Диагностика, напомним еще раз, — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Различают диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.
Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Цели диагностической работы:
- Оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку в 3 классе основной общеобразовательной школы общеобразовательных учреждений с целью установления соответствия качества подготовки требованиям государственных общеобразовательных стандартов и выявления динамики результативности обучения по русскому языку.
- Выявить элементы содержания курса, вызывающих наибольшее затруднение.
Содержание и структура диагностической работы:
- Содержание работ охватывает изученный материал за 3 класс.
- Разделы курса по русскому языку разделены по темам курса.
- Фонетика и графика. (Приложение 1)
- Морфемный состав, словообразование. (Приложение 2)
- Морфология (Приложение 3)
- Синтаксис и пунктуация. (Приложение 4)
- Орфография (Приложение 5)
- Работы состоят из двух частей: теоретической и практической.
- Теоретическая часть включает в себя изученные правила.
- Практическая часть состоит трёх частей, различающихся уровнем сложности:
- Часть А содержит знания базового уровня (уровня минимальных требований)
- Часть В содержит знания повышенного уровня.
- Часть С содержит задания олимпиадного характера.
Время выполнения работы:
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут, инструктаж занимает не менее 5 минут.
Система оценивания результатов практической части:
Часть А каждое правильное задание оценивается 1 баллом
Часть В каждое правильное задание оценивается 2 баллами
Часть С каждое правильное задание оценивается 3 баллами.
«5» – 90% – 100% (29–33б)
«4» – 75% – 89% (25–28б)
«3» – 50% – 74% (16–24б)
Принципы составления диагностических работ:
- Принцип соответствия. Диагностические работа в целом и отдельные ее задания соответствуют программному материалу 3 класса.
- Принцип дифференциации. В диагностических работах выделяется уровень минимальных требований и повышенный уровень освоения материала русского языка. Объем заданий базового (минимальных требований) уровня составляет 50–75% работы.
- Принцип полноты предполагает проверку сформированности основных видов деятельности соответствующего возраста. Однако отдельные варианты диагностических работ не претендует на полноту проверки по всем элементам содержания школьного курса, пройденного к моменту проведения диагностики в силу ограниченности времени выполнения задания учениками.
- Подбор заданий для варианта диагностической работы определяется по наиболее важным темам, в соответствии с пройденными к моменту проверки элементами содержания.
- Принцип отсроченности проверки. В диагностических работах проверяются остаточные знания по предмету.
- Принцип дополнительности. Варианты диагностической работы включают разные виды заданий, например, с выбором ответа, задания на установление соответствия, со свободным ответом.
Примечания
- Исключение составляет тест по орфографии. В нём проверяется умение классифицировать орфограммы и производить действия направленные на проверку их, используя памятку «Работа над ошибками». Работа с памяткой ведётся на протяжении всего учебного года. Учитель, проверяя рабочие тетради, на полях сам выставляет № орфограмм.
- Также целенаправленно ведется работа на закрепление всего изученного материала. Опираясь на требования к ЗУН (они есть у каждого учащегося), дети на уроках в игровой форме могут задавать дополнительные вопросы товарищам и самостоятельно проконтролировать, укладывается ли он в нормы.
При составлении тестов были использованы:
- Контроль в начальной школе: Традиционные и тестовые задания. Сборники 1–4 М.: Начальная школа, 2005. (Приложение к журналу «Начальная школа)
- А.Ундзенкова, О. Сагирова. Русский с увлечением. Екатеренбург, 1999.
- Библиотека первого сентября. Тетрадь для летних заданий 3класс. Москва «Первое сентября», 2001.
- А.Ундзенкова, О. Сагирова, Н. Стенченко. Проверь себя 1–7 классы. /Екатеренбург, 1998.
- О. Н. Крылова Л.Ю. Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс. Москва, 2008.
- Программы Общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4 часть 1. Москва, 2000 г.
- И.П. Подласый /Учебник. Педагогика.– Москва. Владос 2001г.
Русский язык 3 класс. Знания, умения, навыки (ЗУН)
К концу 3 класса ты должен знать:
Фонетика
- Чем отличается звук от буквы?
- Сколько основных (ударных) гласных звуков в русской речи?
- Чем отличается гласный звук от согласного?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
- Какие гласные звуки обозначают два звука и когда?
