Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» (Приложение 1)
Направление: технология культурной политики
Тема программы (метафорическая): Золотые россыпи Сибири
Тема программы содержательная:
Исследование культурных истоков регионов на
материале традиций и особенностей
культуры, быта и нравов народностей
проживающих на территории районов
Красноярского края.
Реализуется в летний период в палаточном лагере
Авторы:
Прусакова Людмила Павловна заместитель
директора школы по воспитательной работе
Бондарец Любовь Фёдоровна руководитель
школьного краеведческого музея и школьного
музея Боевой славы, учитель истории и
обществознания
Терешкова Вера Викторовна руководитель
объединения дополнительного образования «Юный
исследователь», учитель истории и
обществознания
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» п. Красная Сопка, Назаровский район Красноярского края
1. Пояснительная записка
Россия, каждый её регион, имеет богатейшее
культурное прошлое, свои духовные ценности и
столетние корни. Современный мир очень быстро
меняется. Сегодня менее 20% населения края
проживает в сельской местности – это то место,
где ещё сохранились истоки подлинной культуры
народов Сибири. Понимать и уважать прошлое,
заботиться о сохранении и передачи духовных
ценностей – долг и обязанность нынешнего
поколения сибиряков – потомков старожилов и
переселенцев. Данная программа направлена на
привлечение молодого поколения к исследованию
истоков материальной и духовной культуры Сибири.
Участниками данной программы будут дети из семей
с активной жизненной позицией, увлечённых
творчеством, и дети, попавшие в тяжёлую жизненную
ситуацию, дети сироты, опекаемые, дети из «группы
риска». Совместное проживание, индивидуальная и
коллективная творческая исследовательская
деятельность помогут всем участникам осознать
себя представителями сибирского субэтноса,
помогут самоопределиться в собственном
мировидении.
В ходе проведения этнографических исследований
у школьников будет формироваться умение
осмысливать и постигать содержание своей
деятельности – понимание. Данная компетентность
будет специфична, но овладение ею даст
возможность школьнику применять её в других
видах деятельности.
В ходе постижения материальной и духовной
культуры сибирского субэтноса участники
программы будут включены в процесс мышления, что
позволит углубить уровень логичности мышления.
Это будет способствовать развитию интеллекта
детей.
В условиях совместного проживания, совместной
деятельности, экспедиций, исследований,
творчества школьников из разных территорий,
разных целевых групп будет происходить общение и
развитие коммуникативных толерантных навыков.
Данная компетентность является одной из важных в
данном возрасте. Её развитие будет
способствовать открытости, контактности и
терпимости школьников.
Программа летнего модуля будет разворачиваться
на территории южных районов Красноярского
края. Данная территория на сегодняшний день
является одним из культурных центров Красноярья.
Там сохранились традиционные виды ремёсел и
промыслов. В п. Шушенское располагается
государственный историко-этнографический музей
– заповедник. Материалы музея помогут
участникам программы создать общую картину
материальной и духовной культуры нашего края.
Работники музея смогут оказать
научно-методическую помощь.
Реализация модулей 2009-2010 гг. осеннего, зимнего
и весеннего предполагается на территории
западной группы районов края. Данная программа
не ограничивается рамками одного года. В течение
4-х лет предполагается охватить все регионы края.
2. Цель программы: формирование общего представления у участников образовательной программы о ценностях материальной и духовной культуры народов Сибири, о способах её сохранения и передачи через организацию исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование представлений, понимания, уважительного отношения к материальным и духовным ценностям сибирского субэтноса;
- развитие навыков проектной и исследовательской деятельности через организацию различных форм коллективной и индивидуальной творческой деятельности;
- знакомство с различными профессиями, как прошлого, так и настоящего края;
- развитие коммуникативных навыков у участников программы;
- обеспечение условий для физического и нравственного оздоровления детей в условиях палаточного лагеря.
- воспитание толерантности к культуре и обычаям народностей, проживающих на территории западной группы районов Красноярского края;
Целевые группы:
- Учащиеся общеобразовательных школ в возрасте 14-16 лет, как обладающие навыками исследовательской деятельности, так и не обладающие.
- Члены объединений доп. образования направлений: художественно-эстетического и социально-педагогического.
