Авторская развивающая игра "Подбери узор к силуэту"

Разделы: Работа с дошкольниками


Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает любовь к своему краю.

Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетический и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам народного декоративно-прикладного искусства. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные

Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста

Представленная развивающая игра помогает пробудить у детей интерес к народным промыслам России, расширить представление о многообразии узоров, способствует развитию зрительного восприятия, активизирует внимание, память, логическое мышление и речь.

Цель: Посредством игры продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования интереса и эстетического вкуса у дошкольников.

Задачи:

  • cовершенствовать представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях определяющих специфику “Гжели”, “Городца”, “Хохломы”, “Якутских орнаментов”, “Дымковской” и “Филимоновской” игрушки;
  • систематезировать умение анализировать узоры на декоративно-прикладных изделиях народного искусства;
  • учиться оперировать знаниями в зависимости от игровой ситуации.

Материал: 25 карточек с вырезанными силуэтами и 25 вкладышей с росписью народных мастеров “Гжели”, “Городца”, “Хохломы” и т.д. (смотри приложение).

Ход игры

Начинать игру следует с рассматривания 2-3 карточек силуэтов и узоров с подробным комментарием педагога, либо с использованием художественного слова о промысле. Детям должно быть понятно, по какому принципу осуществляется подбор росписи к предмету.

На начальном этапе вкладышей может быть 1-2(3), например: “хохлома”, “гжель” и “дымка”. Постепенно количество узоров увеличивается.

1 вариант:
Педагог показывает 3 вкладыша с узорами.

– Дети, рассмотрите гжельский, хохломской и дымковский узоры. Вспомните, какие в них используются цвета и элементы. Подберите подходящий силуэт вот этому орнаменту (показывает хохломской узор).

Дети находят, у кого на карте есть подходящий силуэт. Этот ребёнок вставляет вкладыш в карту и проверяет правильность расположения узора в силуэте. Педагог побуждает ребёнка аргументировать свой выбор: рассказать что, какими мастерами и из какого материала сделано, назвать знакомые элементы росписи.

Аналогично подбираются гжельский и дымковский вкладыш. Педагог использует художественное слово в качестве подсказки:

Бело-синее чудо
Соловьиная трель
Всем ты в душу запала
Наша русская... что? (Гжель/)

Зонтик грибком,
Руки крендельком
Ходит девица-красавица
По улице пешком.

или

Индя, индя, индюшок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок ты не простой,
Красный, белый, золотой.

(cм. Приложение 1)

2 вариант:

Дети располагаются за столами (либо на ковре). Ведущий раздаёт карточки с силуэтами изделий (по 1–2; в зависимости от количества играющих), а вкладыши с узорами лежат перевёрнутыми вниз “рубашкой”. Ведущий (это может быть кто-то из детей) достаёт первый узор и показывает детям. Ребёнок, чей силуэт подходит к орнаменту, примеряет его и аргументирует свой выбор. В случае возникших затруднений, педагог помогает.

3 вариант: “Кто первый соберёт” У каждого играющего по 3–4 карты.

Когда игра достаточно освоена детьми, можно предложить каждому из двух участников подбирать самостоятельно узоры к силуэтам, объясняя своё решение. В этом случае можно определить победителя, вручая фанты (фишки) за правильный ответ. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все силуэты узорами. Игра даёт возможность совершенствовать знания и других детей, являющихся зрителями.

4 вариант: “ Что здесь лишнее?”

Проводится аналогично дидактической игре: “Найди лишний предмет”. Играть можно как с одним ребёнком, так и с подгруппой в 2-3 человека. Сначала дети подбирают вкладыши к силуэтам, а затем рассказывают о своём выборе.

На первом этапе игры “лишней” может оказаться одна роспись. В дальнейшем количество таких узоров может увеличиваться до 2-3 для 5-6 силуэтов. Важно обращать внимание на то, как ребёнок аргументирует свой выбор.

(Никита: В этих узорах лишняя лошадка. У неё городецкий узор, а все синие предметы гжельских мастеров.)

(Галлия: Я думаю, что здесь “лишнее” блюдо с лошадкой. Потому что она не хохломская. Там есть синие цветочки, а в “хохломе” синего цвета нет.

Настя: А я считаю здесь “лишние” два изделия: дощечка с петушком и блюдо с лошадкой.

Потому что: поставец, чаша, ложка и блюдо с ягодками расписаны под хохлому. А дощечка с петушком и блюдо с лошадкой городецких мастеров.)

При оформлении игры, в качестве вкладышей, я использовала детские работы с занятий по декоративному рисованию и аппликации . Так в хохломской чаше используется роспись “вьющаяся ветвь” выполненная воспитанницей подготовительной группы Аней О. А блюдо с ягодками малины сделал, Данил Д. Родители тоже увлеклись данной игрой и предложили свою помощь при оформлении. Оксана Анатольевна Д. (мама Данила) Выполнила хохломской узор для 3 вкладышей. А мама Саши П., Алла Александровна, расписала вкладыши посуды гжельским узором. Поэтому количество игровых карт увеличилось до 25.