Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа становится основой рациональной организации двигательного режима гимназистов, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, т.е. становится мощным средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Центр здоровья объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Это взаимодействие охватывает многие вопросы специальной подготовки по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.
Почти каждый кабинет обеспечен таблицей Базарного, с помощью которой учителями проводятся упражнения для снятия напряжения с мышц глаз Почти каждый кабинет обеспечен таблицей Базарного, с помощью которой учителями проводятся упражнения для снятия напряжения с мышц глаз. Один из приемов снижения негативного влияния длительной статистической и психоэмоциональной нагрузки в течение учебного дня – это использование малых форм физической активности. В гимназии проводятся: вводная гимнастика до уроков, физкультминутки, физкультпаузы, динамические паузы. На переменах старшеклассники СМГ Центра здоровья проводят подвижные игры в начальной школе и т.д. Малые формы физической активности помогают восполнять детям дефицит суточной потребности в движении, для снятия утомления и повышения работоспособности и для развития когнитивных способностей (памяти, воображения) и оздоровления.
Специалистами Центра здоровья разработаны малые формы оздоровительной физической активности, которые педагогами применяются в образовательном процессе. Это комплексы физических упражнений и элементов самомассажа продолжительностью от 1 до 5 минут. Использование физической активности с учетом состояния здоровья и степени усталости учащихся, ее направленность на усиление когнитивных функций обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, повышает эффективность обучения. Малые формы физической активности сопровождаются непродолжительным следовым эффектом, поэтому, будучи использованы 1-2 раза в течение урока, позволяют сохранить все перечисленные преимущества и свести влияние пребывания в вынужденной позе к минимуму. Физкультминутки проводятся через 20 минут после начала урока.
Разработана система проведения динамических пауз
№ урока / перемена | Динамическая пауза и её основное содержание | Методические разработки |
До начала занятий | Активизация организма (обеспечивающие активизацию организма и способствующие его пробуждению, адекватно стимулируют когнитивные функции) | “Доброе утро”, “Гимназисты, вперед!” |
1 | Гимнастика для рук и плечевого пояса (коррекция осанки и снятие мышечного напряжения) | “Доберемся до вершин!”, “Писатели” |
2 | Гимнастика для глаз (профилактика зрительного утомления и близорукости) | “Зоркий глаз”, “Стрелок” |
3 | Гимнастика для туловища (коррекция осанки и снятие мышечного напряжения, упражнения для стимуляции кровоснабжения головного мозга) | “Веселое ориентирование”, “Руки, ноги, голова” |
4 | Релаксация (проведение психоэмоциональной разрядки, упражнения для концентрации внимания) | “Хочу спать!”, “Радуга”, “Внимательный охотник” |
5 | Гимнастика для глаз (профилактика зрительного утомления и близорукости) | “Всевидящее око”, “Великан и карлики” |
6 | Акупунктура (точечный массаж и самомассаж) | “Помоги себе”, “Помощь друга” |
Перемены | Игровые, танцевальные перемены (снятие статического и мышечного напряжения) | “Танцор диско”, “Веселые игры”, “Сильные, ловкие, смелые” |
Разработана и внедрена программа для учащихся специальной медицинской группы (на основе программы В.И. Дубровского). Занятия проводятся инструкторами-методистами Центра здоровья во внеурочное время 3 раза в неделю с учащимися 1-11 классов. Группы распределены по возрастам 1-4 классы, 5-6 классы, 8-9 классы и 10-11. Для создания положительного эмоционального фона занятий используется музыкальное сопровождение. Для проведения занятий СМГ в гимназии есть материально-техническая база.
Центром здоровья совместно с учителями физической культуры разрабатываются мероприятия, имеющие оздоровительно-профилактическую направленность через реализацию специальных программ для разных категорий учащихся: школьников с ослабленным здоровьем, гимназистов, освобожденных от уроков физической культуры и учеников, демонстрирующих значительные успехи в спорте, составляется план спортивно-массовых мероприятий для педагогов, учащихся и их родителей. В гимназии работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, спортивному ориентированию, шахматам, работают кружки по танцам “Джаз-модерн” и “Спортивные танцы”. Для учащихся гимназии организуются товарищеские встречи, турниры по волейболу, баскетболу, дни Здоровья, праздники, викторины, конкурсы. Проводятся соревнования и спортивные КВНы между учителями и учащимися. На каникулах организуются туристические поездки на Поднебесные Зубья, в Осман, которые способствуют оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивают личностные качества, такие как смелость, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.
