Повышение профессиональной компетентности педагогов как важнейшее условие эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

Разделы: Работа с дошкольниками


Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье. Впервые в Законе “Об образовании” Российской Федерации сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Однако в настоящее время именно семья и семейные отношения подверглись негативным изменениям, члены семьи испытывают неуверенность в завтрашнем дне, страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Все это сказывается на невротизации взаимоотношений в семье. Именно такие негативные изменения зачастую искажают процесс социализации у ребенка, провоцируют нарушения его психического здоровья.

Поэтому, сегодня остро стоит вопрос о психологической поддержке семей, о практической помощи им. Эффективность практической помощи во многом определяется качеством подготовки педагогов. К сожалению, педагоги нашего дошкольного учреждения недостаточны были готовы к такому сотрудничеству с семьями воспитанников. Проведенные опросы показали, что педагоги недостаточно владеют практико- ориентированными методами по взаимодействию с семьей, недостаточно развиты коммуникативные навыки, существуют проблемы с решением конфликтных ситуаций. Важным условием успешного взаимодействия педагога с родителями является эмоциональное самочувствие самого педагога. Обследование эмоциональной сферы педагогов показало, что у 40% наблюдается первая стадия эмоционального “выгорания” – “напряжения”, характерными симптомами которого являются ощущения эмоциональной усталости, тревоги и депрессии, неудовлетворенность собой. Необходимость преодоления существующего положения послужило основанием для введения в работу с педагогами активных форм обучения, предусматривающими овладение знаниями по вопросам психологической помощи себе и семье, повышение уровня психолого – педагогической культуры, формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.

Мною была разработана образовательная программа для педагогов нашего учреждения, при этом ставилась цель: создать для семьи систему поддержки через педагогов, психолога и других специалистов детского сада, способных помочь детям и их родителям преодолевать конфликты, проблемы, трудности, снимать психо-эмоциональное напряжение, вырабатывать конструктивные способы коммуникации.

Для успешной реализации поставленной цели были сформированы базовые задачи:

  • Ознакомление педагогов с собственными личностными и психосоциальными особенностями, осознание их, проведение необходимой психологической коррекции качеств, мешающих эффективному выполнению профессиональных воспитательных и педагогических задач, и развитие ресурсов личности, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
  • Укрепление собственного психического и физического здоровья.
  • Обучение методам и техникам работы семьей.
  • Разработка, опробирование и внедрение новых подходов к работе с семьей.

В ходе реализации программы специалисты знакомились со стратегиями и тактиками проблеморазрешающего поведения, развивали способности воспринимать и оказывать поддержку семье. Основными методическими приемами являлись: обсуждение различных точек зрения, тренинговые игровые упражнения и задания, лекции, ролевые проигрывания семейных ситуаций, решение проблемных задач семейного воспитания, релаксации, медитации, самовнушения, обращение к личному опыту участников, эмпатическое и активное слушание, безоценочное принятие, беседы, использование невербальных ритуалов начала и конца занятия. Был разработан учебно-тематический план, рассчитанный на 72 учебных часа.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции практика
1. Обучение методам диагностики для проведения психолого-педагогического обследования семьи. 6 2 4 материалы диагностики
2. Социальная и коммуникативная компетентность педагога, как условие эффективности профессиональной деятельности. 6   6  
3. Обучение специалистов ДОУ инновационным методам работы с семьей. 12 6 6  
3.1. Пропаганда и формирование основ здорового образа жизни: понятие здоровья, аспекты здоровья, влияние стресса на здоровье. 12 6   Разработка комплекса физических упражнений для снятия стресса.
3.2. Обучение эффективным способам снятия психо- эмоционального напряжения.   6
4. “Конфликты” – ознакомление с проблеморазрешающими технологиями. 24 9 15 Реферат: “Мой путь к уверенности в себе”.
4.1 “Уверенность как условие личной безопасности” – психологическое айкидо в повседневной жизни. 12 4 8
4.2 Тренинг навыков проблеморазрешающего поведения. 6 2 4
4.3 Формирование и развитие “Я-концепции” 6 3 3
5. “Мир семьи в психологическом консультировании”. 18 12 6 Реферат
5.1 Семья как система, методы семейной психодиагностики, общение в семье, кризисы семьи 6 6  
5.2 Формы и методы гармонизации внутрисемейных отношений 12 6 6
6. Защита рефератов 6      
ИТОГО: 72 часа

