Цель: ввести понятие системы координат на плоскости, осей координат, нахождение координат точки и наоборот отыскивание точек по заданным координатам.
Тип урока: изучение новой темы (первый урок)
Дидактические цели:
- Четкое формулирование задач.
- Систематичность и последовательность.
- Связь теории и практики.
- Создание условий успешности учения учащихся.
Дидактические задачи:
- Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий.
- Развивать навыки культуры речи устной и письменной.
- Развивать самостоятельность и трудолюбие
- Учить выделять главное в ходе решения задач.
Методы обучения: практические. По дидактическим задачам – урок-изучение новой темы; по характеру – частично-поисковый, с постановкой проблемы.
Задачи:
- 1 этап. Посмотреть, где встречаются координаты, что обозначает это слово.
- 2 этап. Научить строить координатную плоскость и уметь обозначать оси координат, заострить внимание на единичном отрезке.
- 3 этап. Показать алгоритм нахождение координат по построенным точкам и, наоборот построение точек на координатной плоскости.
- 4 этап. Закрепить эти алгоритмы и провести игру при помощи координатной плоскости.
На 1 этапе обозначение слова “координаты”. Показать где они встречаются (Приложение 1, слайд 1,2).
На 2 этапе, где уже были координаты, рассмотреть координатную прямую, поставить проблему, что если точка не лежит на прямой (слайд 3).
На 3 этапе алгоритм определения координат точек и их построение (слайд 4-7), (слайд 8).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся и углубим свои познания в освоении координат. Очень часто вы могли слышать фразу из военных фильмов: “Координаты В12, огонь, пли!” или “Оставьте мне свои координаты”. Эти выражения обозначают точное место нахождения чего-либо, кого-либо. Мы все с вами любим играть в морской бой (слайд 1) (напомнить правила). В обозначении местности, как это понять слайд 2. Слово “координаты” латинское слово, в переводе “упорядоченный”
3. Мы с вами уже встречались с понятием координаты на прямой (слайд 3). Но что если точка на лежит на этой прямой? В этом случае ее местонахождение определяется координатной плоскостью. Показать построение координатной плоскости. Особое внимание уделить единичному отрезку и перпендикулярности прямых.
4. Ввести обозначения осей, алгоритм определения координат у точки (слайд 4). Провести закрепление по нахождению координат и правильности их записи (слайд 5). Особое внимание уделить точкам, лежащим на координатных осях.
5. Провести работу на нахождение места расположения точек по заданным координатам (слайд 6,7).
6. Провести проверочную работу по нахождению точек по заданным координатам и тем самым прочитать зашифрованную фразу, (каждой точке соответствует буква, зашифровать можно слово, а можно и наоборот, взять слово и определить координаты букв.