Цели:
- Расширить понятие о труде как постоянной заботе о людях, о себе.
- Показать значение человека как труженика, умельца, мастера своего дела.
- Познакомить с представителями разных профессий и результатами их труда.
- Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношения к продуктам труда, уважение к людям труда и их профессиям.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
- Кто создал всё, что нас окружает, - дома, машины, одежду?
- Сегодня мы поговорим о профессиях. Прочитайте тему на доске.
2. Все профессии нужны, все профессии важны.
- Что такое профессия?
- Значение слова НУЖНЫЙ.
- Значение слова ВАЖНЫЙ.
- Обсуждение значения слов профессия, нужный, важный.
- Использование толкового словаря С.И. Ожегова.
- Профессия - основной вид трудовой деятельности человека.
- Нужный – требующийся, необходимый.
- Важный – имеющий особое значение, значительный.
- Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем)
3. Работа с пословицами.
Работа в группах. На карточках напечатаны пословицы. Прочитайте пословицы в группе. Обсудите их. Выберите и отметьте только пословицы о труде.
1. Труд создал человека.
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Наскоро делать – переделывать.
4. Труд кормит и одевает.
- Объясните эти пословицы. Как их можно связать со словами: Все профессии нужны, все профессии важны.
Сочинения – рассуждения детей над пословицами.
Выступления учащихся.
Вы хорошо знаете, что каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.
4. Игра “Угадай профессию”.
- Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
Он опускается в забой
Его работа под землей. (Шахтер)Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка! (Слесарь)Шью я курки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я портниха.Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.Строю дом и детский сад
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его строитель.Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
5. Стихи о людях других профессий.
Учитель:
Вышло солнышко недавно,
Растопив на окнах лёд
К нам Марина Ивановна
Из учительской идёт.
В первый раз она, робея,
На урок пришла сюда.
Малыши сдружились с нею.
Класс вести она умеет –
Ничего, то молода.
Ветеринарный врач:
Я подумал вот о чём:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно - мы заплачем,
Разревёмся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовёт к нему врачей?
Он бродячий – он ничей!
Маляр:
Красить комнату пора,
Пригласили моляра.
Но не с кистью и ведром
Наш моляр приходит в дом
Вместо кисти он принёс
Металлический насос
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот кто строит этот дом –
Дом, в котором мы живём.
- У Анечки тётя работает учителем. О профессии учитель она нам и расскажет.
- У Саши мама работает маляром. О профессии маляр он нам расскажет.
- Данил нам прочитал стихотворение о ветеринарном враче. Но сегодня в гостях у нас мама Данила Золотавина она нам расскажет о профессии врача, т.к.сама им и является.
6. Выступление Золотавиной Натальи Владимировной.
- Катя Руколеева приготовила выступление о профессии своего папы.
СЛАЙД
7. Беседа.
- О разных профессиях мы вспомнили сегодня. А кем хотели бы в будущем стать вы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- А можно ли выбрать самую “важную”, “главную” профессию? Почему?
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки.Сегодня вы за школьной партой. Учение – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами встанет серьезный вопрос: “Кем быть?” Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
– Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод: что все работы хороши – выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но помните, что любая профессия нужна и важна!
О профессиях написано много книг. В них дается много материала, посвященного той или иной профессии. Также сложено много песен и стихов.
Подумайте, что было бы.
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не окажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи.
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
(Л.Куклин)
- Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?
8. Подведение итогов.
Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым.
- Что нового узнали?
- Что вас заинтересовало?
- Что удивило?
9. Рефлексия.
Если бы …