Цель:
- Установить активное сотрудничество с семьей;
- Повысить интерес бабушек к коррекционной работе детского сада по исправлению недостатков речи;
- Познакомить с некоторыми методами, приемами работы, используемыми в детском саду;
- Участие в совместных конкурсах с детьми;
- Создать благоприятную положительную эмоциональную обстановку;
- Воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения, их мудрости.
Оформление:
- На центральной стене - изображение бабушки, сидящей со своим внуком.
- Выставки:
- "Бабушкины руки",
- "Самая дорогая вещь в доме".
Оборудование:
- Волшебный сундучок; бутафорское озеро, где плавают рыбки (условные обозначения артикуляционных упражнений); 2 удочки (с магнитиком на леске).
- Бабушкин гардероб.
- Рекомендации "Как выполнять домашние задания"
- Предварительная работа:
- Разучивание сценки Волка и Красной шапочки.
- Подготовить рекомендации для бабушек.
- Дома с детьми подготовить рассказ "Самая дорогая вещь в доме".
- Подобрать вещи и украшения из бабушкиного гардероба.
- Подобрать песни о бабушках.
- Подготовить выпечку к чаю.
План.
(Перед началом занятия звучат песни о бабушке)
Логопед: Сегодня у нас в группе гости - бабушки, которых мы очень любим, которые приходят к нам в трудную минуту. Если нет дома папы и мамы - кто с нами остается? Ну, конечно, бабушка. Если же родители очень заняты, то бабушка с нами занимается? (Да, снова бабушка)
Логопед: Кто же такая бабушка? (Ответы детей. Это мамина, папина мама).
Стихи:
1.
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
2.
Люблю всего сильней.
Замелькали спицы,
Потянулась нить
Руки, словно птицы,
Не остановить.
А клубок, катаясь,
Тает на глазах,
В свитер превращаясь
В ласковых руках.
Бабушкины руки
Им ведь не до скуки.
3.
Здесь я бабушка родная
Полюбуйся на меня
Любишь ты меня, я знаю,
Драгоценная моя.
Логопед: Вот какие бабушки у нас, как любят вас дети.
Смотрите, у нас будут еще гости. К нам кто-то пожаловали (под музыку в зал входят Красная шапочка и Волк - дети в костюмах)
Красная шапочка:
Как весело, как весело
Я к бабушке иду.
С улыбкою и песенкой
Нигде не пропаду.
Спешу проведать бабушку
Хорошую мою.
Она живет тут рядышком
В лесочке - старый дом.
Волк:
Я добрый и порядочный
Красивый серый волк
И в день веселый, солнечный
Я дал себе зарок.
Не буду кушать бабушек
Детишек и гусей
Поем, как все, оладушек
Попью, как все, кисель.
Волк обращается к Красной шапочке:
Пойдем с тобой, красавица
Бабулю повидать.
Я добрый, не кусаюсь я
Мне весело опять.
(идут по залу, звучит музыка)
Волк (останавливается, делает удивленный вид и говорит): Ой, как много здесь бабушек! А ты можешь угадать свою бабушку?
Красная шапочка: Ну, конечно!
Логопед: Давайте поиграем в игру "Угадай свою бабушку"
(угадывает Красная шапочка, а затем остальные ребята)
Логопед: Как хорошо, что каждый из ребят узнал свою бабушку. Я сейчас попрошу ребят сказать, как зовут бабушку и какая у него бабушка ( подбор слов - признаков).
Мою бабушку зовут: Она:
Логопед: Ребята, а вы согласны со мной, что бабушки - наши помощницы? (Да). А почему? (Потому что очень часто родители заняты и вот тут - то у нас появляются помощницы - бабушки. Они нас накормят, напоят, поиграют с нами, а еще и позанимаются, чтобы речь наша была правильной и красивой).
Логопед: Сейчас я предлагаю стихи одного неизвестного поэта. Они очень веселые, а ребята поймут, почему.
- Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей). - Жучка будку не доела (булку)
Неохота, надоело. - Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это. - Поэт закончил строчку
В конце поставил бочку (точку).
(дети поправляют ошибки)
Логопед: Вопрос бабушкам. Почему поэт написал неправильно стихи? (Потому что он неправильно произносит звуки).
Логопед: Мы сейчас узнаем, что нужно делать в первую очередь, чтобы звуки появились. Для того, чтобы правильно, чисто выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка.
