Цель: актуализировать знания обучающихся о здоровом образе жизни, определить их ценностные ориентации. Развивать умения оценивать свой образ жизни, выделять негативные и позитивные факторы, влияющие на здоровье. Формировать осознанное отношение к своему образу жизни, как фактору сохранения здоровья.
Оборудование: Схема 1 на доске; раздаточный материал – бланки анкеты №1 и анкеты №2; инструменты и материалы для изготовления коллажей.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа.
Учитель: Что такое здоровье человека? Что такое здоровье нации? Что необходимо для сохранения здоровья человека?
2. Изучение нового материала
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему духовное, физическое и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Академик Н.М. Амосов говорил: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности”. Давайте подумаем, какой смысл вкладывал академик Н.М. Амосов в эти слова? (Обсуждение с классом)
Представление о здоровье и здоровом образе жизни у каждого человека своё. Давайте, проведем первую анкету, которую предлагает психолог.
Психолог – диагностическое исследование “Измерение ценностных ориентаций”. Учащимся раздается Анкета № 1 (Приложение 1), дается инструкция, в течение трёх минут учащиеся ранжируют ценности по важности, анкеты собираются и психолог обрабатывает результаты.
Учитель предлагает следующую информацию к размышлению учащимся.
Здоровье населения – социальный фактор, оно определяется уровнем рождаемости, смертности, в том числе детской, заболеваемости, физического развития, величиной средней продолжительности жизни.
Так показатели продолжительности жизни в России составляют:
- смертность превышает рождаемость в 1,7 раза;
- смертность мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений, травм в Европе, США, Японии составляет – 5,5 %, в России -22-25%;
- заболеваемость населения увеличилась более чем на 15 млн. случаев;
- у мужчин средняя продолжительность жизни в РФ составляет 58 лет, у женщин 72 года. Для сравнения: средняя продолжительность жизни населения США и Англии – 75 лет, Канады – 76 лет, Швеции – 78 лет, Японии -79 лет.
Психолог комментирует результаты анкетирования, которые показывают, что из 25 обучающихся только у 5 учеников ценность здоровья и здорового образа жизни стоят на 1-3 месте, у 10 обучающихся на 10 месте и ниже, т.е. не являются значимыми ценностями.
Учитель подводит обучающихся к групповой работе: здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Поэтому каждый человек должен сформировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, но при этом ему необходимо знать факторы, которые положительно и отрицательно влияют на здоровье человека. Давайте, определим, как вы оцениваете показатели состояния вашего здоровья.
Психолог проводит диагностическое исследование “Показатели здоровья”. Учащимся раздается Анкета №2 (Приложение 2), дается инструкция, в течение трёх минут учащиеся оценивают по десятибалльной шкале 10 показателей состояния здоровья, анкеты собираются и психолог обрабатывает результаты.
Учитель предлагает разделиться на 6 групп и изучить материалы, предложенные каждой группе.
Самостоятельная работа в группах. У вас на столах лежит материал (Приложение 3), с помощью которого, вы можете определить, какие факторы и как они влияют на здоровье человека. На доске схема (Схема 1) “Факторы здоровья”, представителю каждой группы необходимо вписать в схему фактор и охарактеризовать его влияние на здоровье человека. Итогом групповой работы является заполненная схема на доске (Схема 2). Обсуждение схемы с учащимися: все ли факторы, влияющие на здоровье отражены в данной схеме? Есть ли дополнения к схеме?
Психолог подводит результаты анкеты №2. Девочки оценивают состояние своего здоровья в 9,5 балла, т.е. убеждены, что их состояние здоровья на данный момент нормальное, у мальчиков этот показатель немного снижен – 8,5 балла. 2 человека оценили своё состояние здоровья в 6 баллов, что является показателем наличия проблем со здоровьем.
3. Закрепление изученного материала
- Какой вывод из проведенных анкет вы сделали для себя?
- Является ли здоровье реальной ценностью для учащихся вашего класса?
- Как оценивают реальное состояние здоровья ваши одноклассники?
- Что приобретает человек, ведущий здоровый образ жизни?
Практическая групповая работа
Предлагаем ответ на четвёртый вопрос дать в виде коллажа на тему: “Здоровый образ жизни”. На столе каждой группы лежит ватман, маркеры, фломастеры, газеты, журналы, используя их Вам нужно составить коллаж и представителю группы прокомментировать его.
4. Подведение итогов урока
Учитель комментирует работу групп, организует выставку коллажей в классе.