Пояснительная записка.
С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся и имеет огромное практическое значение в будущей жизни ученика. Решение любой содержательной задачи призвано учить разрешать жизненную, производственную или научную проблему, с которой сталкивается любой человек. Особое внимание следует уделить тому периоду жизни учащихся, который приходится примерно на средние и старшие классы школы, когда детство уже позади, но профессиональное использование математики ещё невозможно. Этот период является критическим для успеха или неуспеха в строгом абстрактном мышлении: одни получают призы на олимпиадах, других математика только путает и пугает. И хорошее преподавание текстовых задач играет неоценимую роль в этот период, для того, чтобы при встрече текстовых задач в заданиях ЕГЭ, в конкурсных заданиях в уже старших классах они не вызывали затруднений. Практика показывает, что текстовые задачи остаются пропущенными в тестах, поскольку учащиеся не имеют прочных навыков решения задач.
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку, сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.
Цели курса:
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, развивать умение анализировать задачные ситуации, строить для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
- способствовать пониманию необходимости умения решать текстовые задачи не только алгебраическим способом, но и арифметическим.
Задачи курса:
- воспитывать логическую и эстетическую культуру, создавая благоприятный эмоциональный фон обучения, вызывая интерес к процессу поиска решения задач и к самому учебному предмету-математике.
- обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.
- раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей
- снятие психологических барьеров и ограничений
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает систематизацию текстовых задач, решение не только типовых, но и задач повышенной сложности, самостоятельную работу учащихся. Предлагаемые задачи являются различными по уровню сложности. Предложены задачи обязательного уровня до достаточно трудного конкурсного, олимпиадного уровня. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основные методы обучения: беседа, рассказ, поисковый. Формами организации обучения будут служить индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная.
В процессе обучения учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при решении задач.
Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся
Содержание курса
Теоретическая часть.
1 .Из истории использования текстовых задач в России и за рубежом.
Практика применения текстовых задач от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников до наших дней.
Пристальное внимание к текстовым задачам - почти исключительно российский феномен. Старинные задачи из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого (1703)
2. Такие разные задачи на движение. Эти задачи часто встречаются в текстах контрольных работ, тестах, на олимпиадах. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов, сколько обучение поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности, возможность приохотиться к занятиям математикой.
3. Текстовые задачи на проценты. Основные задачи на проценты. Процентные расчёты в жизненных ситуациях. Показ широты применения в жизни процентных расчётов. Банковские операции.
4. Текстовые задачи на сплавы и смеси. Абсолютное содержание вещества.
Относительное содержание вещества. Типичные ситуации: смешали две смеси.
5. Текстовые задачи на “совместную работу”.Производительность. Объём работы. Время.
Практическая часть.
1. Деловые игры. Тренинги. Анкетирование. Приёмы развития памяти, внимания.
2. Сообщения о великих и знаменитых математиках.
3. Аналитико-синтетический поиск решения математических задач.
4. Приёмы составления смысловых опорных пунктов, приём соотнесения
5. Составление структурных и логических схем, таблиц к решению текстовых задач.
6. Применение аналогии, классификации при решении задач и изучении теоретического учебного материала.
7. Проведение самостоятельных работ.
Рабочая программа
Наименование тем курса | Всего часов | Методы обучения | Формы обучения | Средства обучения | Формы контроля |
1. Введение. Из истории использования
текстовых задач в России и за рубежом. 2. Текстовые задачи на движение 3. Тестовые задачи на проценты 4. Текстовые задачи на сплавы и смеси 5. Текстовые задачи на “совместную работу” |
1 6 6 6 6 |
Лекция, самост. работа беседа, беседа, лекция беседа, рассказ |
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Фронтальная, Фронтальная, Фронтальная, Фронтальная, |
Индив. карточки, дидактические
материалы, сборник задач Тесты ЕГЭ, дидактические материалы. Тесты ЕГЭ,ЦТ Сборник задач для поступающих в вузы Индив. карточки Тесты ЕГЭ, дидактические материалы для 8-9 классов |
Тестированиесамостоятельная работа Тестированиесамостоятельная работа Тестированиесамостоятельная работа Тестированиесамостоятельная работа Тестированиесамостоятельная работа |
Литература.
1. Никольский С.Н.,Потапов М.К. Решетников Н.Н.Алгебра 8
2. Глейзер Г.И. История математики в школе 6кл.-М.Просвещение,1981
3. Тоом.А.Л.Между детством и математикой: Текстовые задачи в математическом образовании.//Математика,2005,№14
4. Шевкин А.В, Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9-е классы) .//Математика,2005,№17-24
5. Кострикина Н.П, Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов-М. Просвещение 1991г.
6. Тесты ЕГЭ2002-2007.