Цели:
- создать кроссворд в среде Microsoft Excel 2003;
- сформировать умения использовать логические функции для проверки ответов и выставления оценки за разгаданный кроссворд;
- воспитывать волю и настойчивость для достижения намеченных результатов при создании кроссворда;
- развивать творческие способности обучающихся, навыки самоконтроля.
Ход урока
I. Организационная часть. Сообщение темы и цели практикума.
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
III. Инструктирование обучающихся по выполнению заданий практикума.
Инструкция раздается в виде памятки каждой группе обучающихся.
Пошаговая инструкция по созданию кроссворда:
1. На первой странице (Лист 1) разместите сетку кроссворда. Переименуйте лист, назовите его Кроссворд.
Ширину ячеек установите с помощью действий:
выделить диапазон Формат Столбец Ширина 3,5.
2. Сделайте границы для ячеек кроссворды:
Формат Ячейки Граница
Одновременно, поскольку группы необходимых ячеек выделены, установите для них цвет заливки и снимите защиту ячеек. Для снятия защиты при выделенных ячейках нажмите клавиши Ctrl + 1 или в главном меню Excel выберите: Формат Ячейки… В диалоговом окне Формат ячейки выберите вкладку Защита и снимите галочку Защищаемая ячейка.
3. Заполните кроссворд правильными ответами, для того, чтобы легче было работать с формулами по проверки правильных ответов. По окончанию работы кроссворд необходимо очистить.
4. С помощью объекта WordArt сделайте заголовок кроссворда, вставьте картинки по теме кроссворда.
5. На этой же странице разместите вопросы кроссворда и оформите ячейки, где будет отображаться количество отгаданных слов и выставляться оценка
6. Выделите диапазон, в котором находится кроссворд, и скопируйте его. Запомните ячейку, с которой начали выделять диапазон.
7. На странице Лист 2 вставьте скопированный диапазон в ту ячейку, с которой выделяли диапазон на первом листе. Переименуйте второй лист и назовите его Результат.
8. С помощью скопированного кроссворда проверяется правильность угаданных букв в слове. Для этого в любую ячейку содержащую букву вставляется функция ЕСЛИ, например
=ЕСЛИ(Лист1!D11="А";"1";"0")
Остальные ячейки заполняете, используя маркер Автозаполнения. В полученных формулах меняете только букву из отгадываемого слова.
Для вставки формулы найдите значок
В главном меню щелкните
Вставка Категория – логические функции ЕСЛИ
Таким образом, если буква ответа совпадет с эталонной в ячейке с формулой будет единица, в противном случае – ноль.
9. Ниже кроссворда с формулами (расположение не имеет значения) расположите формулы оценивающие правильность слов целиком. Если слово угадано верно, то все соответствующие его буквам формулы будут равны единице. Следовательно, будет равно единице произведение всех этих ячеек. Если хотя бы одна буква не совпадет, произведение будет равно нулю. Для ввода формулы произведения воспользуйтесь мастером формул.
В главном меню щелкните Вставка Категория – математические ПРОИЗВЕД
10. В произвольную ячейку на этом же листе ввести формулу для подсчета суммы, полученных нулей и единиц:
В главном меню щелкните Вставка Категория – математические СУММ
Полученная сумма будет отражать количество правильно отгаданных слов в кроссворде.
11. На первом листе в ячейку 1 (см. рис. 1) введите формулу =Лист2!M50, в которой ячейка М50, расположенная на листе Результат, содержит количество правильно отгаданных слов.
На первом листе в ячейку 2 (см. рис. 1) введите формулу для выставления оценки:
Пример:
=ЕСЛИ(С50>=18;5;(ЕСЛИ(С50>=15;4;(ЕСЛИ(С50>=7;3;”В следующий раз получится!”))))), если в вашем кроссворде 20 слов. Ячейка С50 на листе Кроссворд отображает количество правильно отгаданных слов.
12. На втором листе можно использовать две копии кроссворда: сначала проверить буквы
( =ЕСЛИ(Лист1!D11="А";"А";"?"), о потом посчитать количество слов.
13. Скройте последний лист Результат.
Выберите корешок скрываемого листа и в главном меню выберите:
Формат Лист Скрыть.
14. Можно защитить паролем книгу: Сервис Защита Защитить книгу…
15. Удалите ответы на оставшемся листе Кроссворд и защитите лист:
Сервис Защита Защитить лист…
16. Сохраните готовый документ.
IV. Выполнение заданий в группах. Кроссворды обучающиеся выбирают произвольные.
V. Проверка и демонстрация полученных результатов. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)