Аттестация обучающихся по теме “Цветоведение” образовательной программы “Дизайн” предполагает проверку теоретических знаний и практических умений. Для аттестации отводится одно занятие продолжительностью 45 мин. В ходе которого обучающиеся демонстрируют следующие теоретические знания:
- об основных и дополнительных (контрастных) цветах,
- о цветах, получаемых путем смешивания,
- о теплых и холодных цветах,
- о хроматических и ахроматических цветах;
а также практические умения:
- составлять композицию, используя только холодные (теплые) цвета,
- составлять контрастную композицию, используя только хроматические цвета,
- составлять композицию, используя только ахроматические цвета.
Занятие проводится в игровой форме. При проверке теоретических знаний используется групповая форма. Практические умения отслеживаются через выполнение каждым обучающимся творческого задания. Условия творческих заданий разработаны таким образом, что в каждой команде два игрока выполняют одинаковое задание (одинаковые условия). Таким образом, ребята могут консультироваться друг у друга. Но в то же время их работы не должны быть одинаковыми. На занятии используется взаимоконтроль, т.е. правильность выполнения заданий оценивается командами, после чего педагог анализирует ответы обеих команд. За правильное выполнение каждого задания команды зарабатывают баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем.
Занятие рекомендуется для учителей начальной школы, а также для педагогов дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению.
Приложения
Приложение 1. Оформление кабинета.
Приложение 2. Расстановка парт.
Приложение 3. Схема “Цветовой круг (12 цветов)”.
Приложение 4. Образец заполнения схемы “Цветовой круг” командой.
Приложение 5. Комплекты шаблонов чайных сервизов.
Приложение 6. Карточки с условиями от заказчиков.
Приложение 7. Образец выполнения задания обучающимся.
Приложение 8. Оценочный лист.
Приложение 9. Диагностика.
Тема программы: Цветоведение. Тема занятия: “Магазин посуды”.
Цель: Систематизировать знания и закрепить умения по теме “Цветоведение”.
Задачи:
Образовательные
- Составить цветовой круг из 12 цветов (по Н.М. Сокольниковой), используя один заданный цвет в цветовом круге.
- Разработать эскиз чайного сервиза в заданной цветовой гамме.
Развивающие
- Развивать умение применять имеющиеся теоретические знания в практической деятельности через решение проблемных заданий.
- Развитие критического мышления через анализ работ обучающихся и самоанализ.
Воспитательная
- Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
- Формировать умение договариваться между собой и приходить к единому мнению при работе в группе.
Участники: Учащиеся 8-10 лет (смешанная группа) – 12 человек.
Оформление: На доске вывешена тема занятия “Магазин посуды”. Справа и слева от доски расположены стенды, на которых вверху прикреплены карточки с надписью “Чайный сервиз” соответственно теплого (желтого) и холодного (синего) цветов. Также на стендах прикреплены карточки (в форме чашек) с заданиями для самостоятельной практической работы (Приложение 1). Столы поставлены таким образом, чтобы за ними могли работать 2 команды по 6 человек каждая (Приложение 2). На столах стоят карточки с нарисованными чайными сервизами (на карточке оставлено место для названия сервиза). Карточки соответственно имеют холодный (синий) и теплый (желтый) цвет. Рядом с карточками лежат коробочки для маленьких чашечек из цветной бумаги (эти чашечки используются обучающимися для деления на команды в начале занятия и проведения диагностики в конце).
Рекомендации: Для оформления кабинета и удобства работы во время занятия педагогу лучше всего использовать магнитные доски и стенды, но если материально-техническая база не позволяет этого сделать, то можно использовать и обычные, в этом случае для крепления необходимых наглядностей используется 2-х сторонний скотч.
Оборудование: Доска, 2 стенда, столы для работы двух команд, столы, на которых приготовлены необходимые материалы и инструменты.
Материалы и инструменты (по количеству участников):
а) для педагога
- Буквы из цветной бумаги (Магазин посуды)
- Маленькие чашечки из цветной бумаги – 12 шт. (из них: 6 шт. – холодного цвета, 6 шт.- теплого.)
- Магниты – 2 шт.
- Скотч двусторонний – 1 шт.
б) для детей
- Фломастеры – 2шт.
- Комплекты нарезанной цветной бумаги для заполнения триады и цветового круга.
- Шаблоны чашек, блюдец, сахарниц, чайников – 4 комплекта.
- Карандаши простые – 12 шт.
- Карандаши клеящие – 12 шт.
- Наборы цветной бумаги – 12 шт.
- Клеенки – 12 шт.
- Салфетки из ткани – 12шт.
Продолжительность занятия – 45 минут.
План занятия
I. Организационