Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Последовательность прохождения процесса выглядит так: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия(самоанализ собствен- ной деятельности).Я бы хотела рассказать о способах оптимизации учебной деятельности через коллективную деятельность, которые я применяю на уроках английского языка.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность прописано в стандарте среднего ( полного ) общего образования.
Почему же именно коллективная деятельность? Это продиктовано необходимостью вовлечения всех учащихся в активную продуктивную работу. Преподавание в классах с большим количеством учащихся: 20–24 человека затрудняет достижение этой цели. К тому же коллективная деятельность решает и проблему дифференцированного подхода, что немаловажно для групп с разным владением языка , с разной мотивацией обучения.
Психологи выяснили, что совместная деятельность, в том числе и учебная, в большой мере способствует повышению познавательной активности за счёт 2 составляющих. Во-первых – это соперничество. Именно в коллективе рождается желание выделиться, вырваться вперёд, показать свои способности. Это двигает процесс вперёд. Во-вторых – это возможность посоветоваться. Рождается чувство уверенности, когда есть поддержка единомышленников. Всё это сказывается на желании узнать и сделать больше, познать глубже.
Умелая организация коллективной деятельности позволяет объединять учащихся в зависимости от поставленных задач, как в однородные, так и разноуровневые группы, делает работу более интересной для учащихся, а значит способствует разнообразию их деятнльности, повышению их творческой активности, удовлетворённости своими результатами следовательно стимулирует познавательную активность.
Как положительный момент можно отметить и тот факт, что в процессе коллективной деятельности происходит как самообучение, так и взаимообучение учащихся.
Я приведу примеры заданий, которые мы выполняем на уроках английского языка. Задание на выявление причинно-следственных связей при детальном чтении текста по Страноведению. Сравниваем США, Австралию, Великобританию и Россию. Соответственно делим на 4 группы. Выявите причины почему:
– путешествуя на скором поезде со скоростью 96 км\ч за 45 часов вы пересечёте всю страну.
– Великобритания имеет плодородные земли.
– Рыба и морепродукты очень популярны в Великобритании.
– Когда в Лос-Анжелесе 9 утра, в Нью-Йорке полдень.
– Водные виды спорта популярны в США.
– В России представлены почти все типы ландшафтов.
– Рыбная промышленность является одной из самых важных для Британии.
Следующее задание. Сделайте таблицу, где выписываете отдельные черты характера, присущие различным нациям; русским, американцам, британцам. Какие черты их отличают друг от друга, какие -объединяют. Назовите причины, которые привели к их возникновению. Здесь мы учимся обобщать и сравнивать.
Обсуждаем достоинства и недостатки нашего посёлка. Выслушиваем каждую группу и выводим общий текст, который отражает мнение всего коллектива . Все внесли свою лепту. А поскольку речь идёт о близкой каждому ученику теме, то работа по-настоящему увлекает ребят.
Достоинства и недостатки разных способов путешествий тоже благодатная тема для коллективной деятельности. Сравнивая работу нескольких групп мы в итоге получаем наиболее полную картину.
Рисуем портрет идеального друга. Зачитываем вслух получившиеся работы и выясняем, кого же мы считаем идеальным другом.
Конечно, в процессе этих заданий мы развиваем творческое мышление, инициативность. Расширяем кругозор, но в то же время решаем вполне практические задачи : развиваем речь, отрабатываем различные грамматические навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и изложить проблему, развивает критическое мышление, анализ и логику.