Урок математики в 3-м специальном коррекционном классе VII вида по теме "Умножение на 1"

Разделы: Начальная школа


Цели: Рассмотреть правила умножения на один. Совершенствовать вычислительные навыки. Способствовать развитию умения решать задачи на нахождение площади прямоугольника. Развивать словесно-логическое мышление на основе операций анализа, синтеза. Способствовать формированию интереса к предмету.

Методы: Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Наглядность: опорные таблицы, индивидуальные карточки для устного счета.

Ход урока

I. Организационный момент.

Математика имеет широкое применение в разных областях нашей жизни. Например, в военном деле. Послушайте строчки стихотворения М.Борзаковского:

Как воздух,
Математика нужна.
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг,
Как школьником
Мечтал в часы ученья
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступленья
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резковато:
"Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углах квадрата!"
И воином
Любовь сбережена
К учителю,
Далекому, седому,
Как воздух
Математика нужна
Сегодня
Офицеру молодому.

Мы с Вами, ребята, знакомились с жизнью великого человека, полководца Александра Васильевича Суворова. Ему принадлежат слова:

"Легко в учении - тяжело в походе,
Тяжело в учении - легко в походе."

Вот и мы с Вами сегодня отправляемся в поход, только необычный, математический. Возьмем с собой свои знания.

Учитель открывает план урока и знакомит с ним детей.

План:

Это этап устного счёта. Работа в парах и группах. Проверяем, хорошо ли вы знаете таблицу умножения.

На этом этапе урока будем знакомиться с новым материалом.

Закрепим полученные знания.

Выполним самостоятельную работу.

Поход закончится, и мы ответим на вопрос: "Чему учились на уроке?"

II. "Берем друга в разведку". Устный счет.

На дом было задано повторить таблицу умножения и решить задачу на нахождение площади прямоугольника. Как вы решили задачу проверим позже, а вот знание таблицы умножения - сейчас.

1. Работа в парах.

У каждого ученика комплект карточек с примерами на табличное умножение. С обратной стороны каждой карточки записан ответ. Показывая пример своему партнеру, ученик проверяет правильность его ответа. Затем ученики в парах меняются ролями.

Выполнив задание, каждый оценивает работу своего партнера, используя "светофорчик": зеленый - правильно, красный - были ошибки.

2. Работа в группах.

Дети объединяются в группы. Каждой группе даётся задание (маршрутный лист). Нужно проложить правильный маршрут, соединив пример с ответом.

Выполнив задание, каждая группа сдает маршрутный лист. Учитель проверяет правильность решения, прикладывая к листам "маршрутную стрелку".

Устный счёт завершен. Все старались. Молодцы!

III. Физпауза.

IV. "Мозговой штурм". Работа над новой темой.

Мы повторили таблицу умножения, а какие случаи в таблице можно назвать простыми? Сегодня на уроке будем умножать на один. Тема не сложная, но часто из-за невнимательности делаются ошибки. Значит, ваша задача работать внимательно.

Умножим один на семь.

1х7 - это 1+1+1+1+1+1+1=7, 1х7=7

Умножим один на пять.

1х5 -это - 1+1+1+1+1=5, 1х5=5

Если один умножить на число, то получится это же число.

Этот же вывод можно сделать, выполняя следующие действия: 1) По 1 конфете взяли 6 ребят. Сколько конфет они взяли? 2) По 1 карандашу взяли три малыша. Сколько карандашей взяли малыши?

При умножении на 1 используем переместительное свойство умножения:

  • если 1х6=6, то 6х1=6
  • если 1х10=10, то 10х1=10

Работаем с индивидуальными наборами цифр.

Учитель показывает карточку с примерами: 8х1=, 9х1= , 3х1=, 14х1=...

Дети поднимают карточку с ответом.

- Какой вывод можно сделать?

Если какое-то число умножить на 1, получается то число, которое умножали.

Работа по учебнику.

Откройте учебники на странице 72, прочитайте правило.

Проговорим правило, пользуясь опорами:

V. Физпауза.

VI. "Закрепление на рубежах".

1. Наш поход продолжается и вам предстоит решить задачу. Но прежде давайте вспомним, как находили площадь прямоугольника, выполняя домашнее задание. Ученики вспоминают правило.

Рисунок к задаче на доске.

Пользуясь рисунком, дополните краткую запись и решите задачу.

Длина -

Ширина -

Площадь -

Более сильные ученики выполняют задачу самостоятельно, проводят взаимопроверку. Слабые ученики работают, пользуясь памяткой.

Какие правила применяли в задаче?

2. В следующем задании нужно внимательно посмотрев на ответ, поставить знак"+" или "х". При объяснении выбора действия пользуемся памятками:

15...1=16

27...1=27

90...1=90

84...1=84

100...1=100

Какое правило нужно было помнить, умножая на 1?

VII."Важное задание". Самостоятельная работа.

Выполняется задание по учебнику с.72 №1 (1,2 столбик).

Сильные ученики, закончив, выполняют взаимопроверку. Получают задание составить несколько примеров на изучаемое правило. Слабые ученики выполняют задание с опорой на памятку.

VIII. "Подводим итоги похода".

Закончился наш математический поход.

- Чему учились на уроке?

- Какие правила запомнили? Научились ли применять?

Оцените свою работу на уроке. Кто старался?