Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования детей “Народы мира” ориентирована на учащихся средних общеобразовательных школ. В реализации данной дополнительной программы участвуют учащиеся 7-го класса (12–13 лет), которые уже имеют первоначальные несистематизированные сведения о народах мира. Реализация данной программы способствует систематизации и углублению имеющихся знаний и умений, формируемых в курсе “География: материки и океаны”.
Программа имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку при ее изучении рассматриваются исторические, социально-нравственные, географические и культурологические аспекты этнографических проблем. Она помогает связать материальные и духовные события в жизни человечества с той и иной географической обстановкой и способствует гуманизации образования.
Основная цель программы заключается в объединении и систематизации разрозненных знаний по предметам естественно-научного и общественно-гуманитарного цикла, раскрывающих характер развития народов как в далеком историческом прошлом, так и на современном этапе развития цивилизации.
Основные задачи программы – показать, что исторические события и судьбы народов “привязаны” к определенной географической обстановке, нередко проистекают из нее, так же как и особенности национального характера, религиозных воззрений и произведений искусства; что народы и их культуры формируются и развиваются в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.
Реализация программы способствует формированию общей культуры личности школьников.
При отборе содержания составитель руководствовался следующими принципами:
- междисциплинарности. Знания о народах включают различные аспекты: биологические, географические, культурологические, исторические, экономические. Интеграция знаний осуществляется на основе междисциплинарных понятий (народ, культура, язык и др.), идей гармонизации отношения человека и природы;
- гуманизации . Человечество рассматривается как объект познания. Духовные потребности раскрываются через эволюцию мотивов, ценностных ориентаций, идеалов;
- историзма позволяет проследить основные периоды во взаимодействии и природы. Исторический анализ необходим для понимания современных процессов, происходящих в развитии народов и прогнозирования будущих тенденций их развития;
- краеведческий. Краеведение носит высокий нравственный и эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение народов (народа) ближайшего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников, комплексно воздействовать на все сферы создания личности. Данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков, связанных с поведением человека;
- личностно-деятельностный проявляется в учете субъектного опыта учащихся. Реализация этого принципа осуществляется путем предоставления школьнику возможности выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразных заданий. Личностно-деятельностный подход отражен в особенностях содержания программы;
- толерантности проявляется в развитии интолерантного отношения и формировании толерантного отношения к представителям других этнических групп.
Велика роль программы в развитии общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, эксперимент);
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям;
- отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Личностно-ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие общения учащихся, предполагает использование семинаров, дискуссий, игр, конференций, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Оно предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности. Может быть предусмотрена и такая форма работы, как самостоятельное исследование учащимися выбранной проблемы, связанной с народами. Наряду с педагогом дополнительного образования к занятиям могут привлекаться историки, географы, этнографы и другие узкие специалисты.
При подведении итогов могут использоваться разнообразные формы (определяется по результатам работы школьников на занятиях и их предпочтениях): выставка, соревнование, конференция и др.
Содержание
Что такое народ? (12 часов)
Многообразие народов на планете Земля. Природное окружение народов. Понятия “народ”, “этнос”. Наука этнография и ученые этнографы. Легенды и мифы народов планеты.
Народ и его признаки. Главные и второстепенные признаки народов.
Чем разные народы отличаются друг от друга? Обычаи и культура народов мира. Роль миссионеров в распространении обычаев среди отдельных народов.
Многообразие народов и расы. Расовые признаки. Основные районы распространения рас. Легенды и мифы о происхождении “разноцветных” народов.
Язык – один из главных этнических признаков. Классификация народов на основе языковой общности. Языковые семьи и группы. Диалекты. Роль языковедов в изучении народов. Легенды и мифы о происхождении разных языков.
Письменность – один из признаков культуры народов. Азбука и алфавит. Пиктограммы и иероглифы – формы древней письменности. Кириллица – основа русской письменности. Легенды и мифы о происхождении письменности.
Общее происхождение – один из признаков народа. Языческие боги и объяснение происхождения народов. Славяне и их происхождение. Народный фольклор и происхождение людей.
Религия в жизни людей и народов. Верования первобытного общества. Многообразие религий. Христианство, ислам и буддизм – мировые религии. Главные направления в христианстве. Индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм – примеры национальных религий.
Народ и его родина. Что общего между родиной человека и родиной народа? Влияние географического ландшафта на жизнь народа. Пословицы о Родине разных народов.
Имя народа, что оно означает. Этноним. Почему у некоторых народов бывает несколько имен?
Русский народ. Славяне и русские. Традиции и культура русского народа.
