Урок математики на тему "Симметрия на клетчатой бумаге" (пр. "Начальная школа XXI в.")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить понятие “симметрии”, “осевой симметрии”;
  • Научить детей применять клетчатую бумагу для нанесения симметричных точек, фигур.

Оборудование: Магнитная доска, магниты в форме геометрических фигур, листы в клетку на каждого ученика, линейки, карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала:

Учитель: Что вы видите на магнитной доске?

Ребята: Цветок из геометрических фигур.

Учитель: Какую особенность расположения фигур вы заметили?

Ребята: Фигуры расположены симметрично.

Учитель: А что является здесь осью симметрии?

Ребята: Стебель.

Учитель: Верно. А что такое вообще симметрия? (ответы детей)

А давайте прочитаем научное определение симметрии на доске.

Термин “симметрия” по-гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.

Учитель: Посмотрите на магнитную доску и скажите, под какими номерами фигуры являются симметричными? (ответы 1.2,5)

Учитель: Посмотрите на следующую карточку. Скажите, сколько осей симметрии имеет каждая фигура? И какие? (вертикаль, горизонталь)

Ответы:

№1

1,2,5 

№2

3. Введение нового материала

Учитель: Скажите, ребята, а если бы я дала вам задание начертить симметричные фигуры и предложила на выбор3 листа (демонстрация): белый, в клетку, в линию. Какой бы выбрали?

Ребята: В клетку.

Учитель: Объясните, почему. (Ответы детей)

4. Практическая работа:

Учитель: У вас на столах лежат листы в клетку. Сложите их пополам. Сгиб – это у нас что? (ось симметрии). Отсчитайте относительно оси влево 10 клеток. Поставьте точку. Теперь отобразите точку, симметричную данной. Теперь от каждой из этих точек вниз проведите отрезок длиной 10 см. Что получилось? (два параллельных отрезка).

Соедините их посередине отрезком. Что видите? (Букву Н). Что скажете про неё? (Она симметрична).

Учитель: А какие ещё симметричные печатные буквы алфавита вы знаете?

Ребята: А, В, Д, Е, Ж, З, К, Л, М, О, П., С, Т, Ф, Ю, Х, Ш, Э.(Уточняем, что ось симметрии бывает как вертикальная, так и горизонтальная)

Учитель: Давайте перевернём лист на другую сторону и напишем ещё одну букву. Чтобы узнать, какую букву напишем, ответьте на вопрос: Без чего человек не сможет жить на Земле? (без воды, без воздуха). А на какую букву начинаются эти слова? (на букву В).

Напишем букву В. Нам подойдёт эта ось симметрии? (Да)

На оси ставим точку. Вниз от точки ведём отрезок длиной 10 см. Делим его пополам. Ставим посередине точку. Из верхней точки до середины ведём полуовал. Затем из середины вниз другой. Чтобы была абсолютная точность, что необходимо? (циркуль)

Учитель: У нас получилась карточка с буквами В и Н. Что в математике означают эти буквы? (верно-неверно). Молодцы, ребята. Давайте с помощью этой карточки поиграем в “Верно-неверно”.

5. Устный счёт:

42 больше 7 в 5 раз (Н)

В году 365 дней (В)

1 час равен 100 мин (Н)

43 больше суммы 27 и 4 (В)

10 составляет треть числа 30 (В)

В 1 дм – 20 см (Н)

Ширина прямоугольника 7 см, а длина– 3 см.Периметр равен 10 см (Н)

Учитель: Вот видите, как много мы повторили при помощи сделанных карточек. Помогла нам симметрия? (Да). А теперь давайте немного отдохнём.

6. Физминутка:

               Симметричен человек,
               И увидеть можно
               Уха два и глаза два
               И ноги две точно!
               Две руки и две ноздри,
               Губы улыбаются.
               Симметричен человек,
               Это всех касается!

7. Закрепление:

Учитель: А что, по вашим наблюдениям, ребята, симметрично в природе ещё, кроме нас с вами?

(Ребята связывают симметрию со своими знаниями окружающего мира: листья, животные, предметы, изготовленные человеком)

Учитель: Ребята, а кто сможет самостоятельно построить симметричные точки или фигуры? Вам легче будет выполнять работу на какой бумаге? (В клетку).

Откройте рабочие тетради на с.51 и выполните № 182. Кто сделает – сигнал!

(Ребята выполняют задание)

Учитель: Было трудно? (Нет). Тогда задание потруднее. Выполните № 183.Кто сделал – раскрасьте. Что можно раскрасить? (Домик, цветок).

(Для дополнительной работы предлагаются № 184,№ 185)

8. Подведение итогов урока:

Что нужно для того, чтобы правильно изобразить симметричные фигуры? (бумага в клетку, ось симметрии)

Понравилось на уроке? (Да).

9. Домашнее задание:

Раз у вас всё так замечательно получалось на уроке, вы всё поняли и запомнили, то без труда дорисуете робота из № 186. Не забудьте дать ему имя и придумать, с какой планеты он мог к нам прилететь. Спасибо за урок, ребята.