Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье. Впервые в Законе “Об образовании” Российской Федерации сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Однако в настоящее время именно семья и семейные отношения подверглись негативным изменениям, члены семьи испытывают неуверенность в завтрашнем дне, страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Все это сказывается на невротизации взаимоотношений в семье. Именно такие негативные изменения зачастую искажают процесс социализации у ребенка, провоцируют нарушения его психического здоровья.
Поэтому, сегодня остро стоит вопрос о психологической поддержке семей, о практической помощи им. Эффективность практической помощи во многом определяется качеством подготовки педагогов. К сожалению, педагоги нашего дошкольного учреждения недостаточны были готовы к такому сотрудничеству с семьями воспитанников. Проведенные опросы показали, что педагоги недостаточно владеют практико- ориентированными методами по взаимодействию с семьей, недостаточно развиты коммуникативные навыки, существуют проблемы с решением конфликтных ситуаций. Важным условием успешного взаимодействия педагога с родителями является эмоциональное самочувствие самого педагога. Обследование эмоциональной сферы педагогов показало, что у 40% наблюдается первая стадия эмоционального “выгорания” – “напряжения”, характерными симптомами которого являются ощущения эмоциональной усталости, тревоги и депрессии, неудовлетворенность собой. Необходимость преодоления существующего положения послужило основанием для введения в работу с педагогами активных форм обучения, предусматривающими овладение знаниями по вопросам психологической помощи себе и семье, повышение уровня психолого – педагогической культуры, формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.
Мною была разработана образовательная программа для педагогов нашего учреждения, при этом ставилась цель: создать для семьи систему поддержки через педагогов, психолога и других специалистов детского сада, способных помочь детям и их родителям преодолевать конфликты, проблемы, трудности, снимать психо-эмоциональное напряжение, вырабатывать конструктивные способы коммуникации.
Для успешной реализации поставленной цели были сформированы базовые задачи:
- Ознакомление педагогов с собственными личностными и психосоциальными особенностями, осознание их, проведение необходимой психологической коррекции качеств, мешающих эффективному выполнению профессиональных воспитательных и педагогических задач, и развитие ресурсов личности, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
- Укрепление собственного психического и физического здоровья.
- Обучение методам и техникам работы семьей.
- Разработка, опробирование и внедрение новых подходов к работе с семьей.
В ходе реализации программы специалисты знакомились со стратегиями и тактиками проблеморазрешающего поведения, развивали способности воспринимать и оказывать поддержку семье. Основными методическими приемами являлись: обсуждение различных точек зрения, тренинговые игровые упражнения и задания, лекции, ролевые проигрывания семейных ситуаций, решение проблемных задач семейного воспитания, релаксации, медитации, самовнушения, обращение к личному опыту участников, эмпатическое и активное слушание, безоценочное принятие, беседы, использование невербальных ритуалов начала и конца занятия. Был разработан учебно-тематический план, рассчитанный на 72 учебных часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | практика | ||||
1. | Обучение методам диагностики для проведения психолого-педагогического обследования семьи. | 6 | 2 | 4 | материалы диагностики |
2. | Социальная и коммуникативная компетентность педагога, как условие эффективности профессиональной деятельности. | 6 | 6 | ||
3. | Обучение специалистов ДОУ инновационным методам работы с семьей. | 12 | 6 | 6 | |
3.1. | Пропаганда и формирование основ здорового образа жизни: понятие здоровья, аспекты здоровья, влияние стресса на здоровье. | 12 | 6 | Разработка комплекса физических упражнений для снятия стресса. | |
3.2. | Обучение эффективным способам снятия психо- эмоционального напряжения. | 6 | |||
4. | “Конфликты” – ознакомление с проблеморазрешающими технологиями. | 24 | 9 | 15 | Реферат: “Мой путь к уверенности в себе”. |
4.1 | “Уверенность как условие личной безопасности” – психологическое айкидо в повседневной жизни. | 12 | 4 | 8 | |
4.2 | Тренинг навыков проблеморазрешающего поведения. | 6 | 2 | 4 | |
4.3 | Формирование и развитие “Я-концепции” | 6 | 3 | 3 | |
5. | “Мир семьи в психологическом консультировании”. | 18 | 12 | 6 | Реферат |
5.1 | Семья как система, методы семейной психодиагностики, общение в семье, кризисы семьи | 6 | 6 | ||
5.2 | Формы и методы гармонизации внутрисемейных отношений | 12 | 6 | 6 | |
6. | Защита рефератов | 6 | |||
ИТОГО: | 72 часа |
После целенаправленной работы со специалистами позиция педагогов стала более гибкой и осознанной в выборе форм и методов при взаимодействии с семьями воспитанников. В настоящее время педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения разрабатывают и реализуют:
- Индивидуальное консультирование (консультации проводятся врачом, медицинской сестрой, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физкультуре, инструктором по плаванию, воспитателем изобразительной деятельности, инструктор ЛФК).
