Цель:
- Проверка знаний и практических умений по теме: “Действия с положительными и отрицательными числами”
- Знакомство с историческим материалом.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по необъятному миру математики. Вы только вступаете в этот мир и еще много предстоит вам узнать, но вы уже кое – что знаете, например, о натуральных числах, целых и дробных и умеете выполнять с ними действия. И поэтому мы с вами отправимся в большой и удивительный мир “Чисел”. Вы проверите себя на прочность знаний по теме, и выявим, чья же команда по данной теме лучше приготовилась. А теперь план нашего состязания:
– Приветствие команд
– Разминка
– Практический
– Математическая эстафета
– Конкурс капитанов
– “Собери кувшин”
– Теоретический
– Музыкальный
– Домашнее задание
I. Приветствие.
Сообщается командами их название, девиз и командир (дети заранее это готовили, а так же собирали команды по 6 человек и рисовали эмблемы).
Команда “Дробь”:
Девиз:
Сегодняшний турнир мы выиграть хотим,
И просто Вам победу не дадим.
Придется попотеть и постараться,
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу
И просим разгадать сию бумагу,
А если вдруг не повезет? –
Победа всех когда-нибудь найдет !
Команда “Число”:
Девиз:
Этот турнир ждали мы
По нему стосковались умы
Дружно будем задачи решать –
Мы хотим математику знать.
И как же нам не веселиться,
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить.
Оценивается жюри (все результаты каждым членом жюри заносится в оценочный лист)
Оценочный лист
Название конкурса | “Дробь” | “ Число” |
Приветствие | ||
Разминка | ||
Матем. эстафета | ||
Конкурс капитанов | ||
“Собери кувшин” | ||
Теоретический | ||
Музыкальный | ||
Домашнее задание | ||
Итог |
II. Разминка.
Посмотрим какая из команд сообразительней и смекалистей (по 2 ребуса каждой команде).
Ребус – это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур и знаков. Ответы:
– витрина, подача, парад, штрих, хвост, надрыв, разум, развод, паразит, разведчик, заколка, опять, Австралия, Львов, Подольск;
– визг, надрыв, лимонад, господа, триумф, разум, подруга, Лиза, подлиза, листопад, подвал, самовар, поляна, нутрия, нарцисс.
Оценивается жюри.
Игра с болельщиками. Вам нужно разгадать загадки, принеся тем самым команде дополнительные очки:
• Два кольца, но нет конца, в середине
нет гвоздя.
Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.
Какая это цифра? (8)
• Хоть у нас 4 ножки, мы не мыши и не
кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садитесь много раз. (4)
• Шла баба в Москву и повстречала трех
мужиков.
Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту.
Сколько существ направлялись в Москву? (1)
• Прилетели галки, сели на палки.
Сядет по одной галки не хватит палки.
Если на каждой палке сядет по 2 галки,
То одна из палок будет без галок.
Сколько было галок? Сколько было палок?
(3 палки и 4 галки)
• Однажды пришли к садовнику ребята и
спрашивают: "Дедушка, сколько в твоем саду деревьев?"
Улыбнулся садовник и ответил: "Половина всех моих деревьев – яблони, четвертая
часть – сливы,
седьмая часть – груши и, кроме того, есть еще 3 тополя"Стали ребята считать,
сколько же у садовника
в саду всех деревьев, да так и не сосчитали. Может быть, вы сосчитаете?
Ответ: 28деревьев.
• У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10? Ответ: у 9 чисел: 19, 28, 37, 46, 91, 82, 73, 64, 55.
Оценивается жюри.
III. Практический
Мы с вами поприветствовали друг друга, проверили, кто сообразительней и смекалистей ну а теперь переходим к практике. Посмотрим, на сколько хорошо команды умеют выполнять действия с целыми числами.
На листе написаны примеры и командам их нужно решить быстро и правильно:
Выполните действия:
2. Решите задачу:
При покупке стиральной машины стоимостью 6500 рублей покупатель предъявил вырезанную из газеты рекламу, лающую право на 5 % скидки. Сколько он оплатил за машинку?
IV Эстафета
Работа с болельщиками. Пока команды работают мы, чтобы им не мешать принесем дополнительные очки. На доске записана лесенка примеров для каждой команды и по очереди болельщики выходят и решают примеры. За правильно решенный пример команде добавляется очко.
Оценивается жюри.
