Цель урока:
- Ввести определение прямоугольника и квадрата; познакомить учащихся со свойствами прямоугольника и квадрата;
- Развитие логического мышления;
- Воспитание внимательности и интереса предмета.
Форма проведения: индивидуальная.
Метод обучения: репродуктивный.
Приемы: создание на уроке ситуации занимательности, ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. АОЗ. Работа по таблице.
(Слайд 2, приложение 1)
1. Какая фигура изображена на рисунке?
2. Назовите вершины. Показать соседние и не соседние.
3. Назовите стороны. Противоположные стороны.
III. Изучение нового материала.
На столах лежат фигуры. Среди фигур выберите четырехугольники. (Дети выбирают). (Слайд 3, приложение 1)
Почему их выбрали? (Ответы детей).
А теперь выберите из них прямоугольник и квадрат.
А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Ответы детей).
Возьмите прямоугольник, а остальные фигуры отложите. Покажите вершины, стороны (соседние и не соседние, противоположные стороны). Вывод определения прямоугольника.
Руками покажите отрезком не соседние вершины. Отсюда вывод определения диагонали прямоугольника.
Хором проговаривают определение прямоугольника и его диагонали. (Слайд 4, приложение 1). Затем в парах.
Работа в тетрадях. Начертите прямоугольник АВСД. Выпишите: 1)вершины; 2)стороны; 3)углы; 4)соедините отрезком не соседние вершины; 5) диагонали.
Задание проверить.
Как найти периметр прямоугольника? (Ответы детей).
Начертите произвольный прямоугольник. Проведите диагонали. (Слайд 5, приложение 1)
а) Что больше: сторона прямоугольника или его диагональ?
б) Измерьте и сравните диагонали прямоугольника.
в) Сравните части диагонали, на которые она разбивается точкой пересечения диагоналей прямоугольника. Выводы. (Слайд 6, приложение 1)
Какая известная вам геометрическая фигура получится, если у прямоугольника все стороны будут равными? (Квадрат).
Вырежьте из прямоугольника квадрат. Руками показали стороны, вершины, углы, соседние вершины, не соседние вершины.
По экрану проговаривают определение квадрата. (Слайд 7, приложение 1).
Работа в тетрадях. Начертите квадрат АВСД. Проведите диагонали. Измерьте и сравните его диагонали. Сделайте выводы. Проговорить выводы по экрану. (Слайд 8,9, приложение 1).
IV. Закрепление темы.
Начертите несколько различных прямоугольников с периметром равным 18 см.
Составить план решения задачи. (Слайд10, приложение 1)
V. Итог урока.
Что нового на уроке узнали? (Слайд12, приложение 1)
VI. Домашнее задание: выучить определение прямоугольника и квадрата и их свойства, решить, т.е. найти целые корни уравнения х+у=24. (Слайд 11, приложение 1)