат должен натянуть жгут, другой разжать кольцо гранаты, выдернув чеку и пустить “снаряд”. Выброс снаряда обеспечивала сила упругости, возникающая в жгуте при его деформации в процессе растяжения.

II ведущий: Солдаты командира И.М. Журбы открыли огонь из 52 орудий самодельной “малокалиберной артиллерии” по противнику, находившемуся более чем в 100 метрах. Все смешалось в стане врага, возникла паника, наши бойцы пошли в атаку и отбросили противника.

I ведущий: Великая Отечественная война была суровым испытанием для советских людей, и они с честью выдержали его. А рядом с бойцами Советской армии шли по фронтам великой отечественной боевые друзья – собаки.

Сообщения участников команд:

1 ученик: Собаки были истребителями танков.

Из донесений командующего 30-й армии генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 года:

“В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного отряда. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится”.

На счету собак – 300 уничтоженных танков противника.

2 ученик: Собаки были связистами.

Из донесений штаба Ленинградского фронта:

“Шесть собак связи, используемых 42-й армией, заменили 10 человек посыльных, причем доставка донесений и приказаний командного пункта в роты и боевое охранение ускорилась в 3–4 раза”.

Общее число, доставленных собаками в периоды, когда не было иной связи, - свыше 200 тысяч. Кроме того, собаками – связистами протянуто 8 тысяч километров телефонного кабеля.

3 ученик: Собаки были санитарами.

Зимой – на легких санках, летом – на так называемых волокушах или просто на носилках, поставленных на колеса, на собаках вывозились раненные бойцы непосредственно с поля боя. Причем вывозили из таких мест, куда не мог подойти никакой другой транспорт.

Всего же ездовые собаки, участвовавшие в войне и прошедшие с Советской Армией от Волги до Берлина, сражавшиеся на всех фронтах – от черного до северного моря – вывезли с поля боя 680 тысяч солдат и офицеров и доставили на передовые 5862 тонны боеприпасов.

4 ученик: Собаки были саперами.

Благодаря своему исключительному чутью собаки безошибочно отыскивали мины, даже если они были в деревянных корпусах и поэтому их не могли обнаружить миноискатели. Собаки помогли разминировать более 300 городов и населенных пунктов, в том числе и такие города, как Киев, Одесса, Новгород, Варшава, Будапешт, Прага, Берлин. Они обследовали заминированную территорию в общей сложности 15 с лишним тысяч километров, обнаружив при этом более 4 миллионов мин. Причем, благодаря собакам, разминирование велось надежно и в 20 раз быстрее, чем без собак.

I ведущий: Шестьдесят тысяч собак “служило” в армии во время Отечественной войны. Рядом с породистыми обладательницами роскошных родословных честно и беззаветно трудились беспородные дворняжки.

Учитель подводит итог мероприятия, сообщает о достигнутой цели.

(Тихо звучит мелодия песни “Нам нужна одна Победа” Булата Окуджавы)

II ведущий:

…Много верст отмерили шагами,
Много сел прошли и городов.
Далеко остались за холмами
Русса, Остров, Новгород и Псков.
Позади остались Рига, Таллин.
Путь вперед теперь у нас один:
Мы идем, спешим в чужие дали
По маршруту Кенегсберг – Берлин.

(Звучит песня “Нам нужна одна Победа” Булата Окуджавы)

I ведущий:

Навстречу раскатам
Ревущего грома
Мы в бой поднимались
Светло и сурово,
На наших знаменах начертано слово Победа!

(Тихо звучит песня “День Победы” муз. Д. Тухманова, Победа! сл. В. Харитонова)

Во имя Отчизны – победа!
Во имя живых – победа!
Во имя грядущих – победа!..

(Роберт Рождественский “Реквием”)

(Звучит песня “День Победы”)

II ведущий: Идут года сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло.

Но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в Истории.

Награждение победителей.

Литература

  1. Люди большой судьбы. М.: Военное издательство, 1987.
  2. В. И. Третьяков. Вечер – панорама “вопросы физиков к историческим событиям”
  3. А. Е. Енухович Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1989.
  4. В. В. Корявко Викторина “Вклад ученых – физиков и химиков, конструкторов в дело Победы над фашизмом”. Физика в школе № “ 2002, с. 56.