Отслеживание эмоциональных состояний дошкольников через систему работы "Уголков настроения"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Введение

С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям, формируя тем самым внутренний мир ребенка. Эта работа протекает не только в семье, но и в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя.

Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, но и знания о его эмоциональных переживаниях, настроениях, чувствах.

Обоснованием необходимости воспитания чувств у ребенка служит прежде всего необходимость формирования гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка как мотивы и эмоции.

Краткая справка.

  • Эмоции – очень важный показатель развития личности и потому – является ключом к разгадке неосознаваемых мотивов.
  • Эмоциональные состояния окрашивают все виды деятельности ребенка.
  • Они не только зависят от характера деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на них.
  • Эмоциональные состояния бывают как типичные, так и случайные.
  • При этом все они носят преходящий характер.
  • Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя и не всегда ясно осознаваемы.
  • Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
  • Они обнаруживаются в различных настроениях.

Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка.

Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встает на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, управляя развитием чувств детей, он сможет добиться гораздо бóльших успехов в их воспитании.

Следует учесть, что только при благоприятных условиях развития можно говорить, что устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных – у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.д.). При неблагоприятном для ребенка психологическом климате, вызывающем тяжелые переживания, часто дети реагируют общими соматическими расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи и т. д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции, ночные страхи и т. д.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.

Следует заметить, что эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

При внимательном отношении к детям можно заметить, что немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Эмоциональное неблагополучие характеризует отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище и т.д. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитатели и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и настроения.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Часто мотивы и эмоции ребенка, побуждающие выступать его определенным образом, не всегда легко выявить и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Так, бывает, что детей, устраняющихся от общих дел, некоторые воспитатели считают равнодушными; тихих, не мешающих им детей считают благополучными и т.п., но при этом не пытаются расшифровать поведение ребенка и часто оставляют его в покое.

Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого… Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка.

Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя.

Именно этой цели и служат «Уголки настроения», которые введены в практику работы дошкольных учреждений.

При организации работы в этом направлении возникает ряд вопросов, которые нуждаются в детализации, переоценке и систематизации.

Варианты отслеживания эмоционального состояния детей.

Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

Задачи:

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Варианты названий и оформления календарей настроения.

При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»

  • Календарь настроения
  • Эмоциональная расческа
  • Часики настроения
  • Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
  • Эмоциональная корзина и т. д.

Основные требования к уголкам настроения.

  1. Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
  2. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
  3. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
  4. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
  5. Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:*
  • Красный

 

счастье

 

счастливое

 

 

  • Синий

 

грусть

 

грустное

 

(обязательное)

  • Желтый

 

веселье

 

веселое

 

(обязательное)

  • Зеленый

 

радость

 

радостное

 

 

  • Серый

 

спокойствие

 

спокойное

 

(обязательное)

  • Коричневый

 

обида

 

обиженное

 

 

  • Черный

 

злость, гнев

 

злое, гневное

 

(обязательное)

  1. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
  2. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь (Приложение 1).
  3. Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
  4. Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам). (Приложение 2)

ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками:

  • синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
  • зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
  • красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
  • желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
  • коричневый – напряженность, тревожность;
  • черный – стресс;
  • серый (нулевой) – напряженность, огорчение.

* В данной методической разработке использованы рекомендации по цветовым предпочтениям дошкольников Велиевой С. В. («Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»)

Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.

I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).

Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.

Задачи:

  • Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  • Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цветы – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).

Задачи:

  • Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)

При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

Задачи:

  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).

Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы.

В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно (желательно ежедневно) просматривает Уголки настроений с целью определения достоверности демонстрируемых данных.

В конце месяца табель-календари передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.

В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.

С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа по формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение эмоционального фона ребенка.

* ПРИМЕЧАНИЕ: В приложении 2 представлены варианты оформления Уголков настроения. Однако, предпочтительно, чтобы в каждой группе ДОУ были разработаны свои варианты оформления на основе предложенных выше рекомендаций.