Цель: развитие познавательных процессов, создание благоприятной атмосферы на уроке.
Задачи:
- Диагностика объема и концентрации выполнения.
- Развитие логического мышления и мыслительных операции.
- Развитие зрительной памяти.
- Формирование способности классифицировать различные явления по признакам.
- Освоение понятия “построения” а также изменение его и повышения интересов к своему внутреннему миру.
- Развитие рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Знакомство с игровым персонажем.
2. Методика “корректурная” проба (буквенный вариант)
Материал: бланк с буквами.
Инструкция: На бланке с буквами просматривая ряды букв с лева на право, вычеркивать букву “о”. Время работы – 5 минут.
3. Упражнение “Буквы заблудились”.
Неизвестно, как случилось
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали творится.
Сейчас я прочитаю стихотворение в котором заблудились буквы. Ты должен исправить ошибку и назвать правильное слово. Ты должен сказать, какая же буква заблудилась: внимательно слушай те и запоминайте.
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной!На виду у детворы крышу красят маляры
Посмотрите-ка ребятки: - Раки выросли на грядке.Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме – там ползет зеленый лук с длинными усами!Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом.Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
Мы собрали васильки,
На головах у нас – щенки.Старый дедушка пахом
На козе скакал верхом.Жучка утку не доела
Не охота, надоело.На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.Синеет море перед нами,
Летают майки под волнами.
Задание: вспомни в каких словах были ошибки. Назови правильные слова и буквы.
4. Оценка вербально- логического мышления.
Методика “Исключения понятий”.
Инструкция: 3 из четырех слов являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Исключаемое слово вы записываете в тетради.
- Книга, портфель, кошелек, рюкзак.
- Часы, очки, весы, термометр.
- Василий, Федор, Семен, Иван.
- Минута, секунда, час, вечер.
- Береза, сосна, ягода, дуб.
- Молоко, сметана, сыр, хлеб.
- Иней, дождь, снег, пыль.
- Сложение, вычитание, слагаемое, деление.
- Запятая, точка, буква, двоеточие.
- Смелый, злой, храбрый, решительный.
- Самолет, поезд, техника, пароход.
- Круг, квадрат, треугольник, отрезок.
- Врач, учитель, строитель, дедушка.
- Футбол, волейбол, плаванье, хоккей.
- Горький, горячий, соленый, кислый.
5. Упражнение “Поиск аналогов”.
Инструкция: называется какой- либо предмет или явление и к нему подбирается как можно больше аналогов, т.е. других предметов сходных с ним по различным существующим признакам. Следует так же систематизировать эти аналоги по группам в зависимости о того с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Найдите аналоги: фонарик, мельница, экскаватор, пламя, дождь, молния, снег, вертолет.
6. Физкультминутка “Волшебное слов”.
Психолог показывает разные движения, а дети должны повторить, но только в случаи если я добавлю слово “Пожалуйста”. Если это слово не говорить, то дети остаются неподвижными.
7. Упражнения для развития логического мышления. Инструктор: составить пословицы соединив их части.
Цыплят по осени считают
| Семь раз отмерь Что блестит Не все золото Куй железо Сделал дело Назвался груздем Любишь кататься Делу время Не имей сто рублей |
Гуляй смело А имей сто рублей Люби и саночки возить Что посеешь Пока горячо полезай в кузовок то и пожнешь считаю один раз отмерь потехи час |
8. Психологическая азбука: освоение понятия “настроения” и навыков изменения его. Психолог берет три стакана с водой и рассказывает: “ Когда дружок чувствует себя хорошо у него все получается. Он всем доволен и всех любит. Это время его настроение похоже на чистую воду. Его мысли ясные и чистые ( показывает первый стакан с чистой водой). Когда в его голову приходят отличные идеи , то мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в другом стакане ( бросают во второй стакан блески и палочкой размешивает их). Но бывает, что его мысли грустные неприятные, ему или плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на грязную мутную воду ( бросает кусочек глины в третий стакан).
Обсуждение
После демонстрации дети обсуждают три состояния:
- Было ли у Вас такое состояние, когда ? Что вы чувствовали при этом? О чем Вы думали?
- А какие у вас были лица ?
- Какое выражение лица у каждого настроения?
- Давайте друг другу пожелаем выражения лица при хорошем и плохом настроении.
- А теперь послушаем музыку и определим с вами какое же настроение было у композитора ? Ответу детей. Психолог предлагает детям избавится от плохого настроения путем выливания мутной воды из стакана.
Учим правила
Психолог открывает детям “секрет правила”, помогающие исправить плохое настроение: подумай о хорошем и будет хорошее настроение. Перечисляет мысли создающие хорошее настроение.
Эмоциональный настрой
А для того, что бы было всегда хорошее настроение – подарим друг другу улыбку. Ведь когда человек думает о грустном он не может улыбаться. Таким образом улыбка может управлять нашим настроением и должна быть почти всегда с нами.
Релаксация
Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислоните спиной к спинке стула. Закройте глаза. Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну на волшебную планету. Мы лежим на волшебной земляничной поляне и видим под собой высокое, чистое, голубое небо. Слушаем как поют птицы и переговариваются деревья. Журчит ручей, чувствует рядом аромат спелой земляники. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную, ароматную ягоду и ощутим сладость спелой, вкусной ягоды. А шелковая молодая трава нежно щекочет нам руки, ноги, лицо. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Послушаете музыку, откройте глаза.
А теперь Дружок хочет что бы ваше настроение еще улучшилось и дарит вам подарок, поскольку ему тоже стало весело после совместного общения.
Занятия наши очень понравилось, вы были очень активны, внимательны. Молодцы.
III. Заключительная часть.
На этом наше с вами занятие заканчивается. Дальнейшее знакомство с видами настроений мы продолжим на следующем уроке.