Формирование коммуникативной компетентности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


В эпоху перестройки многие педагоги нашей страны активно включились в поиск новых подходов в образовании. Именно в этот период вновь зазвучали имена основоположников систем развивающего обучения Занкова Л.В., Эльконина-Давыдова, стали актуальными и востребованными их принципы обучения, на основе их теорий появляются новые развивающие программы: “Школа 2000”, “Школа 2100”, “Школа ХХI века” и др.

Работая по развивающим программам и системам, многие педагоги достигли неплохих результатов. Выпускники школ показывали стабильные качественные результаты по предметам.

Но изменилось время, изменилась страна, изменились мы и наши ученики. Современным обществом предъявляются новые требования к выпускникам. В ситуации социально-экономического развития страны школа должна выпускать из своих стен конкурентоспособного на рынке труда гражданина нашего общества. Вместо узкого специалиста, ориентирующегося только в своем узко профессиональном направлении, сейчас все чаще оказывается востребованным на рынке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки, техники и культуры, владеющий иностранным языком, информационными технологиями, обладающий экономическим мышлением. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют специалистов, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками.

Пришло понимание того, что, мы, педагоги, должны полностью пересмотреть требования к результатам своего труда, что сегодня недостаточно вооружить хорошими и прочными знаниями учеников, приемам и навыкам работы с учебной литературой. Выпускник должен обладать какими-то новыми качествами, способностями, чтобы быть готовым к конкурентной борьбе, способным самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.

В Стратегии модернизации содержания общего образования в России, принятой в 2001 году, в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся.

Основной компетентностью современного человека, по мнению многих ученых, должна стать коммуникативная компетентность, которую составляют языковая, социальная и информационная компетенции, так как именно она дает возможность состояться будущему первоклассному специалисту, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес.

Достижение новых результатов должно опираться на новые технологии.

Процесс формирования коммуникативной компетентности, развитие коммуникативного опыта должны идти через овладение информационной компетенцией посредством глубокого изучения информационных технологий.

Все более интенсивное применение вычислительной техники в школах, высших и других учебных заведениях дает возможность более эффективно организовать учебный процесс на этапах обучения и контроля знаний.

К сожалению, на сегодняшний день возможности массово применять информационные технологии с использованием компьютера для всех обучающихся имеют только частные школы. В обычных школах это проблематично и пока неосуществимо. Причин несколько: низкий уровень оснащенности российских школ компьютерной техникой и лицензионным программным обеспечением из-за их высокой стоимости и недостаточного финансирования; количество единиц компьютерной техники в стандартных классных кабинетах не может быть более 10-11 по нормам СаНПиНа, а это значит, что одновременно все ученики класса не могут индивидуально работать на компьютере, т.к. наполняемость в классах, по тем же нормам, - 25 человек.

Считаю, что выходом является инновационная образовательная технология автоматизированного контроля и самоконтроля на основе использования электронного устройства "Символ-Тест", созданного талантливыми учеными ТУСУРа.

Вот уже год как наша школа стала областной экспериментальной площадкой по внедрению автоматизированной технологии контроля и самоконтроля на основе использования информационно – дидактической системы “Символ-Тест”. Подведены первые итоги. За этот год и я, и другие наши педагоги, участники эксперимента, сумели оценить уникальность и эффективность этого устройства. Система "Символ" – это компактное, доступное по стоимости специализированное техническое средство, универсальное относительно предметов, которое не нужно программировать, настраивая каждый раз на новые предметы, позволяющее повышать качество обучения в массовых масштабах.

За годы работы я убедилась в том, что сознательное и прочное усвоение знаний и формирование компетенций учащихся происходит в процессе их активной умственной деятельности, а участие в эксперименте доказало, что при использовании системы “Символ” учебный материал становится предметом активных действий учеников. Система “Символ” позволяет создать во время самоконтроля и взаимоконтроля обстановку, которая обеспечивает наилучшую работу интеллектуальных сил обучающихся, т.к. ученику никто не мешает, он не испытывает психологического дискомфорта, если допустит промах. У ученика при работе в режиме самоконтроля с системой “Символ” появляется возможность найти и исправить ошибку. Использование системы “Символ” позволяет установить обратную связь между педагогом и обучающимися, дает возможность получить объективную картину уровня знаний учащихся. Систематический контроль знаний учащихся стимулирует повышение качества обучения за счет усиления акцента на трудных для усвоения положениях и повышения ответственности обучаемых за результаты самостоятельной работы.

Повышение доступности, качества и эффективности образования возможно при повышении значимости оптимального сочетания информационных, автоматизированных и здоровьесберегающих технологий. Наблюдения за психологическим и физическим состоянием учеников при использовании в учебном процессе автоматизированной технологии контроля и самоконтроля “Символ-Тест” позволяют сделать вывод, о том, что она положительно влияет на повышение эффективности и качества учебного процесса и на сохранение физического и психического здоровья обучающихся, а, значит, по праву может считаться здоровьесберегающей.

Система “Символ” является мощным мотивационным стимулом к обучению, доказательством данного утверждения служат высказанные мнения детей.

Ученики начальных классов:

  • “Работать легко, интересно, мало нужно писать, поэтому много сделал”;
  • “С “Символ-Тестом” работать легко и весело”;
  • “Иногда трудно находить буквы”;
  • “Мне кажется, что учителю мало хлопот. “С-Т” сам говорит, что неправильно”;
  • “Учителю легко узнать, кто готовится –тот, кто быстро все выполняет, а кто не готовится, тот медленно работает”;
  • С “С-Т” работать интересно, когда совершишь ошибку, он тебя поправит, он помогает детям”;
  • “Мне нравится работать с “С-Т”. Он тебя не ругает противным голосом, а молча пишет “Неправильно”, поэтому мне легко и интересно”;
  • “Мне нравится работать с “С-Т”, потому что он исправляет ошибки, дает возможность подумать”;
  • “По “С-Т” работать интересно и весело - это шаг в будущее”.

Говорят старшеклассники:

  • “Символ – тест” нам очень помогает в подготовке к экзаменам.
  • “Символ – тест” дает возможность увидеть сразу: правильное решение ты принял или нет. Ты ошибся – вернись и перепроверь это задание.
  • Символ” посылает тебе сигнал: “ Подумай! Найди!” И мы думаем. Наша уверенность в себе растет.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в учебном процессе автоматизированной технологии контроля и самоконтроля “Символ-Тест” позволяет обеспечить формирование у обучающихся коммуникативной компетентности. Система “Символ” способствует развитию коммуникативного опыта деятельности учащихся, который им потребуется в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.