Электризация тел (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся об электризации тел, используя работу в парах, «стихотворный» эксперимент;
  •  «ввести» учащихся в урок и тем самым вызвать интерес к нему;
  • продолжить развивать коммуникативные навыки учащихся, умение   оценивать и самооценивать знания.

 
Оборудование и материалы: презентация урока (Приложение 1), проектор. Эбонитовая и стеклянная палочки, мех, шелк. Электроскоп, металлический стержень. Таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Карточки с названиями атомов химического элемента. Задания в тестовой форме.

План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. «Войти» в урок – мотивация – 5 мин.
  3. Целеполагание – 2 мин.
  4. Повторение изученного материала по вопросам к ДЭЗ (доминирующим элементам знаний) – работа в парах – 10 мин.
  5. Ответы на вопросы «стихотворного» эксперимента, представление «Я, атом» - 10 мин.
  6. Здоровьесберегающая пауза – 3 мин.
  7. Выполнение заданий в тестовой форме – 5 мин.
  8. Взаимопроверка и оценка выполненных заданий – 3 мин.
  9. Коррекция знаний, домашнее задание – 4 мин.
  10.  Подведение итогов урока – 2 мин.

Сценарий урока

Учитель (У): перед вами дверь, чтобы «войти» в наш урок, ее необходимо открыть (слайд 1, приложение 1).

Школьник (Ш): обсуждают в парах, предлагают способ – сообщить ручкам одноименные заряды (слайд 2, приложение 1)

(У):

Я в электричества страну
Всех приглашаю вас.
Итак, пожалуй, я начну,
Послушайте рассказ.
Весну сменяет лето,
И как-то Фалес из Милета
Открыл внезапно, что о мех
Янтарь, потертый, может всех
Нас удивить: способен он
тела притягивать.

Как назвали явление, которое открыл Фалес? Почему дали такое название? (слайд 3, приложение 1)

(Ш): электризация тел. Янтарь – электрон.

(У): поставьте перед собой цели

(Ш): Повторить знания; проверить знания; провести коррекцию знаний (по необходимости) (слайд 4, приложение 1).

(У): повторим изученный материал по вопросам к ДЭЗ (доминирующим элементам знаний).

(Ш): работают в парах по методике ВТ (взаимотренаж).

(У): «Стихотворный» эксперимент.

Эбонит в руке держу,
Натираю, не тужу,
НУ, а стержень из металла,
Если в руки его взять,
Можно ль наэлектризовать?

(Ш): Металл нельзя наэлектризовать, держа в руке, так как металл и рука человека проводники.

(У): У электроскопа стержень металлический.

Почему не деревянный, не стеклянный?

Мне ответьте: «Почему?»

Ничего я не пойму!

(Ш): Электроскоп служит для обнаружения электрического заряда, принцип действия которого основан на взаимодействии одноименных зарядов. Стержень получает заряд и передает его стрелке, которая отталкивается от стержня вдоль шкалы прибора.

(У): Каждый из вас Атом. Расскажите о своем строении (слайд 7, приложение 1).

(Ш): «Я атом лития. В моем ядре три протона, четыре нейтрона. Вокруг ядра движется три электрона» и т.д.

(У): Какой заряд по знаку приобретает эбонит после натирания о мех? Почему? (слайд 5, приложение 1)

(Ш): Эбонит получает по знаку отрицательный заряд. Электроны от атомов меха переходят при натирании на эбонит, мех, теряя электроны, имеет положительный заряд, оба тела электризуются.

(У): Какой заряд по знаку приобретает стеклянная палочка, потертая о бумагу? Почему?

(Ш): Стеклянная палочка приобретает положительный заряд. При натирании электроны от атомов стекла переходят на шелк, шелк получает отрицательный заряд.

(У): Сохраним свое здоровье, подвигаемся немного (образуем пары, слайд 8, приложение 1).

Вы заряды положительные. Изобразите их взаимодействие.

