В современном мире большинство наук изучается посредством комплексного рассмотрения. Самый эффективный путь познания при этом – установление взаимосвязи между предметами. Поэтому учитель должен искать новые формы обучения и воспитания. И здесь актуальными становятся интеграция учебной и внеклассной деятельности и проектные исследования. Что это дает? Во-первых, качественно поднять уровень знаний и умений, учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст от 6 до 10 лет является сенситивным периодом для воспитания и обучения, периодом оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов. Поэтому в этом возрасте необходимо раскрыть потенциал ребенка, с высокой степенью вероятности оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления.
Анатоль Франс сказал, что “учиться надо только весело, чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом”. Ральф Эмерсон добавил, что “учитель это тот человек, который делает сложные вещи легкими”.
На уроках и во внеклассной работе я стараюсь следовать этим принципам. Театрализованные представления помогают раскрыть внутренний мир ребенка понять его принять таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами. Экскурсии дают возможность увидеть, почувствовать, ощутить то, о чем говорится на уроках. Проектная деятельность – дает возможность раскрыть способности каждого ученика, проявить их в той области, которая ближе самому ребенку.
Проектная деятельность начинается на уроке и продолжается во внеурочное время. Работая над проектом, ученики вкладывают в него полученные знания и умения, свою душу. Знания, добытые собственными силами, остаются в памяти надолго.
В первом классе мои ученики начали работать над книжками-малышками. Сначала самые простые: потешки, небольшие рассказы, загадки. Сейчас три года спустя – это коллективные сборники, работа над ними продолжается и в настоящее время. Этих сборников несколько “Весна”, “Красная книга”, “Моя Москва – моя столица”.
“Красная книга Подмосковья” начата в начале прошлого учебного года, в этом году работа получила свое продолжение, “Красная книга” расширила свои границы, теперь в нее входят животные и растения России, которые нуждаются в нашей защите.
Проект “Моя Москва” начался с поиска информации, с постановки проблемных вопросов и поиска ответов на них. Работа систематизировалась, появлялись иллюстрации, стихи, рассказы. Свои чувства, эмоции ребята выражают в стихотворениях, рисунках, они непосредственны, но в них звучит любовь к родному городу.
Вот некоторые из стихотворений:
Максимушкина Настя
Самый лучший город в мире –
Это милая Москва!
Золотыми куполами вся блестит в огнях она.
Даже в стужу и в ненастье
Согревает всем сердца.
Гонит грусть и все несчастья,
Я люблю тебя Москва!
Я люблю твои проспекты,
Старых улочек дома.
Песни, пляски и веселье,
Разговоры до утра.
В начале учебного года я начала внеурочную поисково-исследовательскую работу в своем 4-м классе. Всех учащихся класса я разделила на 4 группы. Каждая группа выбрала направление работы. Группы получили проектные папки (портфолио проекта) где были определены следующие задания:
1. Дать название своему проекту.
2. Определить цель проекта. (Зачем?)
3. Наметить задачи. (Что хотите получить от проекта?)
4. Как планируете осуществить работу? (Составьте план работы)
5. Ожидаемый результат.
Так как проект был задуман долгосрочным, были определены сроки отчетов групп и определен помесячный план работы с указанием индивидуальных заданий для каждого ученика, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
Началась работа по проектам:
- “Правила классного коллектива”.
- “Никто не забыт, ничто не забыто”.
- Экскурсионная и внеклассная работа класса под названием “Больше знаешь – сильнее станешь”.
- “Ими гордится страна” или Герои России.
У каждой группы был свой план работы. Учащиеся, работающие по проекту “Правила классного коллектива” наметили:
1. Определить основные ценности классного коллектива.
2. Написать стихи на эту тему.
3. Оформить стенд.
4. Подготовить презентацию.
Учащиеся, работающие по проекту “Экскурсионная и внеклассная работа” наметили:
- Фотографировать все внеклассные мероприятия.
- Взять интервью у своих одноклассников о совместных поездках, о праздниках, мероприятиях.
- Отредактировать текст.
- Оформить книжку-раскладушку.
- Подготовить презентацию.
Учащиеся, работающие по проекту “Никто не забыт, ничто не забыто” или Герои России наметили:
- Решить о каком гражданине России хотели бы провести поиск и рассказать одноклассникам.
- Найти материалы в библиотеке, взять интервью.
- Используя добытый материал, составить рассказ о своем герое.
- Сделать подборку иллюстраций, фотографий к рассказу, видеофильму.
- Подготовить иллюстрацию.
В качестве примера предлагаем проект “Правила классного коллектива”.
В реализации проекта участвуют классный руководитель, учащиеся IV класса.
Цели проектной деятельности: формирование культуры поведения, общения; создание творческого союза учащихся и педагогов.
Задачи: познакомить с культурой поведения, общения.
В процессе реализации проекта реализуются воспитательные задачи.
Работа по проекту состоит из ряда этапов, каждый последующий этап исходит из предыдущего и нацелен на определенный результат. Названный проект также относится к творческим проектам, так как он “предполагает максимально свободный подход к оформлению и презентации” - газета со стихами, проиллюстрированными фотографиями – сюжетами из школьной жизни.
Стихи
Стоит отметить, что деятельность младших школьников носила творческий характер.
По продолжительности это долгосрочный проект (поиск сюжетов школьной жизни, сочинение стихов, оформление стенда); по числу участников – групповой (дети, педагоги). Количество участников в группах варьируется на каждом этапе, так как ребенок предоставляется право выбора того участка работы, который ему интересен.
Мы любим нашу школу,
Она второй наш дом.
Учиться на “отлично”
Мы слово всем даем.
Наша школа – дом родной,
Мы учиться любим.
Знания в жизни применять
Непременно будем.
Учителей мы ваших любим,
Сказать “спасибо” им хотим.
За знания, что они дают нам,
Мы очень их благодарим.
Мы товарища в беде
Никогда не бросим.
Готовы помогать всегда,
Когда бы не попросят.
А еще мы любим труд,
Помогаем старшим.
Заряжаем всех вокруг
Мы примером нашим.
Чтобы укреплять здоровье,
Бодрость духа повышать,
Нужно спортом заниматься,
И никогда не унывать.
Чтобы быть здоровым, сильным,
Не болеть и не хворать,
Надо спортом заниматься,
На природе отдыхать.
Мы дружные ребята,
Читаем и рисуем,
Играем и поем,
Весело живем.
Подобная совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки (“Я смог это сделать”), а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Проектная деятельность позволяет объединить целый ряд предметов и интегрированных курсов (например, окружающий мир и история, музыка и литературное чтение, изобразительное искусство и художественный труд). Проектная деятельность решает проблему нехватки часов, объединяет урочную и внеурочную деятельность, позволяет объять необъятное и выводит процесс обучения на новую ступень – не потребление знаний, а их поиск, понимание и принятие.