Цель: Познакомить учащихся с многообразием грибов
Задачи:
- Выделить группы съедобных и несъедобных.
- Сформулировать правила сбора грибов.
- Развивать воображение, внимание, мышление, речь.
- Расширять кругозор.
- Формировать умение работать в парах.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Шампиньоны, фрагменты иллюстраций грибов, изображения грибов: мухоморы, опята (+ложные), лисички (+ложные), белый гриб, подосиновик, подберёзовик, плесневые, гриб-зонт, гриб-баран, карточки "съедобные", "несъедобные", название темы "Эти удивительные грибы:", корзина для грибов
Ход урока
Орг. момент
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Повторение изученного
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Что мы относим к неживой природе?
- Кого мы относим к живой природе?
Объявление темы, цели и задач урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной группой живых организмов
Наш урок начну с загадки, отгадав её, вы узнаете, что мы сегодня будем изучать.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
- Сегодня мы с вами отправимся за грибами. Кто знает, где они растут?
- Знаете ли вы, где растут грибы? Как они растут? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные?
Работа по теме урока. Путешествие в лес
- Сейчас мы отправимся в лес, закрываем глаза (аудиозапись " Голоса леса "), включаем воображение, вспоминаем лето, пение птиц, видим высокие сосны, стройные берёзки, пушистые ели, кустарники, травы.
На пригорке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
На доске тема: "Эти удивительные грибы:".
- Кто из вас когда-нибудь собирал в лесу грибы?
- Какие правила нужно знать, чтобы стать хорошим грибником?
- Отправляемся собирать грибы:
Мухомор
- А этот, наверное, самый вкусный, он такой красивый! (Кладу в корзину)
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придётся,
Пусть мухам на гибель
В лесу остаётся!
- А вы знаете, что у мухомора может быть и белая шляпка? У всех мухоморов обязательно есть бородавки, по ним мы легко сможем его узнать.
Это интересно:
- Есть разновидность мухомора, который можно употреблять в пищу, но распознать съедобный мухомор может только специалист, поэтому мы, чтобы не ошибиться, отнесём этот гриб к "несъедобным"
- Вижу вы хорошие грибники, помогите мне разобраться с другими грибами.
Белый гриб (боровик)
Это интересно:
Боровик редко растёт в одиночку. Если нашли один гриб, где-то недалеко нужно искать ещё.
Вот и гриб-боровик,
И красив он и велик-
В тёмной шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
- В какую группу отнесём? (к съедобным). Кладём в корзинку!
Подосиновик
Назвали его так потому, что он часто растёт под осинками.
Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.
Он в осиннике родился,
Как в траве не притаился,
Всё равно его найдём:
Шляпка красная на нём.
Подберёзовик
Часто растёт под берёзками.
Лета первая примета:
Под берёзой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
Сыроежки с разноцветными шляпками.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай-
Это:(сыроежки).
Опята
А вот весёлые ребята -
Тонконогие опята -
Притаились возле пня
И кричат: "Ищи меня!"
- Давайте сравним съедобные и ложные опёнки.
- Отличительный признак ложных опят - отсутствие на ножке кольца из остатков плёнки (юбочки), более яркая окраска шляпки, зеленоватые пластинки под шляпкой.
Лисички
- У лисичек тоже есть "двойники" Рассматриваем отличительные особенности съедобных и ложных лисичек.
Бледная поганка
В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки - сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом.
По счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. На шляпке у нее белые обрывочки, а на ножке воротничок.
Первичное закрепление
- Посмотрите на доску. Мы грибы разделили на две группы. Какие? (Съедобные и несъедобные или ядовитые).
- Как вы считаете, нужно ли людям знать грибы? Зачем?
Вывод. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут.
- Грибы - настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.
Физкультминутка
По тропинке в лес пойдём,
Муравейник обойдём,
Перепрыгнем ручеёк
И присядем на пенёк.
Посидим, отдохнём
И опять пойдём.
Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок.
Строение гриба
- Отгадайте загадку:
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся. (Гриб)
- Что такое грибница?
(Демонстрация муляжа гриба с грибницей)
- Почему нельзя при сборе грибов вырывать их из земли? (можно повредить грибницу)
Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет. Гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы.
- Рассмотрим строение шляпочного гриба.
Из каких частей состоит гриб?
Практическая работа в парах
- Рассмотрите грибы, которые лежат у вас на партах.
- Какие части вы увидели? (Шляпка, ножка)
- Какая часть отсутствует? Почему?
Это интересно:Грибы-невидимки
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба - это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое - опять грибы, испортилось яблоко - и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы - хлебопеки, грибы - сыровары, грибы - маслоделы, грибы - пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок - хлебопек. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь
( На доске появляются изображения )
Есть и необычные грибы: гриб-баран, гриб-зонт: (Обсуждается происхождение названий)
Закрепление
- Кто может назвать грибы, которые мы собрали? (Дети показывают и называют грибы).
Работа в парах
Учитель раздаёт конверты с разрезанными картинками грибов.
Каждая пара получает один конверт, один клей, один лист белой бумаги.
Учитель. Необходимо узнать гриб, собрать его, аккуратно наклеить на лист, определить к какой группе он относится (съедобный или несъедобный)
(Звучат звуки леса, дети работают в парах).
После завершения работы, представитель каждой пары показывает собранный гриб и крепит на доску в группу съедобных или ядовитых (несъедобных).
Подведение итога урока
- О каких живых организмах говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Что показалось особенно интересным?
- Понравилось работать в паре?
- Что помогало в работе в парах?
- Кто же лучший грибник в классе? (лучшим грибникам выдаются медальки)
Орг. конец занятия