Проектный урок "Новогодний калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Краткое содержание проекта.

В проекте рассматриваются вопросы празднования Нового года от древних времён до современности. Исследуются Новогодние традиции разных стран мира. Прослеживается связь искусства наряжать ёлку в разных стилях. Проводится анализ литературных произведений про Новый год и создаются собственные поэтические и прозаические произведения на данную тему. Проходит демонстрация своих Новогодних открыток и костюмов.

Выполняя задания, учащиеся разбиваются на группы: дизайнеры, географы, литераторы, исследователи, историки, художники. Работа в группах ведется с привлечением родителей по индивидуальному плану. Результаты работы оформляются в виде презентаций, творческой мастерской, выпуском книги с собственными произведениями.

На заключительном этапе проходит открытая защита проектов с приглашением родителей и учителей, в ходе которой учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с требованием учебной программы, рассказать о том, каким образом шла работа в группе и что было самым запоминающимся в ходе работы.

Предметная область.

Окружающий мир, технология, литературное чтение, риторика, внеклассное мероприятие.

Возрастная группа учащихся, класс. 3 класс

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно) – 7 недель

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

Речевая деятельность. Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопроса, построение ответа, доказательства (объяснения).

Планирование и организация деятельности. Выполнение инструкций и простейших алгоритмов. Установление последовательности действий для решения задачи, ответ на вопросы: “Зачем и как это делать?”, “Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?”. Определение способов контроля и оценки деятельности; ответ на вопросы: “Такой ли получен результат?”, “Правильно ли это делается?”; определение причин возникших трудностей, путей их устранения, нахождение ошибок в чужой и своей учебной работе и их устранение.

Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад. Правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Работа с информацией. Передача, поиск, преобразование, хранение информации; поиск информации в словарях, каталогах библиотеки.

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы). Устный рассказ о праздниках.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Родная страна – Россия. Государственные праздники.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация. Страны и народы мира

Технология. Изготовление изделий из бумаги и картона, основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление изделий.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;

овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

Цель:

познакомить детей с празднованием Нового года в России и в других странах;

прививать интересы к традициям празднования Нового года;

прослеживать экологическую взаимосвязь по данной теме;

развивать фантазию, воображение, память, логическое мышление, внимание;

воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности.

После завершения проекта учащиеся смогут:

демонстрировать глубокие и широкие знания, связанные с празднованием Нового года;

получить навыки публичного выступления и умение отстаивать свою позицию.

Основополагающий вопрос: Чем Новый год объединяет всех народов мира?

Вопросы учебной темы:

Как, откуда и когда пришёл обычай встречать Новый год?

Кто хозяин Нового года в разных странах мира?

Откуда пришло искусство украшать Новогоднюю ёлку?

О чём говорит Новогодняя открытка?

Какова взаимосвязь в произведениях советских и зарубежных писателей о Новом годе?

Как возник Новогодний костюм?

Вопросы по содержанию: Что такое Новый год?

Какое дерево украшают на Новый год?

Кто приносит подарки в России на Новый год?

До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Формирующее оценивание (беседа учителя, викторина) ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Консультативное оценивание промежуточных результатов учителем по предметам технология, литературное чтение, окружающий мир

Продукты деятельности учащихся:

презентации исследований

Группы Историки – Прил.1

Группы Географы – Прил.2

Группы Исследователи – Прил.3

Группы Художники – Прил.4

творческий отчёт

изготовление Новогодних открыток (группа Художники)

   

Издание книги “Новогодняя мозаика” (группа Литераторы)

Лист оценки группы

Методы оценивания:

Перед началом проекта нужно выяснить знания учащихся по теме (в ходе фронтальной беседы с классом при проведении викторины по теме “Что я знаю про Новый год?”). В ходе выполнения проекта учащиеся получают задания для групп, определяют перечень вопросов, на которые ученики должны ответить в процессе исследования.

В завершении проекта проводится представление и защита работ учащихся. Результаты контролируются на основе анализа продуктами деятельности учеников - презентаций, творческого отчёта. Критерии оценки групп служат и для оценивания работ учителем, и для формирования навыков самооценки детей.

Учебные мероприятия

Перед началом работы:

В ходе викторины учитель проводит беседу с учащимися с целью выявления имеющихся знаний о празднике Новый год, о его символах и традициях. В ходе беседы необходимо выяснить, знают ли дети как встречают Новый год в других странах. На родительском собрании с целью включения родителей в проект им предлагается познакомиться с тематикой проекта, которая дает представление о проекте и о планировании работы каждой группы. Таким образом, родители могут оказать посильную помощь в работе над проектом (сотворчество с группой художников, литераторов, дизайнеров, помощь в поиске информации).

