Безопасные приемы труда на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

Разделы: Начальная школа


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов педагогики относится проблема здоровьесбережения обучающихся. Это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, цель которой обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в детском учреждении, сформировать у него необходимые знания и умения, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играют занятия по декоративно-прикладному творчеству, преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы занятий, в различные задания, как на занятиях, так и на переменах. Правильно организованные занятия способствуют физическому развитию детей и укреплению их здоровья. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращает стрессы.

Одним из направлений здоровьесбережения является соблюдение инструкций по технике безопасности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, с определенной вероятностью предотвращающих воздействие, на работающих, опасных производственных факторов.

Существуют четкие инструкции по охране труда при работе с тканью, режущими и колющими инструментами, электроприборами.

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству обучающиеся овладевают рядом трудовых умений, связанных с обработкой разнообразного материала (ткань, бумага, мех, бисер, нитки) и применением инструментов и электроприборов (ножницы, иголки, булавки, бульки, спицы, крючок, утюг, выжигатель). Дети должны научиться работать аккуратно, строго соблюдая правила безопасности труда.

Часто педагоги сталкиваются с таким вопросом «Как сделать изучение правил техники безопасности на занятиях интересным, увлекательным и главное результативным». Ведь обучающиеся часто изнывают от скуки на занятиях при изучении этих правил, не понимая, чем грозит их невыполнение.

Чтобы оживить эти занятия и способствовать лучшему запоминанию правил, изучение их можно сделать более эмоциональным и увлекательным, если в занятия включить элементы игры и сказки. Например, для детей младшего и среднего школьного возраста, начать занятие не с повседневных фраз, а с таких слов: «Принцесса Иголочка (Король ножниц, Волшебные ножницы) приглашает вас в путешествие на остров «Техника безопасности» или «Дай руку, друг! С тобой мы сможем совершить новые открытия, пройти неведомыми тропами по огромной стране Техники Безопасности, познакомиться с ее жителями…» и т.д. Неназойливо, в игровой форме, в форме путешествия преподнести ребенку уроки с Волшебными ножницами, принцессой Иголочкой, ведь во время игры дети задумываются, размышляют, познают.

Для того чтобы вызвать у ребенка интерес к изучению правил по технике безопасности, эмоционально его настроить можно использовать загадки, ребусы, кроссворды, анаграммы об инструментах (приложение 1), а также познакомить с историей появления иглы, ножниц, утюга (приложение 2). Это расширяет кругозор ребят, их фантазию, развивает речь.

На занятиях дети с удовольствием слушают и подбирают пословицы и поговорки о труде, загадки об инструментах. Для самостоятельной работы по изучению и повторению правил по технике безопасности ребята выполняют домашнее задание: нарисовать правила Т.Б., сказку о принцессе Иголочке (приложение 3); приготовить реферат на тему «Из истории ножниц», «Утюги наших бабушек»; сочинить загадку, сказку, стихотворение об инструментах. Например, ребятами нашего творческого объединения «Рукодельница» написана сказка «Волшебная шкатулка»:

«На рабочем столе Мастерицы стояла красивая шкатулка.

В ней дружно жили, подружки - Катушки, веселые Иголки и Булавки, ловкие Ножницы, важный Наперсток. Рядом со шкатулкой, на столе, стоял всегда угрюмый Утюг.

Много всяких интересных историй происходило на этом столе, много тайн рукоделия знали здешние жители. Жили они в шкатулке дружно и весело, помогая друг другу. Ловкие ножницы всегда приходили на помощь иголочке, чтобы отрезать нить, а важный наперсток всегда пыхтел, как паровоз, но с радостью помогал иголочке протыкать ткань. Все шло хорошо! Но вот однажды, жители шкатулки поспорили, кто, же из них самый главный помощник человеку.

Иголочка сказала: Я самая необходимая! Даже в загадке говорится

Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра –
Всему миру нужна!

Как бы без меня сшили одежду, ткали ковры? Значит я самая главная!»

В разговор вступили Ножницы: «А что бы вы делали без меня? Кто вам эту ткань и нити отрезал бы? А кто из вас умеет резать железо, стричь овец? Я еще много чего могу. Значить я, и есть самый главный помощник!»

И тут зашипел Утюг: «А про меня забыли? Я тоже самый главный! Представьте на минуточку, что из всех домов исчезли … утюги. Какими мятыми и неряшливыми ходили бы все в школу, а мамы и папы на работу! Значит я тоже самый главный!»

Долго они спорили, кричали, да так, что все охрипли. Уже наступила ночь, а спор все продолжался. И вдруг встал важный Наперсток и сказал: «Все мы важны и необходимы человеку. Без нас ему будет туго». Все подумали и решили, что и, правда, все мы ему необходимы.

И снова в шкатулке воцарилась тишина, и инструменты зажили дружно».