Одни из вас заряд положительный, другой отрицательный. Изобразите их взаимодействие.

Вы заряды отрицательные. Изобразите их взаимодействие.

Посредством чего вы передавали действие друг на друга?

(Ш): Взаимно отталкиваются, взаимно притягиваются, взаимно отталкиваются.

Действие передавали посредством электрического поля.

(У): предлагаю выполнить задания в тестовой форме (слайд 9)

Электризация тел (Обведи кружком правильный ответ (Ы.))

Вариант 1

  1. Какой из перечисленных примеров можно отнести к проявлению явления электризации?
    а) движение воздушных слоев атмосферы;
    б) притяжение одежды к телу при ходьбе;
    в) натирание металлического стержня о ткань;
    г) притяжение всех тел к Земле.
  2. Какие из перечисленных веществ можно считать проводниками электрического заряда?
    а) эбонит;
    б) железо;
    в) стекло;
    г) шелк;
    д) раствор соли;
    е) пластмасса.
  3. Действие одного наэлектризованного тела передается на другое…
    а) через воздух;
    б) через вакуум;
    в) посредством электрического поля;
    г) любым путем.
  4. В ядре атома алюминия содержится 27 частиц. Вокруг ядра движутся 13 электронов. Сколько в ядре атома протонов и нейтронов?
    а) 14 протонов и 13 нейтронов;
    б) 13 протонов и 14 нейтронов;
    в) только 27 протонов;
    г) 13 электронов и 14 нейтронов.
  5. От атома гелия отделился один электрон. Как называется оставшаяся частица?
    а) положительный ион;
    б) отрицательный ион;
    в) нейтральный атом;
    г) протон.

Вариант 2

  1. При электризации трением оба тела получают заряды…
    а) равные по величине и одинаковые по знаку;
    б) разные по величине и одинаковые по знаку;
    в) равные по величине и противоположные по знаку;
    г) разные по величине и противоположные по знаку.
  2. Какие из перечисленных веществ можно считать непроводниками электрического заряда?
    а) эбонит;
    б) железо;
    в) стекло;
    г) шелк;
    д) раствор соли;
    е) пластмасса
  3. Электрической силой называют силу, с которой…
    а) молекулы воздуха действуют на электрический заряд;
    б) электрическое поле действует на электрический заряд;
    в) электрический заряд действует на другой заряд;
    г) электрический заряд действует на окружающие его тела.
  4. В ядре атома алюминия содержится 27 частиц, из них 13 протонов. Сколько в ядре атома нейтронов и сколько вокруг ядра движется электронов?
    а) 14 протонов и 13 нейтронов;
    б) 13 протонов и 14 нейтронов;
    в) только 27 протонов;
    г) 13 электронов и 14 нейтронов.
  5.  Атом гелия присоединил один электрон. Как называется получившаяся частица?
    а) положительный ион;
    б) отрицательный ион;
    в) нейтральный атом;
    г) протон.

(Ш): Выполняют задания по вариантам.

Взаимопроверка (слайд 10, приложение 1)

1 вариант

 

2 вариант

1. б), в)

 

1. в)

 2. б), д)

 

2. а), в), г), е)

 3. в)

 

3. б)

 4. б)

 

4. г)

 5. а)

 

5. б)

(Ш): Взаимооценка результатов (слайд 11, приложение 1).

Критерии оценки результатов:

  • «0» ошибок – оценка 5
  • «1» ошибка – оценка 4
  • «2» ошибки – оценка 3
  • «3 и более» ошибок – оценка 2

(У): Учащиеся, допустившие ошибки находят в учебнике необходимый параграф. Записывают домашнее задание (коррекция знаний).

Учащиеся, выполнившие работу без ошибок, получают творческое задание: составить кроссворд, ребус (по выбору) к данной теме.

(У): подводим итоги урока. Удалось ли достичь поставленных перед собой целей?

Насколько удовлетворен каждый своим результатом? Почему?

(Ш): Проводят рефлексию.

(У): Спасибо всем!