Представление проблемной ситуации:

Учитывая итоги проведенной беседы, учитель создает проблемную ситуацию, организует групповое обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез и распределение учащихся по тематическим группам.

Работа над проектом:

На начальном этапе работы над проектом учитель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Разрабатывается план для каждой группы. Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях, учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Если ученики затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников. Основное внимание учителю следует уделить промежуточным обсуждениям, дискуссиям внутри групп, консультациям с педагогом.

Оформление результатов проектной деятельности:

Оформление результатов планируется в виде презентации (составлена при помощи учителя) и творческого отчета. Одновременно с этим готовится выступление групп на открытой защите, поэтому в критерии оценивания необходимо заложить пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Защита проекта, оппонирование, дискуссия:

Защиту проектов можно организовать как открытое занятие, пригласить на нее родителей, учителей. В ходе защиты каждая группа представляет свой продукт исследования, отвечает на вопросы. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев оценивания групп (возможно привлечь к оцениванию учителей и родителей). Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы .

По окончании работы:

Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Немаловажным становится награждение групп. Представление проекта позволяет участникам проекта осознать личностную значимость, когда они делятся опытом с большой аудиторией слушателей.

Материалы для дифференцированного обучения

Возможности для учеников:

Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности.

Таким образом повышается мотивация учащихся в учебе; самооценка учащихся (я могу не хуже других), каждый имеет возможность для самореализации.

Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, способностей, склонностей, интересов школьников. Приходит понимание того, что, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других.

Одаренный ученик:

Задания составлены так, что каждый ребенок способен выполнить их, но каждый на своем уровне. Таким образом, проект направлен на личностно – ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

Критерии оценки работы группы “Дизайнеры”

БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 5

Вид работы Баллы
Костюмы  
Артистизм, выразительность игры роли  
Вхождение в образ роли  
Подбор музыки  
Всего баллов  

ИТОГИ:

18-20 баллов – оценка 5

14-17 балла – оценка 4

10-13 баллов – оценка 3

9 баллов и менее – оценка 2

Критерии оценки работы группы “Умелые руки”

БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 5

Вид работы Баллы
Доступная и понятная информация о новогодних открытках – с давних времён до наших дней  
Оригинальность оформления открыток  
Красочность, аккуратность исполнения работ  
Соответствие изображения, предложенной теме (“Новогодняя открытка”)  
Защита (разъяснение) изображенного  
Всего баллов  

ИТОГИ:

23-25 баллов – оценка 5

19-22 балла – оценка 4

13-18 баллов – оценка 3

12 баллов и менее – оценка 2

Критерии оценки работы группы “Географы”

БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 5

Вид работы Баллы
Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме  
Доступность изложения материала, его логичность  
Представление интересно и хорошо подготовлено  
Сопровождение выступления слайдами презентации  
Всего баллов  

ИТОГИ:

18-20 баллов – оценка 5

14-17 балла – оценка 4

10-13 баллов – оценка 3

9 баллов и менее – оценка 2

Критерии оценки работы группы “Литераторы”

БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 5

Вид работы Баллы
Соответствие подбора материала заданной теме  
Связь литературных произведений со школьной программой  
Практическое применение материала  
Проявление творческих способностей  
Качество оформления результатов  
Всего баллов  

ИТОГИ:

23-25 баллов – оценка 5

19-22 балла – оценка 4

13-18 баллов – оценка 3

12 баллов и менее – оценка 2

Критерии оценки работы группы “Историки”

БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 5

Вид работы Баллы
Ясность, последовательность изложения материала по теме  
Необходимость исторической информации в проекте  
Правильность и точность речи во время защиты проекта  
Наглядное оформление слайдами  
Всего баллов  

ИТОГИ:

18-20 баллов – оценка 5

14-17 балла – оценка 4

10-13 баллов – оценка 3

9 баллов и менее – оценка 2

Критерии оценки работы группы “Исследователи”

БАЛЛЫ ОТ 1 ДО 5

Вид работы Баллы
Актуальность исследуемой темы  
Наличие интересной и увлекательной информации  
Связь с экологической направленностью  
Чёткость, ясность изложения материала по теме  
Наглядность результатов работы  
Всего баллов  

ИТОГИ:

23-25 баллов – оценка 5

19-22 балла – оценка 4

13-18 баллов – оценка 3

12 баллов и менее – оценка 2