Из опыта организации проверки и учета знаний. Составление и решение кроссвордов

Разделы: Физика


Одно из условий эффективности самостоятельной работы - оперативный контроль её выполнения и оценка её результатов. Какой бы вид работы ни выполнялся учащимися, результаты ее должны быть проверенны, и оценены учителем.

Проверка результатов самостоятельной работы позволяет учителю установить, в какой мере подготовлены учащиеся теоретически и практически, какие пробелы в знаниях и в формировании умений не позволили им успешно справиться с заданием. На этой основе учитель вносит соответствующие коррективы в учебный процесс с целью устранить выявленные пробелы.

Важно заметить, что исправление (преодоление) ошибок происходит тем труднее, чем больший период времени отделяет момент их возникновения от момента обнаружения и начала работы по их преодолению.

При выборе способов проверки результатов самостоятельной работы педагог должен учитывать следующие факторы:

  • основную дидактическую цель самостоятельной работы - получение новых знаний, формирование умения самостоятельно выделить в тексте основные мысли, применять знания к решению практических задач, систематизировать раннее полученные знания, обучение самостоятельно формулировать выводы и делать обобщения;
  • содержание изучаемого материала, его специфику (научные факты, анализ явлений, свойства тел, связи между явлениями, выявление их сущности, физические законы, гипотезы, теории, выводы физических формул, анализ графиков); время, необходимое для проверки результатов самостоятельной работы, его ограниченность в пределах урока; обучающий и воспитывающий характер проверки и т.д.

При изучении нового материала результаты самостоятельной работы с учебником могут быть проверены и оценены: методом фронтального опроса; путем вызова учащихся к доске для записи выполненных решений задач методом программированного контроля (тестирования); проведения физического диктанта; при помощи краткого письменного отчета о проделанной работе (при проведении опытов и наблюдений, лабораторных работ).

Одной из форм контроля самостоятельной работы с дополнительной литературой может быть анализ написанных учащимися рефератов, докладов и других творческих работ.

Во всех случаях проверка должна следовать за окончанием самостоятельной работы и по результатам проверки должна быть дана оценка работы класса в целом и отдельных учащихся, в ней необходимо отразить успехи и недостатки, обратить внимание на недостатки, обратить внимание на ошибки, допущенные в выводах, в доказательствах и в рассуждениях, в решении задач.

Многолетняя практика работы в школе убеждает, что воплощение идей сотрудничества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению. Но оно требует от педагога постоянного поиска и осуществления нестандартных форм работы на всех этапах урока.

Расскажу об одной из применяемых мною форм проверки знаний учащихся - о составлении и отгадывании кроссвордов для восьмиклассников.

При подготовке к повторительно-контрольному уроку каждый восьмиклассник должен составить и оформить на плотной бумаге наклеенной на него клетчатой бумагой кроссворд по пройденному материалу. Это творческое домашнее задание, выполняя которое учащиеся учились поиску, использованию дополнительной литературы, словарей, навыков самообразования. Нужно придумать от 11 до 27 вопросов кроссворда, при этом хорошо сформулировав вопросы и подобрать красивый дизайн.

На уроке ребята обмениваются кроссвордами, где каждый должен вписать карандашом свою фамилию в соответствующие для этого клетки и вписать ответы кроссворда в соответствующие клетки. Ребята при выполнении работы могут дать оценку данному кроссворду по содержанию и оформлению. Во время отгадывания можно пользоваться учебником, тетрадью, справочником. Так, кроме контроля знаний происходит и их коррекция и совершенствование. На выполнение работы отводится 10-15 мин урока. Учащиеся ознакомлены с критерием оценок за ответы на вопросы: при 13-15 верных ответах оценка “5”, при 10-12-“4”, при 3-7-“3”.

Опыт работы показывает, что все учащиеся обычно увлечены интересным для них делом, проявляют творческие способности.

I. Составьте кроссворд на тему “Электричество”, сгруппируйте вопросы по содержанию.

О физических величинах и единицах их измерения.

  • единица электрического заряда;
  • физическая величина, характеризующая электрическое поле;
  • физическая величина, которую обозначают буквой R;
  • единица измерения мощности.

Об ученных и изобретателях.

  • знаменитый ученный, который ввел понятие “электрический ток”;
  • физик, который открыл закон взаимодействия заряженных тел, покоящихся относительно друг друга;
  • датский ученый, который обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки;
  • русский инженер, положивший начало электрическому освещению;
  • ученый, который объяснил намагниченность стали;
  • изобретатель одного из первых электродвигателей, пригодных для практического использования.

О соединении проводников.

  • то, что одинаково на всех участках цепи при параллельном соединении проводников;
  • то, что одинаково на всех участках цепи при последовательном соединении проводников;
  • причина неожиданного резкого увеличения силы тока в цепи.

О приборах и устройствах.

  1. Прибор для измерения силы тока.
  2. Катушка с железным сердечником внутри.
  3. То, что увеличивает магнитное поле катушки при введении его внутрь нее.
  4. Прибор, позволяющий определить направление магнитного поля Земли.
  5. Техническое устройство для выполнения различных работ, в котором катушка с током вращается в магнитном поле.

О магнитных явлениях.

  1. Места у магнита, где обнаруживается самое сильное магнитное действие.
  2. Взаимодействие разноименных магнитных полюсов.
  3. Название линии, вдоль которой располагаются оси маленьких магнитных стрелок в магнитном поле.
  4. Вещество , которое сильно намагничивается.
  5. Плохо намагничивающийся металл.
  6. Вещество, долгое время сохраняющее свою намагниченность.
  7. То, что может найти иголку в стоге сена.
  8. Планета, у которой не обнаружено магнитное поле.

II. Составьте кроссворд – цепочку, вписав буквы из ответов в данную цепочку из пустых клеток. Буквы вписывать по указанию цифры над буквами.

2 2 1 5 1 2 1

Вопросы.

  1. Единица сопротивления
  2. Вещество, встречающееся в природе сразу в трех агрегатных состояниях.
  3. Вода в твердом состоянии.
  4. Единица измерения силы.
  5. Изменение положения тела в пространстве.
  6. Величина, характеризующая степень нагретости тел.
  7. Деталь электролампочки.

Распутайте "спираль слов",  где последняя буква каждого слова служит первой буквой следующего.

1 — направленное движение заряженных частиц,

2 — единица измерения количества электричества,

3 — физическая величина, характеризующая электрическое поле, создающее ток,

4 — мера физической величины,

5 — прибор, измеряющий силу тока,

6 — выключатель тока,

7 — единица измерения сопротивления,

8 — действие электрического тока,

9 —  вид движения,

10 — единица измерения силы тока,

11 —  ученый, создавший ядерную модель атома,

12 —  вещество, непроводящее электрические заряды,

13 — приспособление для крепления проводов,

14 — источник тока.