Крестовые походы (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.

Задачи урока:

  • Образовательная: формирование умений сравнивать цели и задачи участников крестовых походов
  • Развивающая: выделять причины и последствия крестовых походов
  • Воспитательная: развитие умения отбирать положительный и отрицательный опыт истории для современного поколения; развитие чувства толерантности.

Тип урока: изучение нового материала

.Методы обучения: лекция с элементами эвристической беседы

Оборудование:

Ход урока

1. Актуализация знаний: блиц-опрос в виде тестовых вопросов

Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

  • 1095 г.
  • 1054 г.
  • 988 г.

Выберите правильное определение понятия "церковная десятина"?

  • Плата государства церкви
  • Особый налог на содержание храмов и духовенства
  • Часть доходов церкви, которую она платила государству

Что такое индульгенция?

  • Грамота о прощении грехов
  • Проклятие, которое посылал папа императору
  • Союз между папой и императором

Какой из этих монашеских орденов назывался "нищенствующим"?

  • Францисканский
  • Бенедиктинский
  • Цистерианский
  • Капуцинов

Как назывался церковный суд для преследования ереси?

  • Информатизация
  • Инфляция
  • Инквизиция

Как называли противника господствующего вероучения церкви?

  • Аббат
  • Еретик
  • Монах

2. Объяснение нового материала.

На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.  Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Византия запросила помощи у Запада.  В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Подобных походов будет несколько они войдут в историю под названием "Крестовых"

  • Почему были организованы Крестовые походы?

Работа с презентацией (просмотр слайдов 1,2 и последующая беседа) <приложение 1>

  • Для чего папа призывал участвовать в походе христиан? (выступить против "неверных")
  • Что обещал пап Урбан II всем участникам похода в г. Иерусалим? (отпущение грехов, богатство, трофеи в изобилии)
  • Чем привлекали участников похода эти земли? ("Земля та течет молоком и медом:")

Дальнейший просмотр презентации.

  • Какие слои населения приняли участие в первом Крестовом походе? (это были бедные люди и рыцари)
  • Что заставило этих людей отправиться в поход? ( Бедные люди шли потому, что в Европе были в то время неурожаи, рыцари - для обогащения.)
  • Как вели себя участники похода по отношению к местным жителям (иудеям)? (Очень жестоко, они убивали их, грабили и все, что хотели забирали себе.)
  • Из каких государств Европы были участники похода? (Из Франции, Англии, Фландрии, Лотарингии:)

Работа с картой.

  • Каким знаком на карте обозначен первый Крестовый поход? (Стрелочкой )
  • Жители каких государств приняли участие в первом крестовом походе? Покажите эти государства на карте. (Франции, Германии, Италии)
  • Покажите путь участников похода.

Со вторым и третьим походом учащиеся знакомятся, просматривая слайды № 11, 12

Четвертый поход изучается на основе презентации (слайды № 13, 14) и исторических источников:

Осада и взятие Константинополя латинами (1024 г.). Ограбление храмов в Константинополе.

Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..

Поведение крестоносцев в Константинополе

: всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы - плачущими, богатые - нищими. Так - на площадях; так - в закоулках; так - в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!

Таким-то образом: беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!...

:неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных, и в посмеяниях над римскими обычаями:каждый день они пьянствовали и объедались

Как встретили жители Константинополя пришельцев? (С крестами и святыми изображениями Христа)

Как вели себя крестоносцы? (Устроили пожар в городе, разграбили храмы, жилые дома, пьянствовали:)

Сообщение учащегося о Детских крестовых походах.

Остальные походы рассматриваются с целью ознакомления. (Слайды № 16-20)

Рассматривая слайд № 21, ученики делают вывод о том, какие государства были созданы крестоносцами и насколько они были сильны.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п.6 параграфа 23 учебника и ответить на вопрос:

Каковы последствия и итоги Крестовых походов?

3. Закрепление изученного на уроке.

Заполнить таблицу в тетради, пользуясь слайдом № 24.

 4. Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 23
  • Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме "Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы".

Литература.

  1. Большая школьная энциклопедия т.2 (С. Исмаилова)
  2. О.В. Арасланова "Поурочные разработки по истории средних веков". Москва "ВАКО" 2004
  3. В.Е. Степанова, А.Я. Шевченко "Хрестоматия. История средних веков (V - XVвв.) Часть I - М., 1980

Ресурсы.

  • http://geopolitika.narod.ru/New/vtor.htm
  • http://www.excurs.ru/history/Krestpohod.htm
  • http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011806/1011806a1.htm
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/