Опыт работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Примерный тематический план по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (старшая группа)

Приложение 1

2. Беседа с инспектором дпс «правила поведения на улице»

Цель: уточнить представления детей о сотрудниках ДПС, о назначении этой службы. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения; знания о назначении дорожных знаков и их классификации.

Ход беседы:

  1. Ребята, сегодня в гости к нам пришел человек, работа которого заключается в том, что он следит за порядком на улице, за тем, чтобы все и водители и пешеходы соблюдали правила дорожного движения. Как вы думаете, кто же это? (инспектор ДПС)
  2. Инспектор:
  3. Здравствуйте, ребята. Вы правильно догадались, я – инспектор ДПС. Скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что обозначают эти буквы «ДПС»? (дорожная патрульная служба)
  4. Совершенно верно. Скажите, пожалуйста, а для чего нужна эта служба? Может быть люди смогли бы обойтись и без нее? (Ответы детей.)
  5.  Вы опять правы, ребята. Эта служба нам необходима. Без нее не будет порядка на дороге. А что еще помогает водителям и пешеходам соблюдать правила дорожного движения? (Светофор, дорожные знаки.)
  6. Молодцы! Давайте мы с вами поиграем. Проводится игра «Светофор». (На красный свет дети стоят, на желтый приседают, на зеленый – ходьба на месте.)
  7. Я вижу, вы прекрасно знаете сигналы светофора. Молодцы! А вот интересно проверить, хорошо ли вы знаете дорожные знаки? (Инспектор показывает детям знаки, а они отвечают.)
  8. Ребята, а как одним словом назвать все те знаки, которые я вам сейчас показал? (Информационно-указательные.)
  9. Эти знаки информационно-указательные. Они нам дают различную информацию, например о том, что здесь пешеходный переход, а здесь пункт питания, а здесь пункт первой медицинской помощи. Но есть и другие знаки. Давайте проверим, знаете ли вы их. (Показывает запрещающие знаки.)
  10. Молодцы! А как называется эта группа знаков? (Запрещающие.)
  11. Правильно, это запрещающие знаки. Они нам запрещают что-либо делать. Я вижу вы прекрасно знаете дорожные знаки, которые так необходимы пешеходам. А для того, чтобы вам безопаснее было ходить по улицам, я принес вам небольшой подарок. (показывает светоотражающий значок) Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)
  12. Правильно, это светоотражающий значок. Он нужен для того, что бы вас было легче заметить водителям в темноте. Свет фар попадает на значок, и значок начинает светиться. Соблюдая правила дорожного движения и нося на курточках эти значки, вы никогда не попадете в неприятную ситуацию на дороге. На этом я с вами прощаюсь до следующего раза.

3. Занятие по обучению детей правилам дорожного движения (старшая группа) «дорожные знаки» или «путешествие в «простоквашинск»

Цель:

  • Конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения;
  • Закреплять знания о назначении дорожных знаков;
  • Дать детям понятие «информационно-указательные знаки», «запрещающие знаки»; рассказать об их назначении на дороге;
  • Закреплять у детей знания о сигналах светофора.

Предварительная работа:

  • разучивание с детьми стихотворений о правилах дорожного движения;
  • изготовление совместно с детьми изображений дорожных знаков;
  • изготовление совместно с детьми макетов домов, светофора;
  • разучивание песни «Веселые путешественники».

Действующие лица: почтальон Печкин.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Ребята, нам с вами сегодня пришло письмо. А от кого, вы сразу догадаетесь, когда прослушаете эту песенку. (Звучит песня из мультфильма «Трое из Простоквашино»)

Воспитатель: Правильно, письмо пришло от почтальона Печкина. Вот, что он нам пишет: «Дорогие мои ребята из детского сада «Олимпик». Пишет вам ваш почтальон Печкин из деревни «Простоквашино». Только я теперь не в деревне живу, я в город перебрался – в «Простоквашинск». И случилась у меня беда. Я совсем не знаю правил дорожного движения, не знаю дорожных знаков и даже не знаю где и как улицу перейти. Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста! Приезжайте скорее! Ваш почтальон Печкин».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, надо нам помочь Печкину? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ему нужно помочь. Потому что без правил дорожного движения и без знания дорожных знаков ему очень трудно приходится в городе. Ну что, поехали? На чем же мы с вами поедем? Я предлагаю поехать на автобусе. (Все садятся в автобус, исполняется песня «Веселые путешественники»).

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и приехали. Хорошее было путешествие. (Дети выходят из машины и подходят к табличке с названием города.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята. Кто из вас знает, что это за знак такой? (ответы детей) Этот знак обозначает название населенного пункта. На нем написано как этот пункт называется. Здесь написано «Простоквашинск». Значит, мы уже приехали. Посмотрите, какой красивый город. А вот и его главная улица. (Дети рассматривают макет улицы.)

Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, из каких частей состоит улица? (Ответы детей.)

Воспитатель: совершенно верно: есть проезжая часть – для машин, есть дорожки для пешеходов – тротуары. А что еще должно быть на улице? (Дорожные знаки и светофор.)

Воспитатель: посмотрите, какие странные здесь дорожные знаки. Вот сейчас я вам загадаю про них загадки, и вы их сразу исправите. Готовы?

