Обособленные обстоятельства (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: лабораторная работа

Цели:

  • обеспечить усвоение понятия обособленные обстоятельства;
  • познакомить со способами выражения обособленных обстоятельств;
  • отработать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах;
  • учить ставить цели самообразовательной деятельности;
  • учить самостоятельной оценке своей деятельности;
  • развивать логическое мышление, умение делать выводы;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

Ход урока

I. Целеполагание. Этап активизации субьективного опыта.

1. Прочтите тему урока и определите ключевые слова.

Слайд №1

2. Что уже знаем по теме? Что должны знать и уметь после сегодняшнего урока?

Вывод. (Знать: - определение обособленного обстоятельства,

- чем оно выражено;

- как обособляется.

Уметь: -находить в тексте обособленные обстоятельства;

- ставить при них знаки препинания).

3. Какие цели ставите перед собой? Ваша деятельность на уроке?

Слайд №2

(Учитель обращает внимание учащихся на рабочую карту урока, рабочий лист урока, конверт с материалами для коррекции знаний).

II. Орфографическая минутка

Цель: вспомнить правописание производных предлогов.

Несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие.

Слайд №3

(На мониторе высвечивается правильное написание предлогов).

Самопроверка:

  • "5" - 0 ошибок,
  • "4" - 1 ошибка,
  • "3" - 2-3 ошибки.

(Оценки выставляются в рабочую карту урока)

III.Этап изучения нового материала

Изучать новый материал мы будем, используя рабочий лист урока. Наша лабораторная работа состоит из шести этапов. На каждом из них вы проводите исследование и свои умозаключения заносите в карту мыследеятельности, заполняя правую часть рабочего листа. Оценки за работу вносите в рабочую карту урока. После каждого этапа работы проводим рефлексию: проверяем умозаключения, разбираем ошибки, затруднения, выставляем оценки.

Рабочий лист урока

Ход лабораторной работы. Карта мыследеятельности.

Умозаключения.(заполняется индивидуально по этапам выполнения заданий)

I. ДАНО:

Туман разлетаясь открывал зелень леса.

Солнце стало расти выгибая свою хребтину.

Благодаря утренней заре стали просыпаться птицы.

Шептались листья шелестя.

ЦЕЛЬ: подчеркнуть обстоятельства,

определить, чем выражены.

Актуализация знаний:

- что такое деепричастие?

- что такое деепричастный оборот?

(можно обратиться к конверту )

Слайд №4

Оценка группы: "5"- 4 правильных ответа; "4"- 3 правильных ответа;

"3"- 2 правильных ответа

I.Способ выражения обстоятельств.

1 Одиночное деепричастие.

2 Деепричастный оборот

3 Существительное в косвенном падеже.

4 Наречие.

Слайд №5

II. Исследование теоретического материала.

ЦЕЛЬ: Свернуть информацию в таблицу.

(стр.163, пункт 2)

"Мудрые совы"

- найди основные понятия;

- какая информация была неожиданной;

- ты уже знаешь последние новости;

- вырази одной фразой основную мысль;

- сверни информацию;

- где в жизни сможешь использовать обособленные обстоятельства.

"Пчелиный рой"

(в парах пересказать материал и задать вопросы классу)

Взаимопроверка: "5"- 0 ошибок в схеме, рассказан весь материал, "4"-1 ошибка в схеме, 1 недочёт в рассказе;

"3"- 1 недочёт в схеме, 2 недочёта в рассказе.

III. Первичный этап применения знаний.

ЦЕЛЬ: составление алгоритма.

(Рассуждаем в группе.)

Оценка группы: "5"-4 правильных ответа, "4"- 3, "3"-2

II. Какие обстоятельства обособляются?

Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

III. Алгоритм "Как обособить обстоятельство"

1. От глагола - сказуемого задать вопрос

2. Выделить обстоятельство.

3. Определить, чем выражено.

4. Обособить по правилу.

Слайд №7

IV. Этап применения знаний.

"Проверяю себя".

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли
Длинным треугольником летели
Утопая в небе журавли.

Самопроверка:

  • "5" - 0 ошибок,
  • "4" - 1,
  • "3" - 2.

Слайд №8

V. Этап контроля.

Самостоятельная работа.

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.

Задание: заменить, где возможно, придаточные предложения деепричастным оборотом. Расставить знаки препинания.

Когда луна вышла из облаков, она осветила окрестность.

Лес стоит молча, точно всматривается в небо.

Когда мы поднялись на горную вершину, то увидели море.

Когда ливень кончился, дети прыгали по лужам.

Самопроверка: "5" - 0 ошибок, "4" - 1, "3" - 2.

Слайд №9

VI. Творческое задание (по выбору)

На "5": написать миниатюру "Приход весны", используя обособленные обстоятельства.

(На экране демонстрируются весенние пейзажи, которые сопровождаются шумовыми эффектами: звоном капели, журчанием ручья, грохотом ломающихся льдин.)

Слайд №10, 11

На "4": выполнить тест.

Установить соответствие:

Предложения

2. Способ выражения обстоятельства

1) Расставшись с Павлом Тоня направилась домой.

2) Несмотря на запрет матери Лёшка пошёл гулять.

А) Предлог + существительное

Б) Одиночное деепричастие

В) Наречие

Г) Деепричастный оборот

3) Там в темноте чьи -то глаза смотрели не мигая.

Ответы: 1__, 2 __, 3__.

Обвести кружком номер правильного ответа:

1. Обособленного обстоятельства нет в предложении:

1) Корабль наш по случаю сильной бури долго стоял в гавани.

2) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись телеги.

3) Пошумев река успокоилась.

Слайд №12

VII. Этап информации о домашнем задании.

Особое задание: составить задания по теме "Обособленные обстоятельства" (Садовник, Носов, Мутовин)

Все: №285 подчеркнуть обособленные обстоятельства как член предложения.

Слайд №13

VIII. Оценки (каждый учащийся выставляет в рабочем листе)

IX. Итог.

-Что нового узнали?

-Достигли цели?

X. Рефлексия.

  • "Я" - как себя чувствовал, настроение, доволен ли собой.
  • "Мы" - насколько комфортно работалось в группе: я помогал товарищам, они помогали мне, чего больше, были ли затруднения в работе с группой.
  • "Дело" - я достиг цели учения, мне материал нужен для дальнейшей учёбы, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы.

Слайд №14