I. Фрагмент урока “Древняя Спарта” в 5 классе.
1. Территория: Южная Греция, долина реки Еврот, область Лакония.
2. Управление:
- Совет старейшин
- Народное собрание
- Два предводителя (цари)
3. Спартанцы:
- Отбор детей
- Семилетний возраст
- Воспитание: спали на подстилках из тростника, ели скудно, говорили кратко (лаконично), разучивали звуки флейты, стойко переносили лишения, занимались гимнастикой: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья.
- Отношения с илотами
II. Фрагмент урока “Рыцарство: на войне и у себя дома” в 6 классе.
1. Рыцарь:
- Воспитание: езда верхом, владение оружием, умение охотиться, придворные манеры, пение, танцы.
- Оруженосец рыцаря
- Обряд посвящения
- Вооружение: меч, копье (до 3,5 м).
- Доспехи: щит, шлем, кольчуга, а с XIV в. сплошной доспех.
- Герб
- Досуг: охота, турниры, пиры.
2. Замок:
- Подъемный мост
- Нижний двор
- Конюшня, хлев, амбары.
- Верхний двор
- Колодец или резервуар с водой
- Замковая часовня
- Жилище хозяина замка
- Помещение для хранения оружия и доспехов
- Жилые помещения
- Донжон
3. Культура:
- Рыцари-поэты: трубадуры, труверы, миннезингеры.
- Литература: лирические стихи; эпические поэмы: “Песнь о Роланде”, “Песнь о моем Сиде”, “Песнь о Нибелунгах”; романы.
III. Фрагмент урока “Новгородская республика” в 6 классе.
1. Территория:
- Центр – Великий Новгород
- “Пригороды” - Псков, Изборск, Великие Луки, Торжок, Ладога, Юрьев.
2. Занятия:
- Ремесла
- Торговля:
Вывоз: мед, воск, льняные ткани, выделанные кожи, смолу, хмель, строевой лес.
Ввоз: сукно, сафьян, металл, вино, предметы роскоши.
3. Население:
- Ремесленники
- Купечество
- Бояре
4. Политические особенности:
- Республиканская форма правления
- Верховная власть – вече
- Символ народовластия – вечевой колокол
- Высшее должностное лицо – посадник
- Помощник посадника – тысяцкий
- Глава церкви – владыка
- Князя с дружиной приглашало вече
5. Культура:
- Особенность: простота и доступность.
- Каменное зодчество
- Летописание
IV. Фрагмент урока “Художественная культура России в первой половине XIX века” в 8 классе.
1. Русская литература:
- Сентиментализм: Н.М.Карамзин
- Романтизм: В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский.
- Реализм: “поздний” Пушкин
- Критический реализм: Н.В.Гоголь
2. Театр:
- Романтизм: П.С.Мочалов
- Реализм: М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов.
3. Музыка:
- Композиторы: А.Е.Варламов, А.А.Алябьев, А.Л.Гурилев, А.Н.Верстовский (романтизм), М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский.
4. Живопись:
Классицизм: К.П.Брюллов
5. Архитектура:
- Ампир: А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, О.И.Бове, Д.И.Жилярди.
- “Русско-византийский стиль”: К.А.Тон
Синквейны учеников.
Геракл,
Сильный, умный,
Победил, прославился, отомстил.
Имея смекалку, совершил подвиги.
Богочеловек.
Настя Молокова, 5 класс.
Спартанцы,
Выносливые, сильные,
Терпели, занимались, состязались.
Принадлежали не родителям, а государству.
Воины.
Саша Антипов, 5 класс.
Рыцарь,
Храбрый, сильный,
Защищает, отстаивает, побеждает.
Не пожалеет своей жизни в бою.
Герой.
Настя Молокова, 6 класс.
Рыцарь,
Смелый, жестокий,
Служит, грабит, убивает.
Верный кодексу рыцарской чести.
Воин.
Даша Бизякина, 6 класс.
Рыцарь,
Обходительный, влюбленный,
Обещает, клянется, служит.
Защищает честь дамы сердца.
Обольститель.
Вика Антипова, 6 класс.
Замок,
Каменный, неприступный,
Возвышается, препятствует, защищает.
Служит хорошим укрытием для феодала.
Спасение.
Настя Молокова, 6 класс.
Александр,
Двуличный, властолюбивый,
Преобразует, отказывается, боится.
Пытается изменить будущее России.
Неудачник.
Ксюша Маслова, 8 класс.
Владимир,
Смелый, мудрый,
Завоевал, принял, крестил.
Делал все ради Руси.
Правитель.
Вика Антипова, 6 класс.