- Дети в возрасте 14-16 лет, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию (опекаемые, сироты, дети «группы риска»)
Ожидаемые результаты: в процессе реализации программы школьники
- которые обладают опытом исследовательской деятельности усовершенствуют навыки в данной области;
- не имеющие опыта исследовательской деятельности, приобретут её основы;
- получат образцы культурного взаимодействия с окружающей действительностью прошлого и настоящего;
- расширят знания о материальной и духовной культуре;
- получат инструменты для сознательного использования материальной и духовной культуры;
- разовьют коммуникативные навыки на нравственной и гуманистической основе;
- смогут выявить индивидуальные и личностные особенности, самоопределиться в выборе дальнейшей профессиональной деятельности;
- научатся работать коллективно, в команде, проявлять свои индивидуальные качества;
- смогут осмыслить себя как часть субэтноса, самоопределиться и самореализовать свои возможности в дальнейшей учебной и практической деятельности;
- получат навыки создания социальных проектов, мультимедиа презентаций, статей, репортажей для СМИ, учебных текстов, научно-исследовательских работ, рефератов, сообщений и др.
Продуктом программы должно стать создание этнографической карты, альманах и видеофильм «Золотые россыпи Сибири».
3. Технологическое устройство программы:
Программа «Золотые россыпи Сибири» является круглогодичной, рассчитана на 4-х летний период, ежегодно состоит из 4-х модулей. Каждый модуль имеет свою тему, циклично замкнут, имеет логическое продолжение.
Летний модуль «Золотые россыпи Сибири» – (июнь –июль 2009г. ) продолжительность 10 дней.
Задачи:
- Показать образцы духовной и материальной культуры, особенностей быта и нравов народов Сибири через организацию исследовательской деятельности;
- Вооружить ребёнка инструментарием, позволяющим ему самостоятельно заниматься творчеством в русле народной культуры.
Летний модуль осуществляется в три этапа:
1 этап Подготовительный
а) Методическое сопровождение. При подготовке к
реализации летнего модуля образовательной
программы подбирается и обрабатывается
необходимый комплект методической литературы,
проводится дополнительная экспертиза и
уточнение программы каждого дня, создаётся
дидактический материал;
б) Подготовка тьютеров. Проводятся занятия с
тьютерами, на которых они знакомятся с
программой, с обязанностями тьютера, с
особенностями работы;
в) Материально – техническое обеспечение.
Приобретается и подготавливается
оборудование для палаточного лагеря.
Приготавливаются и комплектуются расходные
материалы для реализации программы.
Проверяется качество приобретённых
материалов;
г) Подготовка учащихся. Проводятся занятия с
группой учащихся, на которых они знакомятся с
условиями проживания в палаточном лагере, с
техникой безопасности, с особенностями
деятельности программы;
д) Организация реализации программы.
Подбирается кадровый состав, согласовывается
ряд действий с научным экспертом,
устанавливается взаимосвязь с сотрудниками
Шушенского музея, с администрацией посёлка
Шушенское для осуществления деятельности
палаточного лагеря на их территории.
2 этап Реализация программы
Данный этап программы связан с выездом
участников программы на окраину п.Шушенское (
согласно договору с администрацией),
обустройством палаточного лагеря со всеми
санитарно – гигиеническими нормами, реализацией
образовательной программы.
Длительность работы лагеря 10 дней.
– Первый день посвящён заезду участников.
Через коллективно творческое дело участников
программы создаётся эмблема, гимн палаточного
лагеря, составляется «Кодекса жизни палаточного
лагеря», где отражена, будет как
исследовательская деятельность, так и
спортивно-оздоровительные и культурно-массовые
мероприятия. Избирается актив лагеря, «Учёный
совет», пресс-центр, которые в течении всего
периода деятельности лагеря будут проводить
съёмку и монтаж фильма из отснятого материала;
будут заниматься обобщением материала: составят
альманах «Золотые россыпи Сибири» и
этнографическую карту.
– Следующие два дня проходят под девизом «Знания
приобретёшь – свой верный путь найдёшь».
Происходит погружение в содержание программы.
Произвольно разделённые на 4 группы участники
программы, первый день погружаются в содержание
2-х тем модуля (Ремёсла, Промыслы). Второй день
погружаются в две другие темы модуля (Праздники и
традиции, Устное народное творчество). После чего
вечером второго дня происходит
самоопределение участников программы и
формирование групп по интересам.
– Шесть последующих дней посвящены погружению в
основы исследовательской деятельности каждого
участника программы и проходят под девизом
«Познание разум украшает». Каждый день
начинается с вводной лекции, где участники
программы знакомятся с одним из элементов
исследовательской деятельности. Затем каждый
разрабатывает свой индивидуальный маршрут на
один день, работая в рамках темы группы.
Исследовательская деятельность участников
программы проходит через организацию
этнографических экспедиций, походов,
мастер-классов, изучение источников,
сопровождается тьютерами и научными
консультантами. Каждый день завершается
презентацией деятельности дня на общем сборе «У
костра». Шестой день посвящён презентациям
исследовательских работ участников программы на
торжественном мероприятии «Посвящение в
ЗолотоИскатели».
