Тема урока "Прямоугольник и квадрат" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока:

  1. Ввести определение прямоугольника и квадрата; познакомить учащихся  со свойствами прямоугольника и квадрата;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Воспитание внимательности и интереса предмета.

Форма проведения: индивидуальная.

Метод обучения: репродуктивный.

Приемы: создание на уроке ситуации занимательности, ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. АОЗ. Работа по таблице.

(Слайд 2, приложение 1)

1. Какая фигура изображена на рисунке?

2. Назовите вершины. Показать соседние и не соседние.

3. Назовите стороны. Противоположные стороны.

III. Изучение нового материала.

На столах лежат фигуры. Среди фигур выберите четырехугольники. (Дети выбирают). (Слайд 3, приложение 1)

Почему их выбрали? (Ответы детей).

А теперь выберите из них прямоугольник и квадрат.

А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Ответы детей).

Возьмите прямоугольник, а остальные фигуры отложите. Покажите вершины, стороны (соседние и не соседние, противоположные стороны). Вывод определения прямоугольника.

Руками покажите отрезком не соседние вершины. Отсюда вывод определения диагонали прямоугольника.

Хором проговаривают определение прямоугольника и его диагонали. (Слайд 4, приложение 1). Затем в парах.

Работа в тетрадях. Начертите прямоугольник АВСД. Выпишите: 1)вершины; 2)стороны; 3)углы; 4)соедините отрезком не соседние вершины; 5) диагонали.

Задание проверить.

Как найти периметр прямоугольника? (Ответы детей).

Начертите произвольный прямоугольник. Проведите диагонали. (Слайд 5, приложение 1)

а) Что больше: сторона прямоугольника или его диагональ?

б) Измерьте и сравните диагонали прямоугольника.

в) Сравните части диагонали, на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей прямоугольника. Выводы. (Слайд 6, приложение 1)

Какая известная вам геометрическая фигура получится, если у прямоугольника все стороны будут равными? (Квадрат).

Вырежьте из прямоугольника квадрат. Руками показали стороны, вершины, углы, соседние вершины, не соседние вершины.

По экрану проговаривают определение квадрата. (Слайд 7, приложение 1).

Работа в тетрадях. Начертите квадрат АВСД. Проведите диагонали. Измерьте и сравните его диагонали. Сделайте выводы. Проговорить выводы по экрану. (Слайд 8,9, приложение 1).

IV. Закрепление темы.

Начертите несколько различных прямоугольников с периметром равным 18 см.

Составить план решения задачи. (Слайд10, приложение 1)

V. Итог урока.

Что нового на уроке узнали? (Слайд12, приложение 1)

VI. Домашнее задание: выучить определение прямоугольника и квадрата и их свойства, решить, т.е. найти целые корни уравнения х+у=24. (Слайд 11, приложение 1)