В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить работу, над рассказами В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
  2. Развивать навык беглого, выразительного, сознательного чтения; развивать умение анализировать поступки героев, развивать умение прогнозировать текст.
  3. На примере рассказа воспитывать честность, правдивость; воспитывать внимание к слову учителя, интерес к чтению.

Оборудование:

  • графопроектор,
  • карточки для самостоятельной работы с незнакомым текстом,
  • перфокарты для «блиц-опроса»,
  • перфокарты – «решетка» для развития техники чтения и антиципации,
  • «оживлялки» - Буквоешка, Незнайка, Знайка для игр,
  • иллюстрации для картинного плана,
  • иллюстрации для викторины по рассказам В.Ю.Драгунского,
  • карточки с пословицами для работы по содержанию текста.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся: Весело звенит звонок. Начинается урок.

Учитель: Урок чтения

Учащиеся:

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

II. Разминка артикуляционного аппарата.

Выполним артикуляционную гимнастику. Подготовим зубки и язычки для дальнейшей работы.

 1. Скороговорки

  • Валин валенок провалился в проталинок;
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке;
  • У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;
  • Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок-сорок морок.
  • Юла возле Юльки крутиться, поет, Юле и Юре спать не дает;
  • Купи кипу пик;
  • Король-орел;
  • Веники.

2. Чтение трудных звукосочетаний и слогов с экрана графопроектора

3. Мини-итог

После такой эффективной разминки мы должны читать и говорить как?

- Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

III. Самостоятельная работа над незнакомым текстом В.Белова «Родничок»

1. Чтение текста по карточкам для себя (молча)

2. Проверка внимательного чтения и понимания текста. Блиц-опрос. (Работа в перфокартах).

Предложения для проверки:

  • В поле родился родничок
  • Пчелка летит на работу- сок из цветов собирать.
  • Родничок был уже большой и все знал.
  • Пчелка попросила водицы попить.
  • Родничок не позволил.
  • Пчелка поблагодарила и улетела.
  • Солнышко закатилось за горизонт.

3. Проверка правильности указанных детьми ответов.

4. Повторное чтение на антиципацию (развитие смысловой догадки) с дидактическим тренировочным средством «решетка» («жужжащее чтение»)

5. Ответы на вопросы по тексту (работа в парах). Учащиеся отвечают друг другу.

6. Проверка. Ответы для всех.

7. Пересказ. Работа в парах.

8. Пересказ для всех показательный по «цепочке».

Мини- итог

- Какую важную работу вы выполняли, работая над текстом?

  • развивали технику чтения;
  • развивали речь (учились отвечать на вопросы и    пересказывать).

IV. Сообщение темы и постановка цели урока.

  1. С каким произведением мы начали знакомиться на предыдущих уроках?
  2. Кто автор этого произведения?
  3. К какому жанру относится оно? (к жанру рассказа)

- Сегодня мы будем работать над III частью рассказа и подведем итог всей нашей работе за три дня.

- Продолжим развивать навык чтения и умение работать с текстом.

- Делить текст на смысловые части.

- И на примере этого рассказа учиться быть честными и правдивыми.

V. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- Я надеюсь, вы подготовили вопросы по биографии В.Ю. Драгунского и по I и II части рассказа?

- Кто готов к уроку?

- Разделим класс на две команды.

- Капитаном I команды будет Незнайка, а капитаном II команды – Знайка.

Команда Незнайки будет задавать вопросы по биографии В.Ю. Драгунского

Ожидаемые вопросы по биографии В.Ю. Драгунского

  1. Где и когда родился В.Ю. Драгунский? (В1913г. в Нью-Йорке, но вскоре родители его вернулись в Россию)
  2. Сколько он прожил лет? (59лет)
  3. Где учился В.Ю. Драгунский? (В литературно-художественной мастерской и стал актером).
  4. Где работал? (Сначала он работал в трех театрах, потом в цирке и стал писать произведения для эстрады)
  5. Когда он написал первую детскую книгу? (В 46 лет он написал первую книгу «Он живой и светится», в ней было 16 рассказов).
  6. Кто является главным героем его рассказов? (Современный городской мальчик- Денис Кораблев).
  7. Как зовут друга Дениса? (Его друга зовут Мишка Слонов)

Ожидаемые вопросы по содержанию рассказа «Тайное становится явным»

Вопросы к I части

  1. Что однажды услышал Денис от мамы? (Что тайное всегда становится явным.)
  2. Как мама объяснила слова: Тайное становится явным? (Что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание.)
  3. Какую хитрость придумал Денис, чтобы съесть яйцо? («…выел желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно…»)
  4. Почему Дениска не хотел есть кашу? (Он ее видеть не мог, то есть не любил).
  5. Как мама его уговаривала, что она ему предложила? (Она предложила пойти после завтрака в Кремль, так как знала, что ему там очень нравится бывать.)
  6. Вспомните, как мы назвали I часть рассказа? («Завтрак».)

Вопросы ко II части

  1. Зачем мама заставляла есть кашу? (Она заботилась о сыне.)
  2. Что Денис делал, чтобы каша была вкуснее? (Сначала посолил, но когда попробовал – есть было невозможно, потом насыпал сахар – еще хуже стало, затем долил в кашу кипятку – все равно было липко и противно, и вылил всю баночку хрена, и когда попробовал, то глаза лоб полезли.)
  3. Что Дениска сделал с кашей? (Быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу.)

Учитель:

- Правда ли Дениска «потерял сознание», когда выплеснул кашу?

