Программа элективных курсов "Текстовые задачи"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся и имеет огромное практическое значение в будущей жизни ученика. Решение любой содержательной задачи призвано учить разрешать жизненную, производственную или научную проблему, с которой сталкивается любой человек. Особое внимание следует уделить тому периоду жизни учащихся, который приходится примерно на средние и старшие классы школы, когда детство уже позади, но профессиональное использование математики ещё невозможно. Этот период является критическим для успеха или неуспеха в строгом абстрактном мышлении: одни получают призы на олимпиадах, других математика только путает и пугает. И хорошее преподавание текстовых задач играет неоценимую роль в этот период, для того, чтобы при встрече текстовых задач в заданиях ЕГЭ, в конкурсных заданиях в уже старших классах они не вызывали затруднений. Практика показывает, что текстовые задачи остаются пропущенными в тестах, поскольку учащиеся не имеют прочных навыков решения задач.

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку, сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.

Цели курса:

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, развивать умение анализировать задачные ситуации, строить для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
  • способствовать пониманию необходимости умения решать текстовые задачи не только алгебраическим способом, но и арифметическим.

Задачи курса:

  • воспитывать логическую и эстетическую культуру, создавая благоприятный эмоциональный фон обучения, вызывая интерес к процессу поиска решения задач и к самому учебному предмету-математике.
  • обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.
  • раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей
  • снятие психологических барьеров и ограничений
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает систематизацию текстовых задач, решение не только типовых, но и задач повышенной сложности, самостоятельную работу учащихся. Предлагаемые задачи являются различными по уровню сложности. Предложены задачи обязательного уровня до достаточно трудного конкурсного, олимпиадного уровня. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основные методы обучения: беседа, рассказ, поисковый. Формами организации обучения будут служить индивидуальная, групповая, дифференцированная, фронтальная.

В процессе обучения учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при решении задач.

Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся

Содержание курса

Теоретическая часть.

1 .Из истории использования текстовых задач в России и за рубежом.

Практика применения текстовых задач от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников до наших дней.

Пристальное внимание к текстовым задачам - почти исключительно российский феномен. Старинные задачи из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого (1703)

2. Такие разные задачи на движение. Эти задачи часто встречаются в текстах контрольных работ, тестах, на олимпиадах. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов, сколько обучение поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности, возможность приохотиться к занятиям математикой.

3. Текстовые задачи на проценты. Основные задачи на проценты. Процентные расчёты в жизненных ситуациях. Показ широты применения в жизни процентных расчётов. Банковские операции.

4. Текстовые задачи на сплавы и смеси. Абсолютное содержание вещества.

Относительное содержание вещества. Типичные ситуации: смешали две смеси.

5. Текстовые задачи на “совместную работу”.Производительность. Объём работы. Время.

Практическая часть.

1. Деловые игры. Тренинги. Анкетирование. Приёмы развития памяти, внимания.

2. Сообщения о великих и знаменитых математиках.

3. Аналитико-синтетический поиск решения математических задач.

4. Приёмы составления смысловых опорных пунктов, приём соотнесения

5. Составление структурных и логических схем, таблиц к решению текстовых задач.

6. Применение аналогии, классификации при решении задач и изучении теоретического учебного материала.

7. Проведение самостоятельных работ.

Рабочая программа

Наименование тем курса Всего часов Методы обучения Формы обучения Средства обучения Формы контроля
1. Введение. Из истории использования текстовых задач в России и за рубежом.

2. Текстовые задачи на движение

3. Тестовые задачи на проценты

4. Текстовые задачи на сплавы и смеси

5. Текстовые задачи на “совместную работу”

1

6

6

6

6

Лекция, самост. работа

беседа,
рассказ

беседа,
рассказ

лекция

беседа,

рассказ

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
парная

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
парная

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая, парная

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
парная

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
парная

Индив. карточки, дидактические материалы, сборник задач

Тесты ЕГЭ, дидактические материалы.

Тесты ЕГЭ,ЦТ

Сборник задач для поступающих в вузы

Индив. карточки

Тесты ЕГЭ,

дидактические материалы для 8-9 классов

Тестированиесамостоятельная работа

Тестированиесамостоятельная работа

Тестированиесамостоятельная работа

Тестированиесамостоятельная работа

Тестированиесамостоятельная работа

 Литература.

1. Никольский С.Н.,Потапов М.К. Решетников Н.Н.Алгебра 8

2. Глейзер Г.И. История математики в школе 6кл.-М.Просвещение,1981

3. Тоом.А.Л.Между детством и математикой: Текстовые задачи в математическом образовании.//Математика,2005,№14

4. Шевкин А.В, Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9-е классы) .//Математика,2005,№17-24

5. Кострикина Н.П, Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов-М. Просвещение 1991г.

6. Тесты ЕГЭ2002-2007.