Наша бабушка в тревоге
Нужен доктор ей в дороге.
Не смотрите грустным взглядом.
Помощь близко! Помощь рядом!
(больница)

Этот знак найти сумеешь
Ни за что не похудеешь!
Не оставьте без внимания,
Это значит - … (пункт питания)

Человечек в синем круге -
Это ясно всей округе.
Здесь машины не пройдут.
Пешеходы – в добрый путь! (пешеходная дорожка)

(Воспитатель переворачивает знаки по мере того, как дети отгадывают загадки. После того как все знаки отгадали, входит Печкин. В руках у него дорожный знак.)

Воспитатель: посмотрите, ребята, а вот и почтальон Печкин. Какой то он грустный.

Печкин:

Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить
Чтоб под трамвай не угодить!

Печкин: Здравствуйте, ребята! Я так долго вас ждал.

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали, чтобы помочь тебе. Что это у тебя в руках?

Печкин: это дорожный знак, только я не знаю, как он называется и где он должен стоять!

Воспитатель: давай мы посмотрим. (берет у Печкина знак) Все понятно. Слушайте, ребята, мою загадку.

Этот знак для пешехода,
Он на месте перехода!
(Пешеходный переход.)

Воспитатель: расскажите, ребята, Печкину, что это за знак и где он должен стоять. (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте поставим этот знак на дорогу. А что же нам тут еще не хватает? (не хватает пешеходного перехода)

Воспитатель: Правильно, где есть такой знак, должен быть и пешеходный переход. (Достает изображение пешеходного перехода и кладет его на дорогу.)

Ну, что ж, предлагаю всем перейти дорогу по пешеходному переходу. (Дети с Печкиным под музыку идут по переходу.)

Воспитатель: ребята, давайте с вами вспомним, что еще помогает нам переходить дорогу? Правильно, это светофор. Сейчас Катя нам расскажет о нем стихотворение. (На Катю одевают жилет с изображением светофора.)

Катя Сивкова:

С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Очень важный светофор.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Самый главный командир.

Спасибо, Катя. Скажите нам, уважаемый Печкин, а вы знаете, что обозначают глазки светофора?

Печкин: Нет!

Воспитатель: сейчас наши ребята расскажут вам, что же обозначают эти три цвета. (Выходят три ребенка и одевают шапочки с цветами светофора).

  • Свет зеленый на пути – значит можем мы идти!
    Свет зеленый – каждый знает – нам дорогу открывает!
  • Желтый свет предупредит: скоро будет путь закрыт!
    Или так: готовься в путь и внимательнее будь!
  • Светофор укажет строго: переход сейчас закрыт.
    Не ходи через дорогу, если красный свет горит!

Воспитатель: Ну что, уважаемый Печкин, запомнили?

Печкин: запомнил, что же тут трудного.

Воспитатель: А вот мы сейчас это и проверим. (проводится игра «Красный, желтый, зеленый»)

Воспитатель: Все просто молодцы. Все усвоили сигналы светофора. А сейчас я вам предлагаю поиграть в другую игру и рассказать почтальону Печкину о других правилах дорожного движения. (Все подходят к столу, на котором разложены дорожные знаки по количеству детей. Знаки перевернуты и на них написаны цифры).

Воспитатель: Вы мне называете цифру, а я вам задаю вопрос. Если вы ответили правильно - переворачиваете знак и называете его. Если ответили неверно, то пропускаете ход.

Вопросы:

  1. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару)
  2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой)
  3. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (по переходу, спокойным шагом)
  4. Где нужно ждать троллейбус и автобус? (на остановке)
  5. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?
  6. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт)
  7. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
  8. Как надо вести себя пассажиру в транспорте?
  9. Что такое перекресток?

Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу вы прекрасно знаете и правила дорожного движения и обозначения дорожных знаков. Посмотрите внимательно на стол, на какие две группы можно разделить эти знаки? (синие и красные) Правильно, синие знаки – это знаки информационно-указательные. Они нас информируют о чем-либо. Красные знаки – запрещающие. Они нам запрещают делать что-либо, например, кататься на велосипеде.

Печкин: Спасибо вам, ребята! Теперь я все правила знаю, и знаки дорожные знаю. Я обещаю вам, что буду грамотным пешеходом.

Воспитатель: А вот это мы сейчас и проверим. Давайте все вместе поиграем еще в одну игру. Если вы действуете по правилам дорожного движения, то вы говорите «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы так не поступаете, тогда просто молчите.

  1. Кто из вас идет вперед
    Только там, где переход?
  2. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
  3. Знает кто, что свет зеленый отвечает: путь открыт.
    И что желтый свет всегда о внимании говорит?
  4. Кто из вас идя домой держит путь по мостовой?
  5. Знает кто, что красный свет- это значит хода нет?

Печкин: спасибо вам ребята! До свидания! (уходит)

Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы! И Печкину помогли правила запомнить и сами их повторили. Давайте все вместе прочитаем стихотворение о правилах дорожного движения.

Дети хором читают стихи:

Правила нужны затем, чтобы соблюдать их всем:
Всем, и взрослым и ребятам,
Школьникам и дошколятам,
Всем нужны без исключения
Правила дорожного движения!