Цели:
- обобщение знаний о городах, образующих Золотое кольцо России;
- знакомство с парками
Задачи:
- Закрепить и расширить знания обучающихся о городах, входящих в Золотое кольцо России; об имеющихся парках в Москве и Кемеровской области
- Систематизировать знания обучающихся о достопримечательностях городов Золотого кольца России
- Развивать речь, эстетические представления и художественный вкус обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте правильно.
Тихо садитесь.
Из открытого колодца
Солнце медленно встает,
Свет его на нас прольется,
Луч его нам улыбнется,
Новый день оно начнет.
– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу! С отличным настроением начинаем наш урок.
II. Сообщение темы и цели урока
– Я хочу пригласить вас на необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по Золотому кольцу России, для того чтобы вспомнить, какие города входят в него и чем они знамениты.
– На чем можно путешествовать? (На самолете и т.д.) В 1967 краевед – географ Василий Бычков разработал маршрут и назвал его Золотым Кольцом, поэтому мы c вами будем туристами, а я буду вашим гидом.
– Кто такой гид? (Проводник при туристах.)
– А помогут нам в пути: карта, учебник и знания, которые у нас уже есть. На карте мы будем маркером отмечать наш путь. А начнем его из столицы нашей Родины – Москва. (Карта на слайде – учитель демонстрирует.)
III. Повторение пройденного материала
– Первая остановка – Сергиев Посад. Поставьте стрелку от Москвы до Сергиева Посада и закрасьте белый кружок маркером красного цвета.
– Какие достопримечательности есть в этом городе? (Троице-Сергиева лавра)
– Что такое лавра? (Самый важный, главный монастырь)
– Ребята, назовите следующую остановку нашего пути? (Переславль Залесский) (дети ставят стрелку и закрашивают кружок красным маркером)
– Кто является основателем этого города? (Князь Юрий Долгорукий)
– К названию, какого города добавляют слово
“Великий”? Правильно (Великий Ростов). В этом
городе наша следующая остановка.
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– Ребята, как называется самая замечательная часть города и чем знаменита на весь мир? (Ростовский Кремль; знаменит колоколами, которые славятся мелодичным звоном)
– Название, какого города произошло от слова
“угол”? (“Углич”)
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– Как называется большой завод и что там производят? (Часовой завод; делают часы “Чайка”)
– Самый крупный город Золотого кольца, который
был основан князем Ярославом Мудрым? (Ярославль)
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– На какой реке стоит Ярославль? (Волга)
– Почему Ярославль называют родиной русского театра? (В центре города есть памятник Федору Григорьевичу Волкову, который создал первый в России театр)
– В каком городе улицы расположены в виде
веера? (Кострома)
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– Как звали императрицу, по указу которой перестроили город Кострома в виде веера? (Екатерина Великая)
– Какой город считается городом художников, в
котором открыт музей Исааку Ильичу Левитану? (Плёс)
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– Из Плёса мы отправимся в город, который
знаменит музеем деревянного зодчества? (Суздаль)
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– Какой город основал князь Владимир Мономах? (Владимир)
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером)
– Каким памятником старины славится этот город? (Золотые ворота)
– Ребята, что объединяет все города Золотого кольца? (Церкви, монастыри и т.д.)
– Молодцы! И завершаем наше путь в городе
Москва.
(Дети ставят стрелку и закрашивают кружок
красным маркером.)
– После длительного путешествия нужно сделать привал и отдохнуть.
Физкультминутка
Один-два-три-четыре-пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
VI. Изучение нового материала
– Решив кроссворд, мы узнаем в каком месте г. Москвы мы можем легко-легко подышать.
1. Без солнышка не найдут зернышка? (Птицы.)
3. Деревья выстроились в ряд
И нам хором говорят:
“Приходите отдыхать,
За природой наблюдать” (Аллея)
2. Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все
рубашки (Дерево)
4. Птичья столовая (кормушка)
– А какие в Москве существуют парки, вы сможете
узнать, сложив мозаику.
(Дети складывают мозаику-приложение)
– А теперь давайте найдём названия парков на слайдах, которые вы видите на экране. Выберите название и приклейте его к листу с изображением парка.
– Парки существуют во всех городах Золотого кольца.
– Какие парки вы знаете в городе Кемерово? (Парк “Победа”, парк чудес и др.)
– Ребята, что нужно делать, чтобы сохранить парки? Для чего и для кого их надо сохранять? (Необходимо ухаживать за деревьями, за цветами, и т.д.; нужно чтить память людей, которые создавали парки; для будущего поколения, чтобы наше поколение знало историю создания парка, таким образом, парк это связующее звено между прошлым и будущим)
– Сейчас я предлагаю сделать вам свой парк. На столе у вас лежат детали из бумаги, вам необходимо сделать деревья и поместить их на краю своей парты. У нас получится красивая аллея. (Дети делают деревья и помещают их на краю своей парты).
– 22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Корни праздника уходят в конец 19 века. Праздник посвящен озеленению улиц, дворов и высадке деревьев. В России день земли отмечается с 1992 года. С этого времени особое внимание уделяется паркам. Праздник парков проводится в целях привлечения людей к участию в деятельности по охране заповедников и национальных парков.
22 апреля все, кому не безразлична судьба нашей Родины, своё собственное будущее – могут принять участие в празднике и внести посильный вклад, посадив деревья, кустарники и цветы.
V. Итог урока
– Какие города входят в Золотое кольцо России?
– Какая главная достопримечательность этих
городов?
– Какая достопримечательность, предназначенная
для отдыха есть в каждом городе?
– Что означает дата 22 апреля?
– На память о нашем уроке я дарю вам закладки,
которые напомнят о Дне Земли.
Выслушиваются ответы детей.
VI. Домашнее задание
– Создайте свой парк, который мог бы находиться в любом из городов Золотого кольца. Вы можете написать сочинение, создать иллюстрацию, выполнить аппликацию.
VII. Рефлексия
– Посади цветок: если тебе понравился урок, и было комфортно – красный цветок, если урок не понравился – жёлтый цветок.