Методическая разработка открытого занятия по выполнению панно "Ангара"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формировать навыки техники “узелковой живописи”.

Задачи:

  • Освоить технику “узелковой живописи”.
  • Развить творческое воображение учащихся на основе изученного народного творчества.
  • Воспитать патриотические чувства к родному краю на основе изученного творчества.

Материалы к занятию:

  • Эскиз панно.
  • Образцы узоров.
  • Металлические рамки.
  • Льняные нити.
  • Синяя шелковая ткань.

План проведения занятия.

1. Организационный этап.

  • Заполнить журнал посещения занятий учащимися.
  • Объяснить тему занятия, цели и задачи.
  • Рассказать о ходе занятия.

2. Подготовительный этап.

  • Рассказать об исторических основах устного народного творчества – былины.
  • Выполнить комплекс тренировочных узлов, необходимых для создания панно.
  • Изложить новый материал: сюжетного панно “Ангара”.

3. Основной и контрольный этапы.

  • Выполнить фрагменты сюжетного панно “Ангара”
  • Наблюдать за самостоятельной работой воспитанников.
  • Исправлять возможные ошибки в ходе основного этапа.

4. Рефлективный этап.

  • Оценить выполнение творческих заданий.
  • На основе ответов воспитанников делать выводы об освоении нового материал, его полезности и дальнейшего практического применения.

5. Итоговый этап.

  • Подвести итоги.
  • Отметить положительные и отрицательные моменты.

Ход занятия

1. Организационный этап.

1. Поздороваться с учащимися.

2. Проверить по журналу присутствие учащихся.

3. Объявить тему занятия, цели и задачи, записи в журнал.

4. Рассказать о ходе занятия.

  • Рассказ о былинах;
  • Рассказ о былине Байкала и Ангары.
  • Выполнение практической работы;
  • Оценка работ и подведение итогов;
  • Тема следующего занятия.

2. Подготовительный этап.

Русские былины – это эпические песни. Этимология слово “былина” поясняет, что произведение о том, что некогда было, имело место в жизни.

Былинный эпос обобщает исторический опыт народа, говорит об его исторической борьбе за независимость и самостоятельность государства.

С точки зрения и жанровых особенностей былины подразделяются на:

  • героические или богатырские, в которых повествуется о подвигах героев-богатырей, освободителях нашего народа (большинство былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче);
  • былины-новеллы, повествующие обычно о социально-бытовой жизни народа (былина Садко, о Байкале, Шаманах и т.д.)
  • былины-баллады – мироэпические песни с эмоционально окрашенным сюжетом (“Князь Роман жену терял, “Князь Дмитрий и его невеста Домна” и т.д.);

Возникшие в древние времена былины передавались устно от одного поколения к другому. Народ хранил их как родное, национальное. По своим художественным достоинствам русские былины могут быть поставлены в один ряд с шедеврами словесного творчества человечества. Они, как и древнегреческий эпос, сохраняют для нас значения нормы и недостигаемого образца. Говоря о высоких достоинствах былин, В.Г. Белинский заметил: “Форма народных поэм совершенно соответствует их содержанию”.

Сегодня занятие посвящено былине о Байкале и его “дочери” Ангаре. Вы все знаете, что Ангара является единственной рекой, которая вытекает из озера Байкал и впадает в могучую Сибирскую реку Енисей. В связи с этим коренные жители сложили красивую легенду, о которой, я вам сейчас расскажу.

В незапамятные времена появились в этих краях люди, говорит легенда. Оглянулись они окрест - все хорошо: леса немереные, степи обширные. Да одна беда - воды в этом земном крае ни капли. Встретили они странника, который не советовал им от счастья счастье искать. Но не послушали совета, пошли дальше. Кружили, кружили, измотались донельзя, одежду изорвали, обувь износили - нет такого места, где все бы им было от Бога припасено. Вот и опять оказался этот странник перед путниками. На ком же еще сорвать досаду свою, рожденную усталостью и безнадежностью? И стали люди хулить странника. А тот поднялся на вершину, уперся ногами в камень, вынул из груди свое сердце, да и бросил его в долину. Прожгло сердце толщу земли, и вода из той пробоины хлынула, чистая и приворотная: кто испил её - места этого, названного Байкалом, не позабудет. И когда береговые глыбы льда охвачены пламенем заката, кажется, что это осколки сердца великого странника…

(Приложение 1)

Этимологи – переделка заимствованного слова по образцу близкого по значению слова русского языка на основе ассоциации значений.

Спит могучий Байкал …
Вековой тишины молчаливую гордость хранит…
Зачарованный мир водяной глубины
Беспробудно таинственно спит…
Видя бурю без туч, видя грозный Байкал
Возмущенным из недр своих,
И тунгус, и бурят это недра считал
Полубогом в моленьях своих.
Меж суровых красот, средь диковинных рыб,
Между струй изумрудной волны
В тихом чудном дворце из сапфировых глыб
Спит Властитель Байкальской страны …
Берегут его сон стаи злобных зверей,
Темнота и безмолвье ночное …
Тихо спит божество, далеко от людей,
В недоступном и мрачном покое …

Вот какой он. Смилостивится, сдернет свои могучие волны, - снова выглянет солнышко на ясном небе и позолотит верхушки успокоенных рябых волн. С морем успокаивается все на свете, и горячее льется кровь, и сердца людей становятся добрее. В прозрачных водах Байкала - вкусная рыба омуль, жирная нерпа. Сколько их? Разве кто-нибудь звезды считал? Глубокое море, славное море Байкал. Вот все эти горы, что у нас под чумом стоят, утопить можно в Байкале (приложение 2). И есть у Байкала единственная дочь Ангара.Долго скучала Ангара. Чтобы развеселиться, она прыгала с камня на камень, кружилась, делая повороты и изгибы, словно та девушка, которая забывается в жгучем танце (приложение 3).

