Урок Мужества к 65-летию Победы (9-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 9


Цели:

  • воспитывать у детей патриотизм, чувство сострадания, долга, ответственность;
  • расширить представления детей о ВОВ, о героях нашего района;
  • обучать самостоятельно находить материал, выступать с сообщением перед аудиторией на заданную тему;
  • побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Оборудование:

  • проектор, компьютер,
  • видеомагнитофон, телевизор, диски;
  • на доске: герб Сергиева Посада,
  • иллюстрации современного города,
  • плакат “Родина-мать”,
  • карта города Сергиев Посад.

Ход урока

На доске:

“Народ умирает, когда становится населением.. А населением становится тогда, когда забывает свою историю”.
Ф. Абрамов.

Вступительное слово учителя.

Настроимся на серьезную волну (муз. сопровождение, кадры хроники военных лет).

Вот уже в течение 65 лет все, кому дорога мирная жизнь, вспоминают страшные годы ВОВ. Все эти годы наш народ свято хранит в памяти те немногие эпизоды военной поры, которые нам позволили пронести сквозь годы историки, поэты, писатели, кинематографисты.

Мы вглядываемся в лица наших защитников и видим таких же любящих жизнь людей – людей, которые учились, заканчивали школы и институты, влюблялись, женились, растили детей. Мы видим людей, которые хотели жить...

2010 г. – 9 Мая вся страна будет отмечать 65-летие дня Победы. Весь учебный год будут проходить мероприятия, посвященные этой дате.

Почему я взяла в названии темы урока город Загорск, а не Сергиев Посад (город недавно так назывался, в годы войны тоже).

Выступления детей.

Ведущий. Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой, по тому времени, боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но и о судьбах мира и демократии.

Ведущий. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей.

Ведущий. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…
Б. Окуджава.

Ведущий.

Я все это видел своими глазами:
Разбитые бревна и груду камней,
Старушку, залившую горе слезами,
И девочку, страхом прижатую к ней
Старушка склонилась висками седыми
Над внуком убитым – суха и строга
А в небе вились еще облачка дыма
От наших зениток, прогнавших врага
И люди смотрели в безмолвье суровом
На детскую кровь на разбитом полу
А ветер гулял над разрушенным кровом,
Метя по дороге печную золу.
И сердце сжималось в груди у солдата,
Видавшего столько смертей на войне.
О, враг ненавистный, о немец проклятый,
За каждую жертву заплатишь ты мне.
И.Мартынов.

Учитель. Действительно, опустели дворы и далеко не все мальчики вернулись с войны. 26 млн. людей нашей страны погибли в этой войне, 2\3 мирного населения. А впереди могла быть целая жизнь, полная открытий, радостей, любви.

И наши земляки уходили на войну.

Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. Люди шли на войну. Многие совершали подвиги. Их мужество, героизм, отвага – все это привело к победе.

3. Ассоциограмма и синонимы.

Предлагаю по вариантам подобрать синонимы к словам “победа” и “подвиг”.

Победа – успех, триумф, перевес, торжество, лавры.

Подвиг – храбрость, отвага, доблесть, героизм, действие, заслуга, работа.

(Из толкового словаря)

Предполагаемые ответы.

П – подвиг, память, поколение, покой, полководцы, предки, память, патриотизм...

О – отвага (смелость), огонь, Отчизна, отчий дом, орудие, отец...

Б – бесстрашие, боец, бессмертие, боль, беда, блиндаж, борьба, бодрость, бой, битва...

Е – единство, еда...

Д – доблесть, дружба, долг, дивизия, друзья, дом, дорога...

А – армия, атака, авангард, артиллерия, авиация...

И – имя, история, исполнительность...

Г – героизм, гордость...

Ведущий. До нас с вами дошли отголоски войны. Еще живы ветераны, участники Великой Отечественной, они есть в каждой семье или были… совсем недавно...

А ведь тогда, в военные годы, это были веселые, озорные ребята, совсем непохожие на героев, но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени, не спрятались, не взяли “освобождение” от армии, а встали плечом к плечу и стояли насмерть! Рабочие, студенты, школьники и ...поэты.

Для многих из них будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы будущее наступило для нас!

4. Герой из семейного альбома.

Рассказ ученицы о своем деде – ветеране ВОВ.

“Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И в глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят”

5. Минута молчания.

