Городецкая роспись как один из видов народных промыслов

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • выявление места декоративного искусства в жизни общества;
  • освоить технику работы и принципы гармонизации композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты.

Оборудование: гуашь, бумага, кисти№1;№2;№3, шаблоны, демонстрационный материал, разделочные доски, выставка детских работ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с древней русской игрушкой. Назовите какие из них вы знаете?

Дети: Дымковская, филимоновская, каргопольская.

У: Какой любимый персонаж у коргопольской игрушки?

Д: Конь-Полкан и Полихан – чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

У: Какое разнообразие образцов воплотила в себе филимоновская игрушка?

Д: Высокие, стройные крестьянки часто держат что-то в руках: ребенка или курицу.

– Мужские фигуры статные, длинные чуть смешные.

– Удивительные кони с длинными как у жирафа шеями; коровки, олени-растопырки, собаки, свиньи и диковинные существа.

У: Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек является дымковские. Назовите их.

Д: Разряженные барышни с пышной прической или головными уборами; изящные оборки, воланы, жгуты, кокетливый зонтик.

– Няньки-“кормилки” с детьми на руках.

– Лихие всадники; важные индюки.

III: Формирование новых знаний.

У: Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо по сей день.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами нашей страны. Нам предстоит выполнить композиции, украшенные в стиле Городецкой росписи. Поэтому мы должны познакомиться с особенностями этого промысла.

Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. С давних времен местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки (слайд 1, см. Приложение 1).

Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками. Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображение барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо-птиц (слайд 2).

Яркость и разнообразие делали Городецкую роспись особенно декоративной. Сначала мастер делал крупной кистью замалевок – цветовое пятно для круглой формы. Из них он составлял композицию формы. Из них он составлял композицию. Затем усложнял форму цветка. Завершалась работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек (слайд 3)

Из ограниченной цветовой палитры: красный, синий, зеленый, желтый, черный – мастера делали удивительные по яркости насыщенности и цветовой согласованности композиции. Художники Городца удивительно владели чувством цветовой гармонии и сочетаемости цветов.

VI. Работа вместе с детьми

Показ элементов узора. (См. Приложение 2)

У: Скомпоновать рисунок.

(Работа гуашью, кисточками.)

У: Определяем центр композиции розанами: крупной кистью №3 делаем замолевок -цветовое пятно круглой формы. Затем усложняем форму цветка, берем кисть №2, обрамляем лепестками от середины вверх (по краю круга) в убывающем порядке. Завершаем работу белой и черной красками в виде дуг и точек тонкой кистью№1 оживки.

– Создать композицию купавками: делаем замолевок – цветовое пятно круглой формы и белой и черной краской оживки.

– Создать сюжет – сказочная птица, конь, барышня.

Для облегчения работы предлагаю шаблоны.

У: Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили наши предки.

Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг.

Декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к красоте созданной руками мастеров. Их произведения продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают ее ярче и красивее.

V. Практическая работа

Задание: Выполнить импровизацию по мотивам Городецкой росписи на изделиях изготовленных старшеклассниками на уроках труда (стульчики, стол, колыбель).

VI. Подведение итогов

В конце урока проводится анализ работ и выставка. Работы дарятся детям в детский сад.

VII. Домашняя задание

Подготовить сообщение по теме: “История возникновения хохломской росписи”.