Внутришкольные спортивно-оздоровительные мероприятия
- Первенство гимназии по футболу среди обучающихся 4–11 классов.
- Первенство гимназии по игре “снайпер” среди обучающихся 4–5 классов.
- Первенство гимназии по волейболу среди обучающихся 7 классов.
- Первенство гимназии по волейболу среди обучающихся 9–11классов.
- Первенство гимназии по пионерболу среди обучающихся 5, 6 классов.
- “Веселые старты” среди обучающихся 1–4 классов (2 раза в год).
- Первенство гимназии по игровому многоборью “Стенка на стенку”.
- Дни здоровья (раз в четверть).
- Соревнования “Папа, мама и я – спортивная семья” среди обучающихся 1–4 классов.
- Спортивный праздник “Физкультуре-ура! Занимайся детвора!” для обучающихся 2, 4 классов.
- Первенство гимназии по баскетболу среди 5, 6, 7, 8, 10–11 классов.
- Соревнования “Прощай зима” 1,2 классы.
- Соревнования посвященные Дню защитника Отечества 10-11 классы, 5–8 классы.
- Первенство гимназии по пулевой стрельбе 6, 7, 8, 10, 11 классы.
- Спортивный праздник “День прыгуна” 10–11 классы.
- “Лыжня зовет” 5–8 классы.
В гимназии учителями физической культуры создана группа “Юный инструктор”. Инструкторы помогают преподавателям проводить соревнования, спортивно-оздоровительные мероприятия среди учащихся. Лекторская группа учащихся-инструкторов оказывает помощь в проведении классных часов. Здесь представлена часть тем, с которыми ребята выступают перед учащимися.
Темы:
- Вред курения, алкоголизма, наркомании.
- Стресс и подросток.
- Использование релаксационных упражнений в повседневной жизни как профилактика стресса.
- Систематическая двигательная активность.
- Влияние физических упражнений на развитие телосложения.
- Современные направления в фитнессе.
- Атлетическая гимнастика.
- Современное олимпийское движение.
- Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- ЗОЖ и его составляющие.
Здоровый учитель – здоровый ученик. В гимназии проводятся совместные соревнования учителей и учащихся: по волейболу, баскетболу, спортивные КВН, дни здоровья. Мурзиной М.А., учителем физической культуры, для педагогов гимназии организованы занятия йогой, а Телегиной Н.Г. - занятия группы здоровья.
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
Важнейшим направлением психолого-педагогического и физиологического сопровождения развития учащихся является реализация комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.
Конкретными задачами работы в данном направлении можно считать следующие:
- формирование основ знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование установок на здоровый образ жизни;
- развитие навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), саморегуляция, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путём (ВИЧ, СПИД и др.);
- профилактика школьного и дорожного травматизма и др.
Компетентность в вопросах культуры здоровья оценивали с помощью специально разработанных валеологических анкет Л. Москвиной, О.Н. Московченко, Р.И. Айзмана, Л.Г. Качан и др.
Реализация мониторинга проводилась в несколько этапов с использованием критериев – индикаторов. В качестве индикаторов эффективности использована разработанная в регионе система критериев, позволяющих в процентах количественно оценить улучшение и повышение уровня индивидуального здоровья, включающая блоки социального, психологического, физического здоровья и параметры, характеризующие качество воспитательно-образовательного процесса. Ежегодно идет отслеживание динамики заболеваемости.
Центром здоровья совместно с лабораторией валеологии КузГПА осенью и весной проводится обследование уровня здоровья обучающихся и педагогов.
На состояние уровня здоровья педагогов, влияют специфические особенности сложной деятельности педагогов: повышенная продолжительность рабочего времени, высокая напряженность и ответственность, способность запомнить и воспроизвести большой объем информации, большие нагрузки на голосовой аппарат, дополнительные нагрузки, связанные с проверкой письменных работ учащихся, подготовкой к урокам. В настоящее время педагоги не отдыхают в выходные дни и во время отпуска.
Задачей является создание такого режима труда и отдыха учителя. При которой педагог мог бы сохранить высокую работоспособность и мог мотивировать обучающихся на здоровый образ жизни.
Количественная оценка функционального состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Материалы исследований указывают на необходимость усиленного внимания к состоянию здоровья обучающихся и педагогов. Сравнительные результаты мониторинга на начало и конец учебного года показали, что организация учебно – воспитательного процесса оказывает позитивное влияние на уровень здоровья всех участников образовательного процесса и способствует уменьшению функционального резерва организма.
Диагностика здоровья детей ведется для дальнейшего моделирования работы гимназии по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Для профилактики основных заболеваний разработан план вакцинации и витаминизации обучающихся и педагогов гимназии. Вакцинацию проводят врачи поликлиники совместно с медицинским работником гимназии:
Питание и витаминизация обучающихся и педагогов
Полноценное, рациональное питание является важнейшим условием хорошего здоровья, нормального роста и развития детей и подростков. Горячим сбалансированным питанием охвачено 95% в начальной школе, 60% обучающихся в среднем и старшем звене, работает буфет. Обучающиеся начальной школы раз в неделю получают молоко. Постоянно в меню салаты, свежие фрукты, продукты, восполняющие йододефицит: рыба, морская капуста. Все это способствует тому, что постоянно уменьшается количество детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, эндокринными заболеваниями.
Для повышения защитных свойств организма учащихся и педагогов в зимне-весенний период проводится витаминизация поливитаминными препаратами с ноября по май.
В гимназии систематически проводится витаминизация обучающихся и педагогов.
Витаминизацию организуют школьный врач совместно со специалистами Центра здоровья гимназии.
Просветительско-воспитательная работа
с учащимися,
направленная на формирование понятий ценности
здоровья и здорового образа жизни
Просветительско-методическую работу с педагогами и специалистами образования гимназии, а также просветительско-воспитательную работу с обучающимися и их родителями взял на себя Центр здоровья гимназии. Для педагогов гимназии Центром здоровья проводятся обучающие семинары по внедрению здоровьесберегающих технологий и организации малых форм двигательной активности в учебном процессе (физкультминутки, физкультпаузы, динамические паузы). Разработаны внеклассные мероприятия по проблеме сохранения и укрепления здоровья. Почти каждый кабинет обеспечен таблицей Базарного, с помощью которой учителями проводятся упражнения для снятия напряжения с мышц глаз. Для этого была разработана программа “Школа здорового образа жизни”.
Тема занятий и их краткое содержание
5-й класс
“Особенности развития подростка и здоровый образ жизни в подростковом возрасте”.
- Забота о собственном организме, знание, соблюдение правил ЗОЖ для здоровья.
- Рациональное питание. Гигиена питания.
“Вредные привычки и их влияние на здоровье человека”
- Курение, влияние табачного дыма на организм курящих и окружающих.
- Профилактика вредных привычек.
6-й класс
“Особенности физического и психического развития человека в подростковом возрасте”
- Анатомо-физиологические особенности и закономерности физического развития подростка. Рост и вес.
- Психологические особенности подростка.
“Здоровье подростка и факторы, влияющие на него”
- Влияние окружающей среды на здоровье человека.
- Режим дня и здоровья подростка.
- Переутомление, причины переутомления и его профилактика.
- Наркомания, токсикомания и их последствия для здоровья и жизни человека.
7-й класс
“Здоровый образ жизни и составляющие. Навыки здорового образа жизни”
- Правила ЗОЖ и их знание для здоровья.
- Стресс и его воздействие на здоровье.
8-й класс
“Основные понятия и определения здоровья и здорового образа жизни””
- Общие понятия о здоровье.
- Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранения здоровья.
“Здоровый образ жизни – профилактика заболеваний”
- Профилактика простуды и гриппа.
- Профилактика факторов риска основных инфекционных заболеваний.
9-й класс
“Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье”
- Болезни, передаваемые половым путем.
- Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.
10-11-й класс
“Здоровый образ жизни – основа долголетия”.
- Медико-социальные проблемы, стратегия долгожителя.
- Возможность искусственного омоложения.
“Пагубность вредных привычек”
- Молодежь и наркотики.
- Курение и здоровье.
- Алкоголизм и алкоголизация.
- СПИД и мы.
Одной из задач Центра здоровья является формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивация на сохранение здоровья обучающихся, педагогов и родителей.
Валеолог, педагог дополнительного образования вместе с классными руководителями и учителями физической культуры организуют посещение бассейна обучающимися и педагогами, проводят часы и уроки здоровья, спортивно-оздоровительные мероприятия.
Внедряются в систему работы гимназии программы, направленные на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни “Твое здоровье”, проводятся Дни здоровья, конкурсы, праздники.
