Цели: Рассмотреть правила умножения на один. Совершенствовать вычислительные навыки. Способствовать развитию умения решать задачи на нахождение площади прямоугольника. Развивать словесно-логическое мышление на основе операций анализа, синтеза. Способствовать формированию интереса к предмету.
Методы: Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: опорные таблицы, индивидуальные карточки для устного счета.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика имеет широкое применение в разных областях нашей жизни. Например, в военном деле. Послушайте строчки стихотворения М.Борзаковского:
Как воздух,
Математика нужна.
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг,
Как школьником
Мечтал в часы ученья
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступленья
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резковато:
"Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углах квадрата!"
И воином
Любовь сбережена
К учителю,
Далекому, седому,
Как воздух
Математика нужна
Сегодня
Офицеру молодому.
Мы с Вами, ребята, знакомились с жизнью великого человека, полководца Александра Васильевича Суворова. Ему принадлежат слова:
"Легко в учении - тяжело в походе,
Тяжело в учении - легко в походе."
Вот и мы с Вами сегодня отправляемся в поход, только необычный, математический. Возьмем с собой свои знания.
Учитель открывает план урока и знакомит с ним детей.
План:
Это этап устного счёта. Работа в парах и группах. Проверяем, хорошо ли вы знаете таблицу умножения.
На этом этапе урока будем знакомиться с новым материалом.
Закрепим полученные знания.
Выполним самостоятельную работу.
Поход закончится, и мы ответим на вопрос: "Чему учились на уроке?"
II. "Берем друга в разведку". Устный счет.
На дом было задано повторить таблицу умножения и решить задачу на нахождение площади прямоугольника. Как вы решили задачу проверим позже, а вот знание таблицы умножения - сейчас.
1. Работа в парах.
У каждого ученика комплект карточек с примерами на табличное умножение. С обратной стороны каждой карточки записан ответ. Показывая пример своему партнеру, ученик проверяет правильность его ответа. Затем ученики в парах меняются ролями.
Выполнив задание, каждый оценивает работу своего партнера, используя "светофорчик": зеленый - правильно, красный - были ошибки.
2. Работа в группах.
Дети объединяются в группы. Каждой группе даётся задание (маршрутный лист). Нужно проложить правильный маршрут, соединив пример с ответом.
Выполнив задание, каждая группа сдает маршрутный лист. Учитель проверяет правильность решения, прикладывая к листам "маршрутную стрелку".
Устный счёт завершен. Все старались. Молодцы!
III. Физпауза.
IV. "Мозговой штурм". Работа над новой темой.
Мы повторили таблицу умножения, а какие случаи в таблице можно назвать простыми? Сегодня на уроке будем умножать на один. Тема не сложная, но часто из-за невнимательности делаются ошибки. Значит, ваша задача работать внимательно.
Умножим один на семь.
1х7 - это 1+1+1+1+1+1+1=7, 1х7=7
Умножим один на пять.
1х5 -это - 1+1+1+1+1=5, 1х5=5
Если один умножить на число, то получится это же число.
Этот же вывод можно сделать, выполняя следующие действия: 1) По 1 конфете взяли 6 ребят. Сколько конфет они взяли? 2) По 1 карандашу взяли три малыша. Сколько карандашей взяли малыши?
При умножении на 1 используем переместительное свойство умножения:
- если 1х6=6, то 6х1=6
- если 1х10=10, то 10х1=10
Работаем с индивидуальными наборами цифр.
Учитель показывает карточку с примерами: 8х1=, 9х1= , 3х1=, 14х1=...
Дети поднимают карточку с ответом.
- Какой вывод можно сделать?
Если какое-то число умножить на 1, получается то число, которое умножали.
Работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 72, прочитайте правило.
Проговорим правило, пользуясь опорами:
V. Физпауза.
VI. "Закрепление на рубежах".
1. Наш поход продолжается и вам предстоит решить задачу. Но прежде давайте вспомним, как находили площадь прямоугольника, выполняя домашнее задание. Ученики вспоминают правило.
Рисунок к задаче на доске.
Пользуясь рисунком, дополните краткую запись и решите задачу.
Длина -
Ширина -
Площадь -
Более сильные ученики выполняют задачу самостоятельно, проводят взаимопроверку. Слабые ученики работают, пользуясь памяткой.
Какие правила применяли в задаче?
2. В следующем задании нужно внимательно посмотрев на ответ, поставить знак"+" или "х". При объяснении выбора действия пользуемся памятками:
15...1=16
27...1=27
90...1=90
84...1=84
100...1=100
Какое правило нужно было помнить, умножая на 1?
VII."Важное задание". Самостоятельная работа.
Выполняется задание по учебнику с.72 №1 (1,2 столбик).
Сильные ученики, закончив, выполняют взаимопроверку. Получают задание составить несколько примеров на изучаемое правило. Слабые ученики выполняют задание с опорой на памятку.
VIII. "Подводим итоги похода".
Закончился наш математический поход.
- Чему учились на уроке?
- Какие правила запомнили? Научились ли применять?
Оцените свою работу на уроке. Кто старался?