С давних лет человек обрабатывает глину, дерево, камень и другие природные материалы. Каждый материал имеет свою специфику обработки, например, из пластилина и глины лепят, из стекла и металла льют форму, из дерева вырезают, из прочного камня вырубают. Имеет свою неповторимую красоту поверхности, специфические свойства, технологию обработки и бумага. Бумага – один из самых простых , доступных и легкообрабатываемых материалов. Из бумаги делать можно не только кульки, коробочки и самолётики, но и довольно сложные и оригинальные композиции. Понимание и владение техникой бумажной пластики дадут возможности безграничной творческой деятельности детям. И создадут возможности к самореализации как можно большему числу учеников.
Проект урока «Скульптура в музее и на улице» (3 класс)
Тема года: «Искусство вокруг нас».
Тема четверти: «Художник и музей».
Тема урока: «Скульптура в музее и на улице».
Концепция урока: Процесс поиска истины, а не сама истина, путь к которой в искусстве не может быть конечным.
Содержание: Скульптура и окружающее её пространство. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, глина и другие – и их выразительные свойства.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра – работы В. Ватагина, И. Ефимова; В. Серов «Рисунки животных», А. Дюрер «Заяц», Рембрант «Слон» и др.
Задание: создание объёмных изображений животных в технике бумагопластика.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, резец, ножницы.
Ход урока
Скульптура – один из самых древних видов искусства. Слово «скульптура» произошло от латинского слова sculpo и означает «высекать». Скульптура, как и архитектура, существует реально и объёмно, в отличие от живописи и графики. Она, как и архитектура, может организовывать пространство.
От других видов искусства её отличает:
- Язык скульптуры – трёхмерность: объём, пропорции, фактура.
- Способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка.
- Материалы: мрамор, дерево, металл, песчаник. Могут использоваться нетрадиционные материалы: пенопласт, стекло, резина, бумага и т.д.
По назначению скульптура бывает:
- Монументальная – памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах.
- Декоративная – в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративные орнаменты).
- Станковая – скульптура малых форм (медали, монеты и др).
Инструменты скульптора: резцы, стеки, мастихин, долото и др.
Жанры скульптуры разнообразны: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический и другие. Анималистический жанр – это изображение животных.
Во время беседы рассматриваем иллюстрации, скульптуры мелких форм, которые ребята принесли с собой на урок.
Как вы уже знаете, скульптуру можно выполнять в различных материалах. Мы лепили из пластилина, а сегодня сделаем объёмное животное, используя технику бумажной пластики. Будем работать с бумагой.
Приближается год тигра. Какой характер этого животного? На кого он похож? Можно ввести маленькую паузу и поиграть с ребятами. Пусть покажут, как он рычит, как играет коготочками и т.д.
Приступаем к работе. Возьмите лист бумаги и сложите его вдоль пополам. Разрезаем по линии сгиба. Берём одну половинку. Теперь нарисуем мордочку тигра, а в нижней части нарисуем лапки. При помощи фломастеров раскрашиваем его. Вырезаем, а под мордочкой делаем две прорези. В них вставляем лапки. Слегка приминаем лапки и тигр готов.
Итог урока:
После выполнения работы можно устроить выставку «весёлых тигрят». Их можно подписать и использовать в качестве открытки.
Список литературы:
- Неменский Б.М. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы, Москва «Просвещение», 2007
- Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги, Ташкент, 1988
- Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное, Ярославль, 2001