- Но почему же автор использует это выражение?

- Как мы назвали II часть рассказа? («Мучения с кашей и избавление от нее».)

Мини-итог

- Вы отлично справились с домашним заданием.

- Мы закрепили свои знания о жизни Виктора Драгунского и повторили две части рассказа «Тайное становиться явным».

VI. Работа по теме урока

- Сейчас мы будем работать над IIIчастью рассказа «Тайное становиться явным».

1. Поработаем над словами, которые при чтении могут вызвать у вас трудности.

  • язвительно (злобно - насмешливо)
  • милиционер
  • предоставляет
  • интеллигентный (культурный, образованный)
  • мусоропровод
  • пострадавший
  • фотографироваться
  • клеветать (подобрать синонимы: оговаривать, наговаривать, обвинять, напрасно, чернить, злоречить)

Чтение слов с доски, сначала орфографическое, затем орфоэпическое.

2. Физминутка.

Игра «День и ночь» с Буквоешкой.

(Отдых для глаз и спины).

3. Чтение текста.

1) - С какого вопроса начинается III часть?

- Чем по-вашему закончился рассказ?

(Можно, конечно предположить, что Дениска с мамой пойдут в Кремль, но ведь рассказ называется «Тайное становится явным», значит все, что натворил Денис, должно в конце концов раскрыться и я, думаю, это произойдет в III части.)

2) Чтение по «цепочке».

3) Проверка понимания содержания.

Вопросы учителя по тексту.

- Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдет?

- Прочитайте, как выглядел дяденька?

- Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? («…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась»)

- Почему мама так долго смотрела на сына?

(1)Хотела понять, что он чувствует.
2)Хотела понять, сможет ли он ей еще когда - нибудь сказать неправду.
3) Она хотела понять, запомнил ли он это на всю жизнь.)

- Какое название мы можем дать III части? («Урок на всю жизнь»)

4) Чтение по ролям

- Постарайтесь при чтении передать сначала радость, потом недоумение и стыд за случившиеся мамы, интонацию строгую, а потом язвительную милиционера, растерянность и сожаление Дениса о случившемся.

VII. Подведение итога.

- Вот мы и закончили читать рассказ который называется «Тайное становится явным» и как нельзя лучше подходят к этому рассказу слова известной нам пословицы «Все хорошо, что хорошо кончается».

1) Какая же проблема волнует автора?

(а) взаимопонимание детей и родителей,
б) воспитание детей).

2) Какой урок извлекли мы из рассказа? (Не надо скрывать свои проступки, надо честно признаваться, все равно все раскроется.)

3 Какие мы еще читали рассказы, где тайное становиться явным?

  • (Н.Никифоров «Керосиновая лампа»
  • Л.Родина «Ах, какие вишенки!»
  • Л.Родина «Сладкая газировка»
  • В.Осеева «Почему?»)

4) Блиц-опрос

Перед вами цитатный план. Последовательно ли он составлен? Определите последовательность (1,4,2,5,3)

5) Проверка по графопроектору.

- Кто допустил ошибки?

VIII. Проверка внеклассного чтения произведений В.Ю. Драгунского.

Викторина.

Ребята, я проведу викторину по произведениям, которые вы читали самостоятельно, взяв книги в библиотеках города.

Девизом викторины будут слова: «Кто много читает, тот много знает».

Покажите книги, которые вы прочитали?

1. По иллюстрациям отгадать произведение

  • «Где это видано, где это слыхано»
  • «Заколдованная буква»
  • «Главные реки»
  • «Шляпа гроссмейстера»
  • «Друг детства»
  • «Ничего изменить нельзя»
  • «Подзорная труба»

2. По цитатам отгадать название рассказа.

1. «Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка…» («Он живой и светится»)

2. «А в середине ночи я проснулся от страшного рычания. Это, наверное, какая-то собака забралась в комнату…» («Расскажите мне по Сингапур»)

3. «Тогда мама отвернула кружевную      простынку,    и я увидел лицо моей сестры. Я держал ее на руках изо всех сил…» («Сестра моя Ксения»)

IX. Подведение итога.

  1. Так чему же учат нас рассказы В.Ю. Драгунского?
    а) добрым отношениям
    б) помогают избавиться от недостатков
  2. Как можно охарактеризовать произведения Виктора Драгунского? (Написаны интересно, весело, смешно, забавно, талантливо, комично)
  3. Кто герой почти всех его детских произведений? (Денис Кораблев)
  4. Кто его друг? (Мишка Слонов)
  5. Как относится автор к своим героям? (добродушно, насмешливо, с умилением, с любовью)
  6. Какое настроение вызывают у вас рассказы В.Ю. Драгунского? (радостное, веселое, доброе, хорошее)
  7. Как называется раздел, к которому относится рассказ «Тайное становится явным»? («Как хорошо уметь читать?»)

Объясните смысл этого названия.

Мини-итог.

Я вижу, что каждый прочитал книгу В.Ю. Драгунского и очень рада, что вас заинтересовали рассказы этого замечательного детского писателя.

X. Оценивание группами.

  1. За пересказ по «цепочке».
  2. За подготовку вопросов.
  3. За ответы на вопросы.
  4. За чтение текста по ролям.
  5. За ответы на викторине.
  6. За ответы в течение урока
  7. За безошибочные ответы на блиц-опросе.

Аплодисменты для всех.

- Спасибо за отличную работу на уроке.

XI. Домашнее задание.

Подготовить пересказ трех частей рассказа.