- Организация совместной деятельности детей и их родителей (такая форма работы полезна как детям, так и их родителям, например, домашние задания для выполнения всей семьей, совместные праздники).
- Организация семинаров по проблемам воспитания и обучения детей в семье.
- Ознакомление родителей с методической литературой по интересующей их проблеме.
- Психолого-педагогический консилиум, в котором участвуют родители (обсуждаются достижения ребенка и намечается дальнейшая работа с ним в семье).
- Написание для родителей индивидуальных памяток, где раскрыты интересующие их вопросы.
- Выпуск информационных газет, где представлены индивидуальные достижения ребенка.
- Тренинги, на которых проигрываются различные жизненные ситуации.
Наиболее эффективной формой сотрудничества с семьями воспитанников, на мой взгляд, являются тренинги, так как проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Родители, вовлекаемые в игровой тренинг, начинают заново открывать для себя радость общения со своими детьми, учатся решать сложные житейские ситуации, отвечать на детские вопросы. Совместно с педагогом – психологом был разработан тренинг для родителей “Искусство быть родителем”. Он был рекомендован семьям, в которых есть характерные нарушения:
- “отсутствие границ” между членами семьи;
- наличие большого количества запретных тем, которые никогда не обсуждаются, но известны большинству членов семьи;
- “эффект чтения мыслей”: члены семьи уверены, что знают мысли друг друга и другие должны их понимать, если они даже и не высказываются;
- коммуникация в “треугольниках”;
- противоречивая информация поступает по разным каналам коммуникации;
- случаи девиантного поведения (домашнее воровство, убегание из дома и другие).
Работа в групповом тренинге предполагала освоение четырех разделов:
Первый раздел: “Ты и Я”. В этом разделе участники узнали о многообразии способов общения и смогли систематизировать их, освоили новые способы гармоничного общения с окружающими людьми, разработали индивидуальную модель взаимоотношений.
Второй раздел: “Какие мы родители?”. Мамы и папы узнали о многообразии детско-родительских отношений, овладели конструктивным диалогом с ребенком, разработали индивидуальную модель воспитания и общения с ребенком.
В разделе “Конфликты в семье” родители освоили алгоритм преодоления кризисов и конфликтов в семейных отношениях.
Раздел “Герб моей семьи” привел участников к размышлениям о семейных ценностях и обсуждению в семейном кругу их значимости.
Примерный тематический план тренинга
Название темы | № занятия | Задачи | Основное содержание |
“Ты и Я” | 1. |
|
|
2. |
|
1. Упражнение – “ледокол”:
|
|
“Какие мы родители?” | 1. |
|
|
2. |
|
|
|
“Конфликты в семье” | 1. |
|
|
2. |
|
|
|
“Герб моей семьи” | 1. |
|
|
2. |
|
|
Занятия проходили в атмосфере родственного тепла, заботы и поддержки. Родители проявляли готовность к положительным эмоциональным контактам. Были сформированы коммуникативные навыки, желание сотрудничать, открыто говорить о проблемах. В ходе тренинга родители обменивались своим опытом, размышляли о семейных ценностях, учились вербально выражать чувства и состояния, развивать эмпатию по отношению друг к другу, умение услышать и понять другого. К окончанию тренинга, каждая семья, участвующая в работе, нарисовали свой герб, выбрали девиз. Было сформировано понятие, что каждая семья – это объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами, чувство гордости от принадлежности к ней.
Таким образом, предлагаемая мною программа повышения профессиональной компетентности педагогов показала свою эффективность. Развивающий эффект занятий проявился в повышении уровня профессиональной и коммуникативной компетентности сотрудников, творческому отношению к выбору форм и методов в работе с семьями воспитанников. Изменилась позиция педагога в общении с родителями, он не столько воспитывает, сколько учит жить общей для семьи жизнью. Педагоги стали более эффективно регулировать свое состояние, снимать психо-эмоциональное напряжение, корректировать отношение в семьях воспитанников. Несомненно, что такая форма работы с педагогами повлияла не только на педагогическое мастерство, но и на изменение профессионального самосознания педагогов, что способствовало появлению у них нового отношения к своей деятельности, ребенку, как самоценной личности и его семье.