- Характеристика гласного и согласного звуков.
Словообразование
- Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?
- Что такое окончание слова?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Как образуются однокоренные слова?
- Как найти приставку?
Морфология
- Назови части речи.
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Что такое местоимение?
- Что такое числительное?
- Что такое наречие?
- Что такое предлог?
- Как узнать к какой части речи относится слово?
- Как изменяются слова? Как узнать, в каком числе стоит слово?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? кто?
- Род имён существительных?
- Род имен существительных во множественном числе.
- Число имен существительных?
- Что такое склонение?
- Как определить падеж существительного?
- На что указывает Ь знак после шипящих у существительных?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Род имен прилагательных. Вопросы.
- Число имен прилагательных. Вопросы.
- Изменение глаголов по числам? Вопросы.
- Изменение глаголов по временам? Вопросы.
- Глаголы прошедшего времени.
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- Неопределённая форма глаголов.
Орфография
- Какие слова пишутся с большой буквы?
- Правила переноса слов.
- Как проверить слово с парными согласными на конце?
- Написание каких гласных звуков в безударных слогах нужно проверять?
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
- Как проверить безударную гласную в приставке?
- Правописание согласных в приставках?
- Как проверить безударную гласную в суффиксе?
- Как проверить слова с непроизносимой согласной?
- Как отличить предлог от приставки? Как они пишутся.
- Перед какими словами никогда не стоит предлог?
- Когда пишется Ъ разделительный знак?
- Когда пишется Ь разделительный знак?
- Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
- Ь знак на конце существительных.
- Окончание имен прилагательных в ед. и мн. числе.
- Не с глаголами.
Синтаксис
- Что такое предложение?
- Как найти в предложении главные члены? Подлежащее и сказуемое?
- Что такое второстепенные члены предложения?
- Какая часть речи членом предложения не является?
- Что такое простое предложение?
- Что такое сложное предложение?
- Какие предложения называются простыми нераспространенными?
- Какие предложения называются простыми распространенными?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?
- Что такое словосочетание?
- Какие члены предложения не могут образовать словосочетание?
- Каким членом предложения является существительное в Им. пад.?
- Каким членом предложение чаще всего бывает глагол?
- Что такое текст?
- Что такое тема текста?
- Что такое главная мысль текст?
- Что такое текст-повествование? текст- описание? текст- рассуждение?
Лексика
- Что такое антонимы?
- Что такое синонимы?
- Значение одинаковых глаголов в речи.
Ученик 3 класса должен уметь:
- Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- Производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- Изменять имена существительные по числам;
- Склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- Изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- Изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- Распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- Производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- Интонационно правильно произносить предложения;
- Писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- Определять тему и основную мысль текста;
- Делить текст на части, соблюдать красную строку;
- Устанавливать связь между частями текста;
- Устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- Озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- Распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- Составлять устный ответ-рассуждение.
Писать без ошибок слова с непроверяемыми написаниями: Автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Чистописание
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения в письме по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо заглавных и строчных букв и их соединений: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, 3, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
Индивидуальный график сдачи и учет ЗУН по русскому языку за 3 класс 2008–2009 учеб. год
Ф.И.________________________
Разделы русского языка |
Фонетика |
Словообразование |
Морфология |
Орфография |
Синтаксис |
Лексика |
Примечания |
|||||||
Дата сдачи 09.02. 09 |
Теория
|
1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Дата: 24.02.09 |
7, 8, 9, 10, 11, 12 |
Дата |
13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 |
Дата |
38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 |
Дата 09.03.09 |
56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74 |
Дата |
75, 76, 77 |
|
|
Практика
|
Разбор-1 Тест |
Разбор-2 Тест |
Разбор-3 Тест |
РНО Тест |
Разбор-4 Тест |
Толковый словарь |
|
|||||||
Дата сдачи |
Теория
|
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
|
|
Практика
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Дата сдачи |
Теория
|
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
|
|
Практика |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Итог: |
Теория
|
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
Дата |
|
|
|
Практика
|
|
|
|
|
|
|
|
Умения: |
Дата сдачи |
Дата сдачи |
Дата сдачи |
Итог |
Списывание |
|
|
|
|
Диктант |
|
|
|
|
Изложение |
|
|
|
|
Классный руководитель _______________