Интегрированный урок (ОБЖ + психология) в 10-м классе

Разделы: ОБЖ, Школьная психологическая служба


Цель: актуализировать знания обучающихся о здоровом образе жизни, определить их ценностные ориентации. Развивать умения оценивать свой образ жизни, выделять негативные и позитивные факторы, влияющие на здоровье. Формировать осознанное отношение к своему образу жизни, как фактору сохранения здоровья.

Оборудование: Схема 1 на доске; раздаточный материал – бланки анкеты №1 и анкеты №2; инструменты и материалы для изготовления коллажей.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа.

Учитель: Что такое здоровье человека? Что такое здоровье нации? Что необходимо для сохранения здоровья человека?

2. Изучение нового материала

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему духовное, физическое и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Академик Н.М. Амосов говорил: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности”. Давайте подумаем, какой смысл вкладывал академик Н.М. Амосов в эти слова? (Обсуждение с классом)

Представление о здоровье и здоровом образе жизни у каждого человека своё. Давайте, проведем первую анкету, которую предлагает психолог.

Психолог – диагностическое исследование “Измерение ценностных ориентаций”. Учащимся раздается Анкета № 1 (Приложение 1), дается инструкция, в течение трёх минут учащиеся ранжируют ценности по важности, анкеты собираются и психолог обрабатывает результаты.

Учитель предлагает следующую информацию к размышлению учащимся.

Здоровье населения – социальный фактор, оно определяется уровнем рождаемости, смертности, в том числе детской, заболеваемости, физического развития, величиной средней продолжительности жизни.

Так показатели продолжительности жизни в России составляют:

  • смертность превышает рождаемость в 1,7 раза;
  • смертность мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений, травм в Европе, США, Японии составляет – 5,5 %, в России -22-25%;
  • заболеваемость населения увеличилась более чем на 15 млн. случаев;
  • у мужчин средняя продолжительность жизни в РФ составляет 58 лет, у женщин 72 года. Для сравнения: средняя продолжительность жизни населения США и Англии – 75 лет, Канады – 76 лет, Швеции – 78 лет, Японии -79 лет.

Психолог комментирует результаты анкетирования, которые показывают, что из 25 обучающихся только у 5 учеников ценность здоровья и здорового образа жизни стоят на 1-3 месте, у 10 обучающихся на 10 месте и ниже, т.е. не являются значимыми ценностями.

Учитель подводит обучающихся к групповой работе: здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Поэтому каждый человек должен сформировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, но при этом ему необходимо знать факторы, которые положительно и отрицательно влияют на здоровье человека. Давайте, определим, как вы оцениваете показатели состояния вашего здоровья.

Психолог проводит диагностическое исследование “Показатели здоровья”. Учащимся раздается Анкета №2 (Приложение 2), дается инструкция, в течение трёх минут учащиеся оценивают по десятибалльной шкале 10 показателей состояния здоровья, анкеты собираются и психолог обрабатывает результаты.

Учитель предлагает разделиться на 6 групп и изучить материалы, предложенные каждой группе.

Самостоятельная работа в группах. У вас на столах лежит материал (Приложение 3), с помощью которого, вы можете определить, какие факторы и как они влияют на здоровье человека. На доске схема (Схема 1) “Факторы здоровья”, представителю каждой группы необходимо вписать в схему фактор и охарактеризовать его влияние на здоровье человека. Итогом групповой работы является заполненная схема на доске (Схема 2). Обсуждение схемы с учащимися: все ли факторы, влияющие на здоровье отражены в данной схеме? Есть ли дополнения к схеме?

Психолог подводит результаты анкеты №2. Девочки оценивают состояние своего здоровья в 9,5 балла, т.е. убеждены, что их состояние здоровья на данный момент нормальное, у мальчиков этот показатель немного снижен – 8,5 балла. 2 человека оценили своё состояние здоровья в 6 баллов, что является показателем наличия проблем со здоровьем.

3. Закрепление изученного материала

  1. Какой вывод из проведенных анкет вы сделали для себя?
  2. Является ли здоровье реальной ценностью для учащихся вашего класса?
  3. Как оценивают реальное состояние здоровья ваши одноклассники?
  4. Что приобретает человек, ведущий здоровый образ жизни?

Практическая групповая работа

Предлагаем ответ на четвёртый вопрос дать в виде коллажа на тему: “Здоровый образ жизни”. На столе каждой группы лежит ватман, маркеры, фломастеры, газеты, журналы, используя их Вам нужно составить коллаж и представителю группы прокомментировать его.

4. Подведение итогов урока

Учитель комментирует работу групп, организует выставку коллажей в классе.