Эффективность использования занимательных заданий на уроках русского и английского языков в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания.

Ученики, относящиеся к первому типу, характеризуются небыстрым темпом усвоения материала, низкой аналитико-синтетической деятельностью, инертностью мышления. Второй тип школьников отличается быстрым темпом усвоения материала, умением  обобщать, достаточно высоким уровнем анализа и синтеза, гибкостью мыслительного процесса.

Поэтому некоторые учащиеся от темы к теме, от этапа к этапу не достигают обязательных результатов обучения. Это приводит к нарастающему накоплению пробелов, сначала мешает ученику учиться дальше, а затем может совсем выключить его из участия в нормальном учебном процессе и привести к потере интереса к предмету.

А еще и традиционная классно-урочная организация обучения часто несет на себе печать монотонности и однообразности. Ежедневно на уроках повторяется одно и тоже: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового учебного материала и серия упражнений по его отработке. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить урок через внедрение активных методов обучения.

Воспитание у младших школьников интереса к языкам (русскому и английскому) невозможно без использования в учебном процессе заданий занимательного и нестандартного характера. Занимательность не только оживляет процесс обучения, но и способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Их выполнение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, дает ребенку мощный эмоциональный заряд, связанный с достижением результата.

Занимательные задания могут применяться на любом этапе урока – от проверки домашнего задания до обобщения. На первом этапе (проверка домашнего задания) наиболее эффективны игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала (например, “Фонетическая разминка”, “Найди пару”, “Чья команда быстрее?” и т.д.), если же домашнее задание посвящено морфологии или орфографии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссвордов.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес, так, например, в начале и в конце учебного года или в конце большой темы повторение можно проводить в виде игры, рассчитанной на целый урок.

Использование занимательного материала на уроках способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
В своей педагогической практике на уроках русского и английского языков я стараюсь использовать самые разнообразные занимательные задания, нахожу их в методической литературе или придумываю сама. Вот некоторые из них:

  1. Задания по русскому языку (Приложение 1)
  2. Задания по английскому языку (Приложение 2)

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
  2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
  3. Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. Ростов-на-Дону, 2006.
  4. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку/ Под ред. Чесноковой Л.Д. М., 1996.
  5. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., 1989.