Элективный курс для 9-го класса "Методика ведения учебно-исследовательской работы"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно развить свои способности. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка.

Личность учащегося, его познавательные возможности и способности эффективно развиваются при включении школьников в активную познавательную деятельность.

Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность может иметь теоретический и экспериментальный характер. В первом случае учащиеся пишут рефераты, сообщения, выполняют проекты, имеющие главным образом интегративный, межпредметный характер.

Экспериментальная деятельность связана, в первую очередь, с исследованиями природных объектов (в основном – местных), выполнение которых доступно учащимся. При этом повышается осознанность знаний и появляется устойчивый интерес у учащихся.

Исследовательская работа помогает выделить главное в материале, анализировать информацию, раскрыть алгоритмы построения исследовательских задач, прикладные аспекты предмета, найти рациональные приемы решения задач, критически осмыслить результаты и применять их на практике.

Исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности. Самостоятельная работа при использовании этой модели обучения носит не исполнительский, а исследовательский характер, заданный через систему специально отобранных проблемных задач. Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным эмоциональным настроем.

Исследовательская работа учащихся занимает больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что деятельность учащихся продуктивная и творческая. Учащиеся при этом подходе могут быстро и правильно выполнять задания, самостоятельно изучая материал.

Исследовательская деятельность моделирует процесс исследования и включает следующие элементы:

  1. Постановка проблемы.
  2. Способы ее исследования.
  3. Аргументация ее решения.
  4. Составление выводов.
  5. Анализ выводов и обобщения.
  6. Применение полученных знаний, умений и творческих способностей как инструментов получения новых знаний.

Для эффективности исследовательской деятельности необходимо предварительно ознакомить учащихся с методами и приемами самостоятельного добывания знаний, с общими методами научного познания и специфическими способами обработки полученных результатов.

Метод проектов основан на такой организации учебного процесса, когда учащиеся работают индивидуально или группами над проектным заданием. Истоки этого метода – в Дальтон-плане (используемой в 1920-1930-х годах системе обучения). Этот метод помогает индивидуализировать учебный процесс; здесь важен не только результат обучения, но и разработка сценария и процесс выполнения проектного задания.

Проект - это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя. Учитель координирует деятельность учащихся по созданию и выполнению разных проектов, поддерживая, помогая и поощряя участников. Учитель помогает им в поиске информации, осуществляет обратную связь и оценивает совместно с участниками исследовательской деятельности качество выполнения проектов.

Исследовательские задания для учащихся могут представлять собой как небольшие поисковые, так и комплексные задачи, основанные на междисциплинарной интеграции знаний и умений, требующие вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Цель курса: Активное включение учащихся школы в процесс самообразовании и саморазвития.

Задачи элективного курса:

  1. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
  2. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  3. Выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  4. Расширение кругозора учащихся в области достижения отечественной и зарубежной науки.

Методический блок

Основные цели и задачи элективного курса

Можно реализовать через разнообразные формы занятий:

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Деловая игра.
  • Самостоятельная работа с литературой.
  • Проведение учебных исследований.

Учащиеся должны знать

  • Что такое учебно-исследовательская работа.
  • Виды учебно-исследовательских работ.
  • Различные методы проведения исследовательских работ.

Учащиеся должны уметь

  • Работать с рекомендуемой литературой.
  • Самостоятельно выбрать тему и аргументировать свой выбор.
  • Сформировать цели и задачи проведения исследования.
  • Разрабатывать план работы.
  • Правильно оформлять работу.
  • Четко и ясно излагать свои мысли. (Приложение 1)

Содержание курса

Блок тем Тема занятия Кол-во часов Форма проведения
I Что такое учебно-исследовательский проект 1. Виды проектов. 1 Лекция с элементами беседы
II Работа над введением учебного исследования 2.Выбор темы. Обоснование ее актуальности.

3. Формирование целей и конкретных задач

4. Структура работы

5. План работы

1

1

1

1

Теория и практика

Теория и практическое задание

Теория

Теория

III Работа над практической частью исследования 6. Методы исследования

7. Практическое применение одного из методов

8. Обработка и оформление результатов

1

1

1

1

Практика

Практика

Практика

Практика

IV Работа над основной частью исследования 9. Составление индивидуального плана

10.Сбор первичной информации

11.Практическое занятие в библиотеке

12.Стиль изложения материала

1

1

1

Теория

Практика

Практика

V Оформление учебной работы 13. Композиция учебной работы

14. Оформление основной части работы, источники и литература

15. Составление тезисов

1

1

1

Теория и практика

Практика

Практика

VI Итоговая конференция 16. Защита учебной работы 1 Практика
  Итого:   16 часов