– Последний день пребывания в палаточном лагере
будет проведён в виде форума «Я себя не мыслю без
Сибири без своих родных сибиряков», где будет
проводиться рефлексия, презентация фильма и
альманаха, демонстрация карты, награждение
участников программы и планирование работы на
межмодульный период.
3 этап Заключительный
По окончанию летнего модуля авторы программы, научные консультанты, научный эксперт и тьютеры проводят рефлексию, планируют работу на межмодульные периоды, с учетом возможных рисков. Составляется финансовый отчёт об использованных средствах, полученных на реализацию программы. Готовится анализ и публичный отчёт о реализации программы для социума.
- Осенний модуль « Бабушкин сундучок» (ноябрь 2009 г.) продолжительность 4 дня, проводится на территории западной группы районов края.
- Обобщение и систематизация собранного и наработанного материала по сибирским промыслам на основе материалов музеев: «Сибирская игрушка» (п. Красная Поляна Назаровский район), Назаровский краеведческий музей;
- Консультирование остальных участников программы;
- Зимний модуль «Рождественские встречи» (январь 2009 г.) продолжительность 4 дня, проводится на территории западной группы районов края.
- Обобщение и систематизация собранного и наработанного материала о праздниках, традициях, устном народном творчестве в виде рождественских народных гуляний.
- Консультирование остальных участников программы.
- Весенний модуль « В дедушкиной мастерской» (март 2009 г.) продолжительность 4 дня, проводится на территории западной группы районов.
- Обобщение и систематизация собранного и наработанного материала по народным ремёслам на базе Краеведческого музея Ингольской школы Шарыповского района;
- Консультирование остальных участников программы.
В ходе реализации 3-х модулей образовательной
программы дети будут работать над своей
исследовательской работой, полностью её
завершат и представят на районных
научно-практических конференциях, пополнят
экспозиции своих школьных музеев, создадут
вторую часть видеофильма и альманаха
«Золотые россыпи Сибири», усовершенствуют
этнографическую карту.
Результаты творчества детей через средства
массовой информации станут достоянием социума.
4. Программно-тематическое устройство летнего образовательного модуля
День | Тема дня |
Продукт |
|
1 | Костёр дружбы | Вечер знакомств, эмблема, гимн, кодекс жизни палаточного лагеря «Золотоискатели». | |
2 | Промысел – золотой кормилец | Ремеслу везде почет | Творческий вечер. |
3 | Обычай и традиции крепче закона | Сердце сердцу весть несёт… | Творческий вечер Самоопределение участников программы |
4 | Выбор темы и постановка проблемы | Выбор и определение темы и проблемы исследования каждым участником. | |
5 | Актуализация проблемы. Гипотеза | Выбор и определение актуальности исследования каждым участником. | |
6 | Методы исследования. Источники информации | Выбор и определение методов исследования и источников информации каждым участником. | |
7 | Проведение исследования | Исследовательская работа | |
8 | Проведение исследования | Исследовательская работа | |
9 | Публичная презентация | Рефлексия своей деятельности | |
10 | Я себя не мыслю без Сибири, без моих родных сибиряков | Видеофильм, альманах, этнографическая карта. Проекты будущих встреч. |
5. Программа модуля «Золотые россыпи Сибири» (Приложение 2)
6. Методическое обеспечение программы
- Авторская программа летнего модуля «Золотые россыпи Сибири».
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса – М., 1983.
- Быт и культура русского населения Восточной Сибири – Новосибирск, 1971.
- Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири – Новосибирск, 1975.
- Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. Ред. А.А. Попов, И.Д. Проскуровская – Красноярск, 2004.
- От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / под общей ред. А.В. Султановой – М., 2006.
- Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение – XXI: развитие человеческого потенциала».
- Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы: Открытый корпоративный университет «Школа гуманитарного образования», изд. Стратег, 2006.
- Педагогика самоопределения и гуманитарные практики: Открытый корпоративный университет «Школа гуманитарного образования», изд. Стратег, 2006.
- Поколенческий дискурс в практиках самоопределения: сборник научных трудов. – Томск, изд. Томского государственного педагогического университета, 2002.
- Попов А.А. Проскуровская И.Д. «Возможности поколения и индивидуальные шансы: модульная организация открытого гуманитарно-управленческого образования молодёжи» – Томск, Дельтоплан, 2003.
- Кондаков И.В. Культура России – М., 1999.
- Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири – Новосибирск, 1977.
- Культурно-бытовые процессы у русских Сибири – Новосибирск, 1985.
- Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни – Новосибирск, 1989.
- Русские Сибири: культура, традиции, обряды. – Новосибирск, 1988.
- Так в Сибири говорят: пословицы и поговорки народов Сибири – Красноярск, 1964.
- Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов – Новосибирск, 1985.
- Программа «Фольклор и декоративно – прикладное творчество в общеобразовательной школе» – Красноярск, 2000.
- Л. И. Шаповалова «Открыть красоту: художественная культура Красноярского края», Красноярск 2006 год.
- Е.Володина Хранитель культуры – провинция ( О выдающемся певце П.И.Словцове, именем которого названа улица в Красноярске). Вечерний Красноярск 1 августа 1997год
- Н.И.Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы, Москва, «Высшая школа» , 1980год.
7. Материально-техническое обеспечение программы
№ п.п. | Наименование | Количество |
1 | Аудиоаппаратура | 1 |
2 | Ватман | 30 |
3 | Цифровая видеокамера | 1 |
4 | Видеоаппаратура | 1 |
5 | Цифровой фотоаппарат | 5 |
6 | Ноутбук | 2 |
7 | Канцелярские товары (простой карандаш, шариковая ручка, гуашь, кисти, блокнот и др.) | По кол-ву участников |
8 | Палатка туристическая | По 6-15 чел. |
9 | Спальные мешки | 90 |
10 | Костровые наборы | 4 |
11 | Расходные материалы для организации питания и проживания. | |
12 | Средства связи |
8. Позиционный состав педагогической команды
№ п.п. | Ф.И.О. | Место работы, должность | Позиция, обязанности. | Опыт |
1 | Пантиков Виталий Александрович | Доцент кафедры музыкально-художественной культуры КГПУ им. Астафьева В.П., член союза журналистов России, преподаватель на кафедре ИЗО в ИПКУ г. Красноярска. | Научный руководитель. Экспертное сопровождение программы. | Автор программ по народному творчеству. |
2 | Прусакова Людмила Павловна | Зам. директора по воспитательной работе. МОУ «Крутоярская СОШ» | Руководитель программы. Организация деятельности лагеря и реализации программы. Эксперт. Организация теоретических занятий. |
Организация пришкольного лагеря. |
3 | Загирова Фарида Нурхидовна | Учитель ИЗО, педагог ДО. МОУ «Крутоярская СОШ» | Эксперт. Организация теоретических занятий, сопровождение экспедиций. | Участие в программе «Сибирская игрушка» |
4 | Бондарец Любовь Фёдоровна | Учитель истории, педагог ДО. МОУ «Крутоярская СОШ» | Эксперт. Организация теоретических занятий, сопровождение экспедиций. | Организация исследовательской и проектной деятельности |
5 | Терешкова Вера Викторовна | Учитель истории, педагог ДО | Координатор программы. Организация
реализации программы. Эксперт. Организация теоретических занятий, сопровождение экспедиций. |
Организация исследовательской и проектной деятельности. Участие в программе «Школа гуманитарного образования» |
Программа предусматривает тьютерское сопровождение. В качестве тьютеров будут работать учителя МОУ «Крутоярская СОШ», которые имеют опыт работы по сопровождению детей в программах. Деятельность тьютора будет состоять из сопровождения индивидуальных маршрутов участников программы и оказание помощи в обработке материала, организации досуга и совместного проживания. Предусматривается работа психолога, мед. сестры, педагогов-организаторов, повара. Финансирование тьюторов, мед. сестры, повара, педагогов-организаторов, психолога будет осуществляться за счёт бюджета МОУ «Крутоярская СОШ».
9. Краткое рекламно-информационное описание образовательной программы.
Летняя детская образовательная программа
«Золотые россыпи Сибири» рассчитана на
подростков 14-16 лет. Программа будет реализована в
летний период (июль 2009г.) на базе палаточного
лагеря, на территории Шушенского района
продолжительностью 10 дней. Предполагается
продолжение программы на территории других
районов края (осенний, зимний, весенний модули).
Программа рассчитана на 4 года.
Основной задачей программы является
исследование культурных истоков региона через
материальную и духовную культуру народов Сибири.
В программе могут принять участие школьники из
разных территорий край.
Желаешь ли к истокам прислониться
Узнать, как жили и росли,
Как хлеб растили, пели песни
Ремёсла знали, берегли,
Железо молотом ковали,
Одежду шили, сапоги,
Дома искусно возводили,
Полотна ткали, хлеб пекли,
Работали самозабвенно
И отдыхали от души,
Всё это – золото Сибири
Для нас с тобою берегли.
Тебя мы в гости приглашаем
Успехов в творчестве желаем!!!
Контактная информация: e-mail: tereshkova-vera@mail.ru,телефон: 8 (39155) 95306
10. Место проведения лагеря
662225. Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка,ул. Центральная – 1, МОУ «Крутоярская СОШ».