Проект урока "Скульптура в музее и на улице" (3-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


С давних лет человек обрабатывает глину, дерево, камень  и другие природные материалы. Каждый материал имеет свою специфику обработки, например, из пластилина и глины лепят, из стекла и металла льют форму, из дерева вырезают, из прочного камня вырубают. Имеет свою неповторимую красоту поверхности, специфические свойства, технологию обработки и бумага. Бумага – один из самых простых , доступных и легкообрабатываемых материалов. Из бумаги делать можно не только кульки, коробочки и самолётики, но и довольно сложные и оригинальные композиции. Понимание и владение техникой бумажной пластики дадут возможности безграничной творческой деятельности детям. И создадут возможности к самореализации как можно большему числу учеников.                   

Проект урока «Скульптура в музее и на улице» (3 класс)

Тема года: «Искусство вокруг нас».

Тема четверти: «Художник и музей».

Тема урока: «Скульптура в музее и на улице».

Концепция урока: Процесс поиска истины, а не сама истина, путь к которой в искусстве не может быть конечным.

Содержание: Скульптура и окружающее её пространство. Художественные материалы  в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, глина и другие – и их выразительные свойства. 

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра – работы В. Ватагина, И. Ефимова; В. Серов «Рисунки животных», А. Дюрер «Заяц», Рембрант «Слон» и др.

Задание: создание объёмных изображений животных в технике бумагопластика.

Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, резец, ножницы.

Ход урока

Скульптура – один из самых древних видов искусства. Слово «скульптура»  произошло от латинского слова sculpo и означает «высекать». Скульптура, как и  архитектура, существует реально и объёмно, в отличие от живописи и графики. Она, как и архитектура, может организовывать пространство.

От других видов искусства её отличает:

  1. Язык скульптуры – трёхмерность: объём, пропорции, фактура.
  2. Способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка.
  3. Материалы: мрамор, дерево, металл, песчаник.  Могут использоваться нетрадиционные материалы: пенопласт, стекло, резина, бумага и т.д.

По назначению скульптура бывает:

  1. Монументальная – памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах.
  2. Декоративная – в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративные орнаменты).
  3. Станковая – скульптура малых форм (медали, монеты и др).

Инструменты скульптора: резцы, стеки, мастихин, долото и др.

Жанры скульптуры разнообразны: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический и другие. Анималистический жанр – это изображение животных.

Во время беседы рассматриваем иллюстрации, скульптуры мелких форм, которые ребята принесли с собой на урок.

Как вы уже знаете, скульптуру можно выполнять в различных материалах. Мы лепили из пластилина, а сегодня  сделаем объёмное животное, используя технику бумажной пластики. Будем работать с бумагой.

Приближается год тигра. Какой характер этого животного? На кого он похож? Можно ввести маленькую паузу и поиграть с ребятами. Пусть покажут, как он рычит, как играет коготочками и т.д.

Приступаем к работе. Возьмите лист бумаги и сложите его вдоль пополам. Разрезаем по линии сгиба. Берём одну половинку. Теперь нарисуем мордочку тигра, а в нижней части нарисуем лапки. При помощи фломастеров раскрашиваем его. Вырезаем, а под мордочкой делаем две прорези. В них вставляем лапки. Слегка приминаем лапки и тигр готов.

рис.1
рис.2

Итог урока:

После выполнения работы можно устроить выставку «весёлых тигрят». Их можно подписать и использовать в качестве открытки.

рис.3

Список литературы:

  1. Неменский Б.М. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы, Москва «Просвещение», 2007
  2. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги, Ташкент, 1988
  3. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное, Ярославль, 2001