Тема урока "Предлог" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Ознакомление учащихся со служебной частью речи предлогом.

Задачи:

  • Формировать умения употреблять предлоги в письменной речи.
  • Развивать умение писать предлоги с другими частями речи.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

У:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лес.

Приготовимся к путешествию.

2. Зарядка для глаз.

Приготовим руку.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

3. Орфографическая минутка

От дома до опу*ки леса я ш*л по у*кой тр*пинке.

У: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.

У: Как определить части речи?

Д: Задать вопрос.

У: Определите части речи.

У: А все ли части речи мы определили?К каким словам мы не поставили вопрос? Почему?

Д: Невозможно поставить вопрос.

У: А может быть это не часть речи?

Д: Нет, это часть речи, потому что мы говорим и употребляем в речи.

У: Давайте ещё раз назовём слова, к которым не задали вопросы: ОТ, ДО, ПО.

У: А как они называются?

Д: ПРЕДЛОГИ.

4. Сообщение темы урока

У: Сегодня мы с вами познакомимся со служебной частью речи ПРЕДЛОГОМ и наша цель выяснить для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи.

  • На доске появляется плакат ТЕМА: ПРЕДЛОГИ.

5. Минутка чистописания:

Давайте свяжем предлоги одной верёвочкой.

ОТ, ДО, ПО

У: Значит, что мы можем сказать о предлогах?

ПРЕДЛОГ – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

На компьютере слайд: ПРЕДЛОГ – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

6. Текст на карточке.

У: Посмотрите перед вами текст:

Я еду тихо по– узкой тропе. Наблюдаю за– жизнью леса. Вот с– дерева прыгнула белка. над– высокой елью кружили клесты. Дятел стучал по– коре сосны. –в дупле дуба гнездо совы. под– землёй у– большой берёзы нора крота.

У: Докажите что это текст.

Д: Это текст. Текст состоит из предложений. Но в нём не хватает предлогов.

Слова в предложении не связаны между собой.

У: Вставьте в текст, предлоги зелёной ручкой

Учащиеся вставляют пропущенные предлоги.

САМОПРОВЕРКА: уч-ся читают полученный текст.

Поставьте + зелёной ручкой, если задание выполнено, верно.

У: Теперь слова в предложении связаны между собой.

Д: Да, слова в предложении связаны между собой.

У: Мысль в каждом предложении закончена?

Д: Да, мысль в каждом предложении закончена.

У: При помощи, какой части речи добились связи слов в предложении?

Д: При помощи предлогов.

У: Сформулируйте вывод, для чего служат предлоги?

Д: Предлоги служат для связи слов в предложении.

На компьютере слайд: ПРЕДЛОГИ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

7. Словарная работа:

В нашем тексте есть новое словарное слово.

Отгадайте загадку: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)

У: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. На что мы обратим внимание в слове берёза?

Д: Запомним, что в слове берёза непроверяемая безударная гласная Е.

У: Подберите к слову берёза однокоренные слова.

Берёзка, березняк, берёзовый, подберёзовик.

У: Выделите корень в словах.

У: Что мы знаем о корне?

Д: Корень – общая часть родственных слов.

У: - Составьте предложение с новым словарным словом.

Под берёзой растёт подберёзовик.

У: На что необходимо обратить внимание в слове подберёзовик?

Д: Приставка под.

У: Запишите предложение к себе в тетрадь, подчеркните грамматическую основу в предложении.

(Комментирование у доски.)

Проверка.

У: Как написали под берёзой и подберёзовик?

Д: Под берёзой написали отдельно, т.к. под – это предлог, в слове подберёзовик – под приставка. Приставка пишется вместе со словом.

У: А как различить предлог от приставки?

Д: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Например: под большой берёзой.

На компьютере слайд: ПИШЕТСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГИХ СЛОВ.

8. Физическая минутка:

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

9. Закрепление изученного материала:

Пользуясь правилом, мы сейчас выполним следующее задание:

Слайд на компьютере:

  • (по) шёл (по) лесу
  • (с) катился (с) горы
  • (за) шёл (за) дерево
  • (до) шёл (до) тропинки
  • (за) цепился (за) ветку

У: Запишите в тетрадь словосочетания, правильно употребив предлоги, подчеркните пробел между предлогом и словом.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

У: Если задание выполнено, верно, поставьте +зелёной ручкой на полях.

У: Назовите слова с приставками

У: Какой частью речи являются эти слова?

Д: Все слова глаголы

У: Сформулируйте вывод:

Д: С глаголом предлога не бывает.

Слайд на компьютере:

Запомни: С глаголом предлога не бывает.

10. Развитие речи:

У: Составьте предложение:

Пр. Сущ. Пр. Сущ. Гл. Прил. Сущ.

(В лесу на поляне прыгали рыжие белки.)

Устная проверка, после чего ученики записывают в тетрадь получившееся предложение, один ученик пишет с комментированием у доски.

Оценка ученику!

11. Дифференциация предлогов:

Учащиеся записывают в тетрадь имя сущ. с предлогом, подчёркивая пробел между словами.

Мы ходили (по) грибы.
(За)бирались (под) дубы.
(Под) берёзой (на) пригорке
Старый ёж (у)строил норку.
(У)летел скворец не зря
(За) леса и (за) моря.

САМОПРОВЕРКА: Поставьте + зелёной ручкой, если задание выполнено верно.

Один ученик комментирует на оценку!

12. Воспроизведение опорных знаний:

У: С какой частью речи мы познакомились на уроке? Для чего же нужны предлоги? Какую роль выполняют предлоги в речи?

  • Предлог – это часть речи.
  • Предлог пишется отдельно от других слов.
  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
  • С глаголом предлога не бывает.
  • Предлог пишется раздельно с им. Сущ. и им. Прил.
  • Предлог служит для связи слов в предложении.

13. Проверка восприятия изученного материала:

Тест (Из 5 заданий)

  1. Для чего служат предлоги?
    А. Для связи слов в предложении.
    Б. Для связи словосочетаний в предложении.
  2. Выбери верное утверждение:
    А.Перед глаголом бывают предлоги.
    Б. Перед глаголом не бывает предлогов.
  3. Какие слова пишутся раздельно?
    А. (к)роще
    Б. (для)Юли
    В. (под)шил
    Г. (на)града
    Д. (про)славить
    Е. (под)камнем
  4. Укажи номера слов, в которых допущена ошибка:
    А. за хозяйкой
    Б. навеликане
    В. за сугробом
    Г. с везёт
    Д. потрогать
    Е. по аллее
  5. Как пишутся слова: (С)ломает, (по)требовал, (за)водит, (по)целовать
    А. Раздельно
    Б. Слитно

Взаимопроверка.

14.Итог урока:

У: Домашнее задание: Записать словарное слово берёза с разными предлогами.

У:

  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие задания вызвали у вас затруднения?
  • Кто на ваш взгляд, хорошо работал на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на полях нужный значок.
  • Молодцы!
  • Наше путешествие подошло к концу.
  • Урок окончен.
  • Спасибо за урок.