Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Задачи урока:
- Образовательная: формирование умений сравнивать цели и задачи участников крестовых походов
- Развивающая: выделять причины и последствия крестовых походов
- Воспитательная: развитие умения отбирать положительный и отрицательный опыт истории для современного поколения; развитие чувства толерантности.
Тип урока: изучение нового материала
.Методы обучения: лекция с элементами эвристической беседы
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- электронная презентации
- учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской "История средних веков"
Ход урока
1. Актуализация знаний: блиц-опрос в виде тестовых вопросов
Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?
- 1095 г.
- 1054 г.
- 988 г.
Выберите правильное определение понятия "церковная десятина"?
- Плата государства церкви
- Особый налог на содержание храмов и духовенства
- Часть доходов церкви, которую она платила государству
Что такое индульгенция?
- Грамота о прощении грехов
- Проклятие, которое посылал папа императору
- Союз между папой и императором
Какой из этих монашеских орденов назывался "нищенствующим"?
- Францисканский
- Бенедиктинский
- Цистерианский
- Капуцинов
Как назывался церковный суд для преследования ереси?
- Информатизация
- Инфляция
- Инквизиция
Как называли противника господствующего вероучения церкви?
- Аббат
- Еретик
- Монах
2. Объяснение нового материала.
На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Византия запросила помощи у Запада. В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Подобных походов будет несколько они войдут в историю под названием "Крестовых"
- Почему были организованы Крестовые походы?
Работа с презентацией (просмотр слайдов 1,2 и последующая беседа) <приложение 1>
- Для чего папа призывал участвовать в походе христиан? (выступить против "неверных")
- Что обещал пап Урбан II всем участникам похода в г. Иерусалим? (отпущение грехов, богатство, трофеи в изобилии)
- Чем привлекали участников похода эти земли? ("Земля та течет молоком и медом:")
Дальнейший просмотр презентации.
- Какие слои населения приняли участие в первом Крестовом походе? (это были бедные люди и рыцари)
- Что заставило этих людей отправиться в поход? ( Бедные люди шли потому, что в Европе были в то время неурожаи, рыцари - для обогащения.)
- Как вели себя участники похода по отношению к местным жителям (иудеям)? (Очень жестоко, они убивали их, грабили и все, что хотели забирали себе.)
- Из каких государств Европы были участники похода? (Из Франции, Англии, Фландрии, Лотарингии:)
Работа с картой.
- Каким знаком на карте обозначен первый Крестовый поход? (Стрелочкой )
- Жители каких государств приняли участие в первом крестовом походе? Покажите эти государства на карте. (Франции, Германии, Италии)
- Покажите путь участников похода.
Со вторым и третьим походом учащиеся знакомятся, просматривая слайды № 11, 12
Четвертый поход изучается на основе презентации (слайды № 13, 14) и исторических источников:
Осада и взятие Константинополя латинами (1024 г.). Ограбление храмов в Константинополе.
Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..
Поведение крестоносцев в Константинополе
: всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы - плачущими, богатые - нищими. Так - на площадях; так - в закоулках; так - в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!
Таким-то образом: беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!...
:неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных, и в посмеяниях над римскими обычаями:каждый день они пьянствовали и объедались
Как встретили жители Константинополя пришельцев? (С крестами и святыми изображениями Христа)
Как вели себя крестоносцы? (Устроили пожар в городе, разграбили храмы, жилые дома, пьянствовали:)
Сообщение учащегося о Детских крестовых походах.
Остальные походы рассматриваются с целью ознакомления. (Слайды № 16-20)
Рассматривая слайд № 21, ученики делают вывод о том, какие государства были созданы крестоносцами и насколько они были сильны.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п.6 параграфа 23 учебника и ответить на вопрос:
Каковы последствия и итоги Крестовых походов?
3. Закрепление изученного на уроке.
Заполнить таблицу в тетради, пользуясь слайдом № 24.
4. Домашнее задание.
- Прочитать параграф 23
- Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме "Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы".
Литература.
- Большая школьная энциклопедия т.2 (С. Исмаилова)
- О.В. Арасланова "Поурочные разработки по истории средних веков". Москва "ВАКО" 2004
- В.Е. Степанова, А.Я. Шевченко "Хрестоматия. История средних веков (V - XVвв.) Часть I - М., 1980
Ресурсы.
- http://geopolitika.narod.ru/New/vtor.htm
- http://www.excurs.ru/history/Krestpohod.htm
- http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011806/1011806a1.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/