Какие народы живут на Земле? (12 часов)
Антропология и антропологи. Первые люди. Австралопитеки. Прародина древнейших людей. Каменный, медный и бронзовый века в жизни древних людей.
Присваивающая форма хозяйства. Охота и собирательство в жизни людей. Охотники и собиратели. Оружия древних охотников.
Неолит и производящая форма хозяйства. Древние земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия. Одомашнивание животных. Оседлый образ жизни. Сказки и мифы народов о возникновении земледелия и скотоводства.
Расселения древних людей. Ойкумена – территория обитания человечества. Древние земледельческие цивилизации. Возникновение древних государств. Мифы народов о переселении.
В каких природных условиях живут народы на Земле? Приспособление людей к окружающей их природе. Хозяйство и культура людей, живущих в разных климатических условиях.
Заселение Европы. Древние и современные народы Европы. Культура современных европейских народов.
Природа Азии и ее влияние на расселение народов. Крупные азиатские народы, их культура и традиции.
Природа Африки. Чем важна Африка в истории человечества? Народы, живущие в Африке. Особенности африканских народов.
Индейцы – исконные обитатели Америки. Как народы Америки приспособились к природным условиям континентов. Культура и традиции современных американских народов.
Как жители Австралии и Океании приспособились к природным условиям? Австралийские аборигены, их занятия, традиции и культура. Деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая по изучению папуасов Новой Гвинеи.
Знакомство с культурой, традициями и занятиями народов Земли через изучение его фольклора.
Многообразие народов России, их традиции и культура. Особенности внешнего облика и хозяйственной деятельности разных народов.
Как живут народы? (14 часов)
Что такое традиция? Роль традиций в жизни народов. Как усваивались и передавались традиции? Народные обычаи и обряды.
Зачем нужно жилище? Разнообразие народных жилищ. Природные условия территории проживания народа и его жилище. Знакомимся с различными жилищами (изготавливаем их макеты).
Почему пища у разных народов разная? Как добывали себе пропитание древние люди? Пища современного человечества. Пищевые запреты в традициях народов.
Семья. Семьи разных народов. Какой была в прежние времена русская семья. Как устроены традиционные семьи в Китае, Японии? Африканские семейные традиции. Семейные обычаи своего и других народов. Народный фольклор о семье.
Для чего человеку нужна одежда? Когда появилась первая одежда у человека и какой она была? Разные виды одежды у разных народов. Традиционный национальный костюм. Рисуем традиционный национальный костюм своего народа.
Детство – важный период в жизни каждого народа. Как определяют и отмечают день рождения у разных народов. Ритуалы инициаций. Имя человека – его знак. Что означает твое имя?
Правила поведения у разных народов. Почему важно знать и соблюдать правила приличия? Связь правил поведения и обычаев народа. О каких правилах поведения рассказывают народные сказки? Народные пословицы о приличиях и обычаях.
Первые календари и их появление. Роль календаря в жизни традиционного общества. Древние славянские календари. Календарные праздники. Достоинства и недостатки современного календаря. Вечный календарь. Создаем проект совершенного календаря.
Отображение через игру культуры народов. Связь игры с обрядами народов. Почему дети разных народов играют в одни и те же игры? Национальные игры. Играем в игры разных народов.
Вещи в нашей жизни. Чем отличается отношение к вещам у древних людей от нашего, современного? Народный фольклор о вещах. Мастерим (рисуем) и описываем любимую вещь.
Музыка в традиционных культурах прошлого. Из чего были сделаны первые музыкальные инструменты? Из каких материалов и какие музыкальные инструменты можно изготовить сейчас? Слушаем музыку разных народов.
Кто такие народы? (1 час)
Многообразие народов мира и своеобразие их культуры (повторение и обобщение пройденного).
Список литературы
- Альбедиль М.Ф. народы мира. Учебное пособие для средней школы. – СПб.: Лань, 1997.
- Баландин Р.К., Мелик-Пашаева Н.А. География. Открытие Земли. – М.: Олма-Пресс, 1999.
- Вагнер Б.Б. По океанам и континентам. – М.: Московский Лицей, 2001.
- Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы. – М.: Просвещение, 1994.
- О светло светлая земля Русская… . Хрестоматия по географии России для средней школы / Сост. С.А. Ловягин, И.Н. Слюсарева. – М.: Парсифаль, 1997.
- Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии. 6 кл. – М.: Просвещение, 1997.
- Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8–9 кл. – М.: Просвещение, 1997.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.
- Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, 2003.
- Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.
- Я познаю мир: Праздники и обычаи народов мира: Энциклопедия. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.