Цель:
Закрепление и обобщение знаний о “трех китах”, о различных музыкальных жанрах.
Знакомство с колоколами, колокольным звоном, тембрами колоколов. Научить определять на слух разные виды колокольных звонов (в данном случае – благовест).
Воспитание эмоциональной отзывчивости, художественно – эстетического вкуса, слухового восприятия.
Основные понятия:
1.“Три кита” – марш, танец (полька, вальс),
песня.
2. Колокола, колокольные звоны, тембр, благовест.
Оборудование:
1.С.В. Рахманинов “Итальянская полька”
2. Иллюстрации “Три кита”
3. Портрет М.П. Мусоргского
4.М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог 2
картина, оркестровое вступление.
5. Учебник
Ход урока
I. Вход в класс
С.В. Рахманинов “Итальянская полька”
II. Организационный момент (музыкальное приветствие)
III. Беседа с учащимися:
1.
а) Ребята, давайте вспомним, о чем мы с
вами говорили на прошлом уроке музыки? (о китах)
б) Что это за киты? (на них держится музыка)
в) Сколько китов мы знаем? (три)
г) Назовите их. (Кит марш, Кит песня, Кит танец)
2. Сейчас проведем небольшую “Угадай – ку” “Какой кит звучит”.
а) “Маленькая полька” – Д.
Кабалевского
б) “Вальс” – Д. Кабалевского
в) “Марш” – Д. Кабалевского
г) “Полька” – М. Глинки
д) “Веселый музыкант” – В. Филиппенко –
исполнение песни. Какая в ней особенность? (киты
встретились)
IV. Новая тема.
1. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета “Музыка” – называется он “О России петь, что стремиться в храм”, и тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов.
Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем.
2. Слушание музыки и анализ: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.
– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).
– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).
– Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали).
– Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)
– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).
– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.
– Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. (повторить несколько раз вслух слово благовест!!!)
Давайте еще раз послушаем благовест.
(Игра “Большие – маленькие колокола)
Слушание музыки.
3. Работа с учебником
– В нашем учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этих картинах. (РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник. Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).
– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым; а на картине “Над вечным покоем” – печальным, грустным, скорбным, задумчивым
V. Итог урока
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).
– Что такое тембр? (окраска звука).
– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).
– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
– Откройте, пожалуйста, дневники, запишите домашнее задание –
с.38 – 41, повторить дома все, о чем мы с вами говорили на уроке.
– Оценки за урок:
VI. Выход из класса
М.П.Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.
Иллюстрации колоколов | “Великий колокольный звон” Тембр – окраска звука Благовест = благая (добрая, радостная) весть. |
“Правила поведения на уроке” Д/з: с. 38-41 |