Тематическое планирование программы “Твое здоровье”
Тема | Форма проведения |
Педагогика здоровья и информация образования | Педагогический совет |
Беречь как зеницу ока! | Беседа |
Как вылечить простуду без лекарств | Практикум |
Уроки натощак или обеды впопыхах | Родительский лекторий |
Принципы построения образовательных валеологических программ | Научно-методический совет |
Роль семьи в сохранении здоровья ребенка | Совет гимназии, родительский лекторий |
Валеология семьи, как системная интегративная проблема | Педагогический совет |
Кризис семьи в современном обществе | Научно-методический совет |
Валеологические аспекты в работе с родителями | Заседания методических объединений и кафедр |
Мифы о наркомании | Родительский лекторий |
Чтобы школьники росли здоровыми | Родительский лекторий |
Растения – чудесные помощники | Беседа |
Видеоэкология | Родительский лекторий |
Организация здоровьесберегающего питания учащихся в школе | Административное совещание |
Рациональное расписание учебных занятий | Совещание при директоре |
Рациональная организация общего режима дня школьников | Заседания методических объединений и кафедр |
Здоровьесберегающие образовательные технологии | Педагогический совет |
Здоровьесберегающее образовательное пространство школы | Городской семинар |
Для учащихся среднего звена разработаны внеклассные мероприятия по проблеме сохранения и укрепления здоровья;
- Викторина “Здоровье в саду и на грядке” (5-6 класс)
- Цель: Способствовать формированию мотивации на здоровый образ жизни, актуализация знаний о полезных и лекарственных растениях, которые находятся рядом с нами, о рациональном питании
- Викторина “ О пользе закаливания” (6 класс)
- Викторина “Кожа – зеркало здоровья” (7 класс)
- Классный час “Мы живем среди людей” Цель: Способствовать формированию культуры поведения. Показать значение настроения, самочувствия, работоспособности людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения.
- “Здоровье- главное достоинство человека!”. Праздник для учащихся 5-7 классов. Цель: пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни, знакомство с новыми сведениями о здоровом образе жизни, о методах сохранения здоровья, сплотить коллективы параллельных классов, активизировать творческую и познавательную деятельность. Праздник проходит в виде соревнования двух команд по 7-8 “знатоков здоровья”.
- Игра-путешествие “Секреты здоровья”. Цель: обобщение знаний учащихсMя о здоровье и здоровом образе жизни, знакомство с новыми сведениями о здоровом образе жизни, о методах сохранения здоровья, сплотить коллективы параллельных классов, активизировать творческую и познавательную деятельность
Организация просветительской и
методической работы
с педагогами, специалистами и родителями
Без учета изменений, которые произошли в обществе, в образовании, невозможно верно выбрать направление для последующего развития гимназии. Учитывая факторы влияния на образовательный процесс, при помощи Центра здоровья была создана программа “Школа здоровья”. Содержание программы реализуется через проведение тематических педагогических советов, заседаний методических объединений для педагогов и специалистов; через родительские собрания, лектории и индивидуальные беседы для родителей.
Тематическое планирование программы “Школа здоровья”
Тема | Форма проведения |
Педагогика здоровья и информация образования | Педагогический совет |
Беречь как зеницу ока! | Беседа |
Как вылечить простуду без лекарств | Практикум |
Уроки натощак или обеды впопыхах | Родительский лекторий |
Принципы построения образовательных валеологических программ | Научно-методический совет |
Роль семьи в сохранении здоровья ребенка | Совет гимназии, родительский лекторий |
Валеология семьи, как системная интегративная проблема | Педагогический совет |
Кризис семьи в современном обществе | Научно-методический совет |
Валеологические аспекты в работе с родителями | Заседания методических объединений и кафедр |
Мифы о наркомании | Родительский лекторий |
Чтобы школьники росли здоровыми | Родительский лекторий |
Растения – чудесные помощники | Беседа |
Видеоэкология | Родительский лекторий |
Организация здоровьесберегающего питания учащихся в школе | Административное совещание |
Рациональное расписание учебных занятий | Совещание при директоре |
Рациональная организация общего режима дня школьников | Заседания методических объединений и кафедр |
Здоровьесберегающие образовательные технологии | Педагогический совет |
Здоровьесберегающее образовательное пространство школы | Городской семинар |
Результатом здоровьесберегающей деятельности в гимназии является:
- повышение качества образования;
- повышение уровня здоровьесберегающей компетентности всех участников образовательного процесса;
- снижение уровня общей заболеваемости участников образовательного процесса;
- база данных мониторинговых исследований состояния здоровья обучающихся и педагогов;
- апробация программ: “Школа здоровья” для педагогов гимназии и родительской общественности, “Школа здорового образа жизни” для обучающихся;
- приобретение современного здоровьесберегающего учебного оборудования.