На занятиях педагог организует дифференцированную работу, используя наиболее доступные и интересные приемы в зависимости от подготовленности обучающихся и индивидуальных способностей каждого. При выполнении творческих заданий обучающиеся учатся применять полученные знания по технике безопасности в практической деятельностью.

С правилами по технике безопасности обучающихся знакомит педагог на первом занятии. Обучение безопасным приемам труда необходимо проводить от занятия к занятию; правила должны соблюдаться как обучающимися, так и самим педагогом. Инструктаж по технике безопасности включает словесные и практические методы обучения. Изучение проходит успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы и увлечены данной темой, а это возможно при правильной организации работы и продуманной методике проведения инструктажа. Обучающиеся без заучивания, на практике, осваивают правила. Их целесообразно оформить в виде плаката (стенда) и повесить на видном месте, чтобы ребята постоянно видели и помнили о них. Текст правил должен быть написан кратко, четко, понятно, лаконично, доступно, а пункты инструкции по своему содержанию должны соответствовать оригиналу (нормативной инструкции) (приложение 6).

При изучении правил техники безопасности целесообразно использовать мультимедийную презентацию. С её помощью возможно ярко, доступно и наглядно преподнести детям учебный материал по безопасной работе с инструментами. Включить в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, что поможет детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным (приложение 4).

Одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения обучающимися материала. Следовательно, значительное место необходимо уделять формам контроля знаний и умений, полученных при изучении правил техники безопасности. Для организации текущего и итогового контроля можно использовать разные формы их проведения: путешествие на остров «Техника безопасности» (использование широкого варианта игровых и сюрпризных моментов) (приложение 5), игра - ярмарка, игра «Найди ошибку», тесты, игровое упражнение «Мое рабочее место» и т.д. Рассмотрим примеры тестов.

Тест - завершение №1

Цель: Закрепление знаний по теме «Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом».

Методика проведения: Педагог раздает детям карточки, на которых вопрос или формулировка задания дается незаконченным предложением. Обучающиеся должны завершить эти предложения.

Задание:

Прочитай, сообрази и допиши предложения:

  1. Ножницы во время работы должны лежать…
  2. Передавать ножницы можно только...
  3. Иголки должны храниться в…
  4. До и после работы необходимо проверить … игл.
  5. После пользования утюгом его необходимо …
  6. Хранить утюг в … положении.

Тест № 2

Цель: Закрепление знаний по правилам техники безопасности при работе с иглами.

Методика проведения: Педагог раздает детям карточки-задания. Необходимо заполнить пустую графу таблицы цифрами, указав ими последовательность выполнения работы.

Задание:

Укажите последовательность операций:

Ход работы

№ последовательности выполнения работы

Отрезать нитку ножницами

 

Завязать узелок

 

Взять иголку из игольницы

 

Отмерить нитку

 

Вставить нитку в иголку

 

Предложенные приемы организации занятий по изучению правил по технике безопасности и практические задания, призваны в доступной форме оказать ребенку помощь в изучении не совсем интересных, но важных правил по технике безопасности.

В приложениях и примерах, вашему вниманию предложены фрагменты из методического пособия «Безопасные приемы труда на занятиях по декоративно-прикладному творчеству».

Пособие разработано на основе своего опыта работыв творческом объединение «Рукодельница» Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной и использование материала из книги Нагибиной М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей».

Цель пособия – оказание помощи педагогам в организации интересного и увлекательного изучения правил техники безопасности на занятиях.

В методическом пособии особое внимание уделено методике обучения детей правилам техники безопасности при работе с наиболее распространенными инструментами и приборами:

  • режущими инструментами (ножницы);
  • колющими инструментами (иглы, булавки);
  • электроприборами (утюг).

Методическое пособие состоит из нескольких «страничек» - разделов.

Познавательная страничка «Знаете ли Вы…» (приложение 2). В ней вы найдете необходимые сведения о самых обычных инструментах и электроприборах. Она поможет педагогу просто и достоверно познакомить обучающихся с историей появления иглы, ножниц.

Литературная страничка знакомит со сказками и стихами об игле и ножницах, расширяет кругозор ребят, их фантазию, гармонизирует внутреннее состояние ребенка, развивает речь. Помогает педагогу вызвать у ребенка интерес к изучению правил по технике безопасности и эмоционально его настроить.

Занимательная страничка и странички: «Угадай-ка», «Пословицы и поговорки» предлагают разнообразный материал для стимулирования познавательной активности детей на занятиях (приложение 1). Предложенный материал педагог может использовать для организации различных игровых моментов, ситуаций в ходе занятия. В процессе игры ребенок усваивает правила работы с инструментами, приобретает навыки безопасного использования их в работе.

Значительное место уделяется формам контроля знаний и умений, полученных при изучении правил техники безопасности (приложение 5).

Предложенные в пособии задания ориентированы на школьников младшего и среднего звена.