После целенаправленной работы со специалистами позиция педагогов стала более гибкой и осознанной в выборе форм и методов при взаимодействии с семьями воспитанников. В настоящее время педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения разрабатывают и реализуют:

  • Индивидуальное консультирование (консультации проводятся врачом, медицинской сестрой, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физкультуре, инструктором по плаванию, воспитателем изобразительной деятельности, инструктор ЛФК).
  • Организация совместной деятельности детей и их родителей (такая форма работы полезна как детям, так и их родителям, например, домашние задания для выполнения всей семьей, совместные праздники).
  • Организация семинаров по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
  • Ознакомление родителей с методической литературой по интересующей их проблеме.
  • Психолого-педагогический консилиум, в котором участвуют родители (обсуждаются достижения ребенка и намечается дальнейшая работа с ним в семье).
  • Написание для родителей индивидуальных памяток, где раскрыты интересующие их вопросы.
  • Выпуск информационных газет, где представлены индивидуальные достижения ребенка.
  • Тренинги, на которых проигрываются различные жизненные ситуации.

Наиболее эффективной формой сотрудничества с семьями воспитанников, на мой взгляд, являются тренинги, так как проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Родители, вовлекаемые в игровой тренинг, начинают заново открывать для себя радость общения со своими детьми, учатся решать сложные житейские ситуации, отвечать на детские вопросы. Совместно с педагогом – психологом был разработан тренинг для родителей “Искусство быть родителем”. Он был рекомендован семьям, в которых есть характерные нарушения:

  • “отсутствие границ” между членами семьи;
  • наличие большого количества запретных тем, которые никогда не обсуждаются, но известны большинству членов семьи;
  • “эффект чтения мыслей”: члены семьи уверены, что знают мысли друг друга и другие должны их понимать, если они даже и не высказываются;
  • коммуникация в “треугольниках”;
  • противоречивая информация поступает по разным каналам коммуникации;
  • случаи девиантного поведения (домашнее воровство, убегание из дома и другие).

Работа в групповом тренинге предполагала освоение четырех разделов:

Первый раздел: “Ты и Я”. В этом разделе участники узнали о многообразии способов общения и смогли систематизировать их, освоили новые способы гармоничного общения с окружающими людьми, разработали индивидуальную модель взаимоотношений.

Второй раздел: “Какие мы родители?”. Мамы и папы узнали о многообразии детско-родительских отношений, овладели конструктивным диалогом с ребенком, разработали индивидуальную модель воспитания и общения с ребенком.

В разделе “Конфликты в семье” родители освоили алгоритм преодоления кризисов и конфликтов в семейных отношениях.

Раздел “Герб моей семьи” привел участников к размышлениям о семейных ценностях и обсуждению в семейном кругу их значимости.