“Великая слава героям” В.Лебедев-Кумач
Боевые знамена склоните
У священных могил дорогих.
Не забудет народ-победитель
Беззаветных героев своих
Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых
И, любуясь зеленою новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки
С любовью тех, кто душу
За них положил

Учитель. Война унесла миллионы жизней, погубили миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем права забывать об этом!

Вспомним только некоторых из них (перечисляются Герои Советского Союза, жители Сергиев Посада).

Прошу встать и почтить минутой молчания всех кто не вернулся с войны, не дожил до этого дня.

6. Стихи о войне (читают дети)

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
Не дописав неровных строчек
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав.
Борис Смоленский.

Родина.

Разве можно свой край не любить,
Отвоеванный саблей бывалой,
Где ты рос, где ты стал запевалой,
Самолет научился водить
Где ты в бурю не раз на штурвал
Клал без страха тяжелую руку,
Где ты все: и любовь, и разлуку,
Сладость славы и дружбы узнал?
Много стран есть на свете других,
Те же птицы там, в воздухе реют
Те же зерна там, в яблоках зреют
Но такая, как наша – одна!
Всю ее омывают волнами,
Вся она в полный рост перед нами,
Озаренная солнцем видна
Джек Алтаузен

Учитель.

От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли трудный бой,
Стали просто землей и травой
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь нам завещан и его
Мы в груди храним.
(Песня из к/ф “Офицеры”.)

Учитель. Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему любить родину.

7. Поисковая работа.

“Его имя бессмертно”

(Сообщение уч-ся о герое ВОВ, героях – загорчанах).

8. Игра “Живые имена” (Проводится по карте города Сергиев Посад. Расставляются флажки на улицах, названных в честь Героев Советского Союза).

Учитель. Какие улицы, проспекты родного города названы в честь Героев ВОВ, проживавшего в нашем городе вы знаете?

9. Выступление ветерана. Слово предоставляется людям, чья жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости, самоотверженности.

10. Воинские традиции Российской Армии.

Учитель. Любая армия мира имеет свои традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие общепринятыми нормами поведения воинов при выполнении им своего воинского долга. Традиции – это история.

– Попробуйте объяснить некоторые из них.

а) Высокая дисциплина – залог успеха в бою и в повседневной жизни (решающее условие боеспособности войск – дисциплина, порядок поведения людей).

б) Войсковое товарищество – боевая традиция армии и флота (чувство дружбы, присущее всем поколениям российских воинов. А.В. Суворов “Сам погибай, а товарища выручай”).

Дружба, взаимопомощь, товарищеская выручка сплачивают коллектив, делают его во сто крат сильнее, монолитнее.

с) Воинская честь (любовь к Родине, верность воинскому долгу, требовательность к себе и поступкам. Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достоин мундира).

д) Патриотизм, верность воинскому долгу, Родине (преданность Отечеству, стремление служить интересам).

11. Заключение.

Учитель. Победа в Великой Отечественной войне – это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться этой победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевывал эту победу в жестоких боях. В заключение хочу прочитать слова А.С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву” Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости... Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие...” Мне, кажется, что эти слова поэта звучат сейчас очень современно.

Не забыть мне этой даты,
Что покончила с войной
Той великою весной
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!

Список литературы.

  1. Ромашина Н.Ф. “Внеклассные мероприятия в игровой форме, 5–11-е классы”. Москва. “Глобус”. 2008.
  2. Пашкович А.П., Шитов Е.К. “Дни воинской славы России” Москва. “Глобус”. 2007.
  3. Г.Г. Кулинич. “Сценарий клубных мероприятий и общешкольных праздников” Москва.. “ Глобус”. 2005.
  4. А.В. Давыдова. “ Классные часы, 9-й класс”. Москва. “ Вако”. 2008.
  5. Б.Н. Серов. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика России”. Москва. “Вако”. 2005.
  6. Э.Н. Большакова. “Сценарии школьных праздников” Санкт-Петербург. “Паритет”. 2004.
  7. М.П. Нечаев, Н.Плитинь. “Мир творчества на школьной сцене” Москва. “Перспектива”. 2008.
  8. К.Ф.Суворов. “Герои Сергиево-Посадской Земли”. Сергиев Посад. “Весь Сергиев Посад”. 2005.