V Конкурс капитанов:
На доске записаны примеры с ошибками и капитаны команд должны исправить их.
Найти ошибки:
“Число”
–0,134 ∙ 100 = 13,4 |
“Дробь” –3,2 ∙ 100 = 0,032 |
VI . Собери кувшин
Пока капитаны находят ошибки, команды собирают кувшины. Этот конкурс позволит проверить глазомер, восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение.
VII. Теоретический конкурс
На доске плакат с цветами, рыбами и ягодами съемными. Девочки собирают цветы и ягоды, мальчики ловят рыбу, на обратной стороне вопросы. Срывая цветок, или поймав рыбу, ученик отвечает на вопрос по теории.
Оценивается жюри.
VIII. Музыкальный конкурс.
Назвать и спеть, хотя бы по 2 строчки из песни, в которой встречается число.
IX. Домашнее задание
Каждая команда приготовила домашнее задание, в котором используется исторический материал и приведены интересные факты.
Домашнее задание.
Ученик: Слушай, ты что-нибудь поняла сегодня?
Ученица: Поняла! Есть числа с запятой, есть без запятой. Вот только зачем она нужна, я не знаю.
Учени: давай почитаем энциклопедию
Учительница: Ого, какая толстая книга! Мы не одолеем ее!
Ученик: Подожди, я вспомнил закленание бабушки, оно нам поможет: “Абра, кодабра, бух и пух!”
Появляется энциклопедия.
Энциклопедия: Происхождение десятичных дробей связывают с созданием международной системы мер. Известно, что Земля почти шарообразная. Большие окружности, проходящие через полюсы – это земные мередианы. Расстояние от полюса до экватора было разделено на 10 000 000. часть этого расстояния во Франции приняли за основную меру длины и назвали метром. Название произошло от греческого слова “метром”, означающего “ мера”. Число 10 легло в основу метра.
Напоминаю, что 0,1м = 1 дм, 0,01м = 1 см. 0,001м = 1 мм .
В начале 17 века начинается быстрое распространение десятичных дробей в Европе. В Англии, в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли во некоторых странах (США). Запятая, как и точка, была предложена в 1616 – 1617 гг знаменитым английским математиком Джоном Непером.
В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей
“Арифметике” Леонтий Магницкий (1703г). Широчайшее распространение десятичные дроби получили в нашей стране в 19 в.
Домашнее задание.
Незнайка: Привет! Чем занимаешься?
Знайка: Готовлюсь к турниру, а ты?
Незнайка: А я и так все знаю
Знайка: Что ты можешь сказать о дробях 0,001; 0,0001?
Незнайка: Вот если бы ты спросил что такое 1000, 1 000 000, 1 000 000 000, а то какие то нули, запятые, вообщем – чепуха!
Знайка: Лилипуты это, а вовсе и не чепуха, названные десятичными дробями.
Незнайка: Лилипуты, лилипуты, а что они значут у нас в жизни?
Знайка: А я сейчас расскажу.
Дробь 0,001 очень мала. Например 0,001 сек: звук в воздухе за это время распространяется на 33 см, а пуля, которая летит со скоростью 700м/с пролетит 70см. Земной шар перемещается вокруг солнца на 30 м, даже комар за это время взмахнуть вверх и вниз своими крылышками.
Дробь 0,000 001 еще меньше. Но для современного физика 0,000 001 сек – это не малый промежуток времени. Так Светой луч 300 м пробегает со скоростью 300 000 км/с за 0,00 001 сек.
Миллиметр – это 0,001м, он примерно вдвое меньше толщины спички. Для измерения бактерий и других мелких предметов миллиметр слишком крупен.
Микрон – это 0,000 001 м или 0,001мм. Микрометр в 1000 раз меньше миллиметра. Красные кровяные тельца, которых в капле крови около 10 000 000 имеют длину 7 микрометров и толщину 2 микрометра.
Незнайка: Хватит! Хватит! Я все это не запомню! И так голова пухнет!
Знайка: Но ведь скоро математический турнир, возьми книгу, она поможет тебе запомнить и подготовиться к турниру.
Оценивается жюри.
Пока жюри подводят итоги я расскажу вам фокус:
Задумайте число, кроме 0. Удвойте его.
К полученному прибавьте 1.
Вновь полученное число умножьте на 5.
Отбросьте все цифры, кроме последней.
Оставшуюся цифру умножьте на нее.
Сложите цифры результата и у вас получилось 7