Но однажды ранним утром, когда прозрачные туманы еще не успели подняться к небу, Ангара подслушала разговор двух чаек, сидевших на прибрежной скале. Там, далеко-далеко, вьется извилистой лентой могучий богатырь, красавец Енисей. Он начинается в высоких Саянских горах, всегда покрытых снегом. Бурлит и кипит он, когда пробивает себе дорогу меж камней, потом разливается по широкой степи и далеко несет он свои воды, пока не вольется в самое холодное на свете море…

Однажды, когда уже закатывалось багряное солнце, задумала Ангара бежать к своему возлюбленному. В ту беспросветную ночь, когда не тревожимый Сармой Байкал крепко спал и не слышал, как в далеких горах переполнились дождевой водой все ручейки и реки. Ангара собрала все свои воды, напрягла все силы и бросилась в море…

Обезумел старик, сорвал одну громадную скалу и со всего размаха бросил вслед убегавшей непокорной дочери своей. Со страшным шумом и треском упала скала перед убегающей Ангарой, загородила ей дорогу. Напрягла Ангара последние силы, обошла скалу с двух сторон и широкой лентой понеслась к Енисею и слилась с ним.

Та скала, которую старик бросил вдогонку убегавшей дочери, стоит и до сих пор, окруженная водой, и называется Шаманский камень. На ней поселились злые духи - онгоны. Люди бывают на камне и приносят духам жертвы. Байкал дает приют всем духам добрым и злым, распоряжается ими, поэтому и называют его священным. (Приложение 4)

3. Основной этап.

Показать эскиз сюжета из былины о “Ангаре” (результат работы демонстрирует рисунок, помещённый выше). Предложить думать и решить, при помощи, каких узлов и узоров можно сплести эту картину. Предлагаются следующие вариант плетения:

  • фон картины драпированная синяя ткань крепится на рамке;
  • волосы – оплетенная проволока квадратными узлами и крепится на фоне;
  • лицо – вертикальные бриды;
  • платье – шахматка на основе коврового узла;
  • фигуру подчёркиваем вертикальными бридами;
  • на дополнительном носители плетём нижний край картины. Плетём шахматку в 3 ряда. Делим на группы по 10 нитей. На каждой группе завязываем кисти;
  • закрепляем украшение на нижней части картины.

Работу начинаем с оформление рамки. Отмерить ткань, обычной иглой и нитками сделать мелкие стежки в верхней и нижней части ткани. Стянуть нить и распределить ткань, легко спадающими волнами. Натянуть на рамку и закрепить с обратной стороны с помощью иголки и ниток. Фон готов.

Плетение изделия начинается с нарезки нитей определённой длины. Точный расчёт длины нитей сделать весьма трудно. Причины:

  • на каждый вид узла расходуется определённый отрезок нити;
  • одной и той же нитью плетут одновременно несколько видов узлов;
  • надо обращать внимание на толщину и крутизну нити: чем толще нить, тем больше её требуется;
  • влияет на расход нити и манера плетения. Некоторые завязываю узлы того, другие – слабее.

Приблизительно длина концов в 4-10 раз больше длины изделия. Перед выполнением работы выполнить рапорт узла, это поможет увидеть фактуру будущего изделия и определить, на сколько убывает нить при выполнении данного узора. Убедившись, выбор удачен, выполнить расчет нитей и приступить к плетению в соответствии эскиза.

В ходе занятия педагог помогает исправить ошибки, наблюдает за работой воспитанников.

4. Рефлекторный этап.

  • Коллективно оценить выполнение творческих заданий
  • На основе ответов учащихся педагог анализирует усвоения нового материала.

5. Итоговый этап.

  • Педагог обобщает усвоенный материал.
  • Подводит итоги данного занятия, отмечая положительные и отрицательные моменты.
  • Педагог предлагает на следующем занятии продолжить работу над сюжетной картиной “Ангара”.

Литература

  1. Краузера А. Макраме. Ташкент: 1986.
  2. Кузьмина М. Азбука плетения. - М.: Ленпромиздат, 1992.
  3. Кумача-чародейка. Сказки, предания, легегды. - Н.Новгород: Русский купец, 1993.
  4. Максимова М., Кузьмина Послушные узелки. - М.: “ЭКСМО”, 1997.
  5. Скребцова, Т.О., Данильченко, Л.А. Плетение из шпагата, шнура, бечёвки. Идея для интерьера. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  6. Федотова В.А., Федотов В.И. Наузовое плетение. - М.; ООО “Издательство АСТ”. “Сталкер”, 2005