Проводится игра "Рыболов"
Подходят две пары - бабушка с ребенком к бутафорскому озеру, где плавают рыбки (условные обозначения артикуляционных упражнений). Ребенок удочкой (на леске магнит) вылавливает рыбку, показывает бабушке упражнение и вместе с бабушкой показывают его всем.
Логопед: Молодцы! Теперь и бабушки знают, что такое Артикуляционная гимнастика и как ее нужно выполнять.
Логопед:
Говорят, у бабушки руки не простые
Говорят, у бабушки руки золотые.
Я смотрю внимательно,
Подхожу поближе.
Вижу руки бабушки -
Золота не вижу.
Логопед: Почему руки бабушки можно назвать золотыми? (они многое умеют). Посмотрите на нашу выставку "Бабушкины руки". Чего тут только нет.
А руки ребят тоже многое умеют.
Пальчиковая гимнастика
"Смешные старушки"
Стояла изба в деревушке (рисуют в воздухе квадрат, сверху ладошками крышу) В ней жили смешные старушки (улыбаясь, держат концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок) Белье зашивали иголками (одна рука сжата в кулак, а другая имитирует шитье) Полы подметают метелками (одна рука сжата перед собой в кулак, другой машут) Солили волнушки в кадушках (пальцами имитируют засолку) И шли подремать на подушки (руки кладут под щеку, голову наклоняют набок)
Логопед: А сейчас поиграем в игру "Кто кого переговорит" - ребята бабушек или бабушки ребят. Предлагаются скороговорки:
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Жутко жуку сидится на суку.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Сшит колпак, связан колпак, да не по -колпаковски
- Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Логопед: Молодцы все друг друга переговорили.
Логопед: Бабушкины руки умеют все. Даже, если скоро праздник, то бабушка сможет вам наряд подобрать.
Игра "Бабушкины наряды"
(Звучит музыка, бабушки наряжают своих девочек нарядами из своего гардероба)
Логопед: Вот в таких красавиц превратили бабушки своих внучек. Теперь можно смело идти на праздник.
Логопед: А кто из детей и взрослых не верит в волшебство. Мы ждем его, затаив дыхание (показывает волшебную коробочку). А что в ней, мы узнаем, если один раз произнесем тихо, а другой раз громко волшебные слова:
Чок - чок - чок
Открывайся, сундучок!
(Дети и бабушки произносят сначала тихо, затем громко слова)
Сундучок открывается, и появляются предметы.
Проводится конкурс "Самая дорогая вещь в доме"
Дети рассказывают об этой вещи по плану:
- Что это
- Почему она дорога
- Где она у вас находится.
Логопед: Как много мы сегодня узнали интересного, пообщались. Думаю, что нашим бабушкам было интересно у нас, и они много узнали и будут продолжать нам помогать. Мы бабушкам вручаем рекомендации "Как выполнять домашние задания" (см. Приложение № 1)
Логопед: А сейчас мы даем слово бабушкам.
1. Мы благодарим вас, что нас пригласили на это занятие. Мы с удовольствием играли вместе с внуками. Узнали много полезного.
Мы пришли к вам не с пустыми руками, а с пирогами
Ну и мы вас угощаем
Угощаем всех ребят
И на чай вас приглашаем
В наш любимый детский сад.
(звучит музыка, дети идут в группу на чаепитие)
Приложение № 1
Рекомендации логопеда "Как выполнять домашние задания"
- Прежде, чем заниматься с ребенком, подготовьте все то, что может вам понадобиться (настенное большое зеркало, различные тематические картинки, различное лото, тетрадь, альбом и т. п. )
- Длительность занятий - не более 15 - 20 минут.
- Чтобы преодолеть нежелание некоторых детей заниматься, необходимо заинтересовать: "давай поиграем", создать положительный эмоциональный настрой.
- Некоторые задания можно выполнять по пути из детского сада домой (беседы), перед сном (чтение произведений), в повседневной деятельности (на кухне - закрепление знаний).
- Упражнения выполняйте в заданной последовательности.
- Не переутомляйте ребенка, не перегружайте информацией.
- Сохраняйте доброжелательный тон, с уважением относитесь к ребенку, даже, если что-то не получается.
- Хвалите как можно чаще, даже за незначительные успехи, вселяйте уверенность в силы ребенка.
- Пользуйтесь дополнительной литературой, если вас волнует развитие ребенка.
- Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!