Примерный тематический план тренинга

Название темы № занятия Задачи Основное содержание
“Ты и Я” 1.
  1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
  2. Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
  3. Ввести в коллективное понимание группы, готовность говорить об эмоциях и чувствах, познакомить с правилами поведения в группе.
  1. Презентация
  2. Ритуал приветствия.
  3. Упражнение на эмоциональный и физический “разогрев”:
    “Будем знакомы”
  4. “Мини-лекция: “Семь стилей взаимоотношений мужчины и женщины”.
  5. Методика “Мое письмо о супруге”.
  2.
  1. Помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми, сократить дистанцию в общении.
  2. Освоить на практике методику рефреминга, позволяющего отказаться от негативного восприятия и увидеть человека по-новому.
  3. Повышение самооценки у участников тренинга.
1. Упражнение – “ледокол”:
  • “Переправа”
  1. Мини лекция (продолжение): семь стилей взаимоотношений.
  2. Психологические упражнения:
  • “Эстафета чувств”
  • “Почувствовать другого”
  1. Релаксация “Здравствуй Я, мой любимый”.
  2. Домашнее задание: подумать, как вы обычно выражаете любовь, что делаете?
“Какие мы родители?” 1.
  1. Рассмотреть модель стилей родительства (по Я. Ньюбергер), и понять, какому стилю отдается предпочтение.
  2. Проверить эффективность привычной модели в воспитании детей, общении с ними.
  3. Осознать плюсы и минусы существующего типа поведения и быть готовым к его коррекции в случае необходимости.
  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнения – “ледоколы”:
  • “Легкий разговор”
  • “Пение песни”
  1. Психологическое упражнение:
  • “Мой стиль родительства”
  1. Обсуждение переживаний, вызванных упражнениями.
  2. Мини-лекция: “Типы родительского воспитания”.
  3. Инсценировка каждого типа.
  4. Домашнее задание: заполнить опросник “Никогда, изредка, часто…”
  2.
  1. Анализ семейных отношений и отображение их в визуальной форме.
  2. Развитие эмпатических способностей, умения услышать и понять другого, гибкость в восприятии.
  3. Сопоставление взрослого и детского взгляда на семейное воспитание. Обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях характерных для разных поколений семьи. Решить в чем каждая из сторон может измениться, чтобы чувствовать себя комфортнее, в детско-родительских отношениях.
  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнения – “ледоколы”:
  • “Семейное пятиборье”
  • “Вырвись из круга”
  1. Психологические упражнения:
  • “Десять родительских высот”
  • “Родительский форум”
  1. Обсуждение переживаний, вызванных упражнениями.
  2. Дискуссия: “Дети и языки любви”.
  3. Домашнее задание: заполнить таблицу “Семь значений ребенка в вашей жизни”.
“Конфликты в семье” 1.
  1. Научить справляться с тяжелыми чувствами и умению найти способ примерения с противоположной стороной в конфликте.
  2. Предоставить проблему как амбивалентное явление: с одной стороны – осложняющее жизнь, с другой – подталкивающее к поиску эффективных решений.
  1. Ритуал приветствия.
  2. Психологические упражнения:
  • “Война и мир”
  • “Зеркало”
  1. Обсуждение переживаний, вызванных упражнениями.
  2. Мини-лекция:
  • “Стили общения” (Вирджиния Сатир).
  1. Ролевая игра (обыграть все стили общения).
  2.
  1. Представить конфликт в метафорической форме и отыграть с участниками тренинга способы выхода из кризисной ситуации.
  2. Научиться справляться с тяжелыми чувствами и находить способ примирения с противоположной стороной конфликта.
  3. Тренировать подвижность мышления, самостоятельность и способность к самообладанию в кризисной ситуации.
  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнения – “ледоколы”:
  • “Дракон-самоед”
  • “Пройди через кольцо”
  1. Психологические упражнения:
  • “Разрешение конфликтов”
  • “Никаких неудачников”
  1. Мини-лекция:
  • “Конфликт – это искусство”.
  1. Домашнее задание: дать возможность высказаться на волнующую тему или помолчать (по десять минут каждому).
“Герб моей семьи”

1.
  1. Проявить в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.
  2. Потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики.
  1. Ритуал приветствия.
  2. Психологические упражнения:
  • “Герб семьи”
  • “Семейное пространство”
  • “Семейный ритуал”
  1. Беседа: “Семь уровней согласования семейных отношений”.
  2.
  1. Стимулирование размышлений о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости.
  2. Вызывать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.
  3. Проявить в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей.
  1. Ритуал приветствия.
  2. Психологические упражнения:
  • “Семейная фотография”
  • “Десять заповедей нашей семьи”
  1. Моделирование желаемых отношений (попробовать согласовать образ семейных отношений).
  2. Домашнее задание: совместно с партнером заполнить таблицу:
  • Образ семьи в жизни женщины.
  • Образ семьи в жизни мужчины.

Занятия проходили в атмосфере родственного тепла, заботы и поддержки. Родители проявляли готовность к положительным эмоциональным контактам. Были сформированы коммуникативные навыки, желание сотрудничать, открыто говорить о проблемах. В ходе тренинга родители обменивались своим опытом, размышляли о семейных ценностях, учились вербально выражать чувства и состояния, развивать эмпатию по отношению друг к другу, умение услышать и понять другого. К окончанию тренинга, каждая семья, участвующая в работе, нарисовали свой герб, выбрали девиз. Было сформировано понятие, что каждая семья – это объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами, чувство гордости от принадлежности к ней.

Таким образом, предлагаемая мною программа повышения профессиональной компетентности педагогов показала свою эффективность. Развивающий эффект занятий проявился в повышении уровня профессиональной и коммуникативной компетентности сотрудников, творческому отношению к выбору форм и методов в работе с семьями воспитанников. Изменилась позиция педагога в общении с родителями, он не столько воспитывает, сколько учит жить общей для семьи жизнью. Педагоги стали более эффективно регулировать свое состояние, снимать психо-эмоциональное напряжение, корректировать отношение в семьях воспитанников. Несомненно, что такая форма работы с педагогами повлияла не только на педагогическое мастерство, но и на изменение профессионального самосознания педагогов, что способствовало появлению у них нового отношения к своей деятельности, ребенку, как самоценной личности и его семье.