Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленными многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможно использование фактических и возможностей каждого ученика в классе.
Работу в каждом новом классе, по моему мнению, следует начинать с анализа класса. Проверяется уровень мышления учеников, память. И только потом класс разбивается на группы с учётом этих проверок. Проверки проводятся тестами, списыванием текстов, диктантом, словарной работой. Подойдёт любой проверочный, тестовый материал нужного класса. Затем класс разбивается на разноуровневые группы.
С сильными учениками работу можно построить так:
1. Объяснение нового материала проходит вместе со всеми. После того как станет понятно, что ученики добросовестно проработали материал, могут его анализировать, приводить в систему, определяем эту работу на самостоятельное изучение. Контроль ведётся с помощью тестов, ответов на вопросы, несложных заданий, Постепенно задания и тесты усложняются.
Например: по теме “Общеупотребительные слова”, раздел “Лексика” ученики должны были письменно ответить на вопрос: Какие слова называются общеупотребительными? И привести примеры общеупотребительных слов.
А вот по разделу “Числительные”, тема “Числительные, обозначающие целые числа” самостоятельно составляли вопросы к теме, позволяющие лучше понять материал.
Были составлены такие вопросы:
- Как изменяются числительные, обозначающие целые числа?
- Какое числительное изменяется по родам, числам и падежам?
- Назвать числительные, которые в родительном, дательном и предложном падеже имеют окончание – И.
- Сколько форм имеют числительные 40, 90, 100?
Конечно, вопросы ещё немного однообразны, но дальнейшая работа по этой теме позволит совершенствовать это умение.
В дальнейшем, сильные ученики могут помогать слабым при закреплении устного материала, т. е. быть своеобразными консультантами. Работа по закреплению материала проводится на более сложных упражнениях в учебнике, карточках повышенной трудности, тестах. Задаются дополнительные задания по развитию речи, основанные на материале урока. Домашнее задание такие ученики могли выбрать самостоятельно. Нацеливаем их на то, что домашнее задание помогает отработать тот навык, то умение, которое не достаточно проработали на уроке. Это помогает детям самим контролировать свою домашнюю работу, выполнять её осознанно, целенаправленно. После прохождения нового материала, ученики обязательно составляли вопросы по теме. Эти вопросы можно использовать на следующих уроках. Также составляются словарные диктанты по темам, тесты. Все работы заранее обговариваются и фиксируются в листке контроля, который заводится по каждой теме.
Работа со средними учениками строится по другому принципу.
Устный материал прорабатывается вместе с учителем, проверка усвоения идёт по составленным учителем вопросам, проводятся выборочные диктанты, словарную работу, иногда каждый этап урока фиксируется на индивидуальных листках, своеобразных инструкциях. Конечно, только на уроках по закреплению материала. Как правило, эти ученики имеют большие пробелы в знаниях, поэтому часто приходится повторять пройденный материал, заново его учить, отрабатывать ЗУНы, составляются алгоритмы, задания разбиваются на этапы.
Карточки с заданиями для таких ребят составляются с опорами, подсказками, словами для справок. Каждое задание можно контролировать разными способами: проверка по доске, самопроверка, взаимопроверка, образцы работ. Домашнее задание выбирается с учётом усвоения материала. Необходимо обязательно прорабатывать его на уроке.
Слабые ученики находились под постоянным контролем учителя. Задания для них выбираются совсем простые, направленные только на усвоение базового уровня знаний. В помощь им часто направляются сильные ученики. Таким образом, достигаются сразу две цели: сильные ученики закрепляют материал, лучше его усваивают, отрабатывают навыки монологической речи; а слабые же получают более доступное объяснение, находятся под контролем.
Карточки и тесты для таких учеников также были упрощёнными. Особенно результативны были уроки по закреплению ЗУНов. Работа по индивидуальным листкам нравится ребятам, так как позволяет работать в индивидуальном темпе. Задания, которые не успели выполнить на уроке, можно выполнить дома. Кроме того, на таких листках чётко прописываются все этапы урока, определяются цели, а иногда и то, какие навыки должны были получить ученики в результате работы.
Виды предложений по цели высказывания.
Цели урока:
обучающая:
ознакомить уч-ся с видами предложений по цели
высказывания;
воспитывающая:
- на материале урока воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
- помогать друг другу в учёбе;
развивающая:
- развивать умение правильно строить;
- повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;
- использовать эти предложения в своей речи.
Ход урока
1) Проверка домашнего задания.
1-я группа проверяет упр. 135 (1) по доске. Проверяют каждое предложение.
Вопросы:
- Проверьте, как вы написали слова тишина, розовеет, горизонт. Найдите в тесте слова с предлогами, проверьте, как вы их написали.
- Прочитайте предложения, которые соответствуют схемам.
2-я группа проверяет упр. 136 по листкам для самопроверки, при этом ученики меняются своими тетрадями, так как проверять другого гораздо интереснее и работа идёт более результативно. Эти листки нужно заранее распечатать каждому ученику.
Вопрос всему классу (не нужно демонстративно проводить разделение класса на разноуровневые группы, иногда дети из слабых групп оказываются сообразительнее, чем дети сильной группы):
- Найдите в упражнениях домашней работы и прочитайте предложение с одним главным членом.
Теперь тетради с домашней работой положим на край стола.
2) Фронтальный опрос.
- Ребята, как связываются слова в предложении? (Грамматически)
- Из скольких главных членов может состоять грамматическая основа предложения? (Из двух или одного). Приведите примеры.
- Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (!, ?, .)
3) Новый материал.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую большую тему мы с вами изучаем?
- С чем мы уже познакомились?
- А сегодня мы продолжаем дальше говорить о предложениях, мы узнаем о новой характеристике предложений.
- Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название параграфа № 28. Это и есть тема нашего урока на сегодня. Запишите её в тетрадь. Подчеркните.
- Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слова цель высказывания? (С какой целью мы говорим это предложение, для чего)
- А где же можно узнать о том, как разделяются предложения по цели высказывания? (В учебнике)
- Какой значок поможет нам найти устный материал? (Оранжевая черта)
- Найдите и прочитайте параграф. (Жужжащее чтение)
- Лучше разобраться в материале нам поможет компьютер, но и вы должны будете работать.
Презентация. Приложение № 3.
- Итак, мы узнали, что предложения разделяются по цели высказывания.
- С какими предложениями по цели высказывания мы познакомились? (Пов., побуд., вопрос.)
Зарядка для глаз. (Смотрим влево, смотрим вправо, вверх – вниз, пол-оборота по кругу влево; всё заново, только пол-оборота по кругу вправо)
4) - У вас на столе лежат листочки с текстом. Послушайте его внимательно, следите за мной. (Чтение текста).
- О чём просят нас в тексте? А у вас есть дома кормушки?
- Определим тему текста (природа, птицы).
- Основная мысль (нужно заботиться о птицах зимой, сделать им кормушки).
- Подумайте, какой заголовок подойдёт к этому тексту? (Покормите птиц, Наши соседи, Птицы).
- Запишите его в тетрадь.
- Прочитайте мне предложение, в котором содержится просьба.
- Как называются такие предложения? (Побудительные)
Задания по группам.
1-я группа записывает это предложение в тетрадь.
2-я группа придумывает свое предложение (просьба о бережном отношении к природе).
Все вместе находим грамматическую основу в обоих этих предложениях.
- Подумайте, как же нужно читать такие предложения? (С побудительной интонацией). Давайте прочитаем предложения.
- Чем отличаются такие предложения от всех других? (Содержат просьбу)
- Посмотрите внимательно на слова в этом предложении. Какие орфограммы вы здесь видите? Как проверить безударные гласные, как пишутся слова с предлогами, обозначьте приставки в словах сделайте, перезимовать.
- Какие ещё предложения мы увидели в тексте? (Пов., вопрос., воскл.)
Давайте их найдем.
1-я группа записывает вопросительное предложение.
2-я группа – повествовательное.
- Найдём грамматическую основу в каждом. 1-я гр. находит основу на листке повест. предложения, а 2-я гр. – вопросительного.
- Прочитаем эти предложения (напоминаю об интонации).
Ф И З М И Н У Т К А .
Физминутка подойдёт любая, направленная на позвоночник: скручивание, растягивание, сгибание. Ребята сидели, поэтому страдает, прежде всего, позвоночник.
Продолжаем урок.
Работа по новой теме урока.
- Вы уже обратили внимание, что в тексте есть восклицательные предложения. Прочитайте их.
- Попробуем определить, какое это предложения по цели высказывания? (Повествовательное)
- Заполним таблицу, которая лежит у вас на парте. Этой таблицей мы будем пользоваться на других уроках.
- Мы говорили сегодня с вами о том, что нужно помогать птицам, сделать для них кормушки. А разве только птицы нуждаются в помощи? Придумайте предложения, в которых содержится просьба беречь цветы, лес, животных (одно из предложений записать, найти грамматическую основу, прочитать, соблюдая интонацию).
- Придумать повествовательные и вопросительные предложения, записать одно из них, найти грамматическую основу, прочитать. (Предложения должны быть о природе)
- С помощью текста о птицах мы познакомились с разными видами предложений. Назовите эти предложения.
5) Домашнее задание.
- Закрыть тетради, открыть дневники: параграф 28 или таблица помогут повторить материал урока;
1-я группа упр. 139, внимательно прочитать задание, разобрать (прочитать так, как требует учебник, найти слово с приставкой, записать, обозначить приставку).
2-я группа упр. 141 или составить текст по образцу (о бережном отношении к лесным цветам, речке, деревьям и т.д.).
Приложения
№ 1. Текст
5 класс
Тема: "Виды предложений по цели высказывания"
Рядом с нами живут соседи. Знакомы ли вы с ними?
Рано утром они весело щебечут под окнами наших домов. Узнали?
Конечно, это птицы. Серенькие воробышки, проворные синички в чёрных шапочках, коричневые овсянки. Летом в лесу слышим стук дятла, а зимой прилетят красногрудые красавцы-снегири.
Эти птицы живут с нами и зимой, и летом. Сейчас осень, и у птиц много корма. Но наступит зима, засыплет снегом лес и поле. Птицам нечего будет есть. А ведь не так страшен мороз, как голод.
Сделайте же для птичек кормушки. Помогите им перезимовать. И как же весело они запоют для вас весной и летом!
№ 2.
Виды предложений | Цель высказывания | Интонация | Знак в конце предложения | Пример |
Повествовательные | ||||
Побудительные | ||||
Вопросительные |
№ 4.
Литература
- Тетрадь по русскому языку для 5 класса. Г. А. Богданова.
- Уроки русского языка в 5 классе. Г. А. Богданова.
- Учебник “Русский язык” 5 класс. Т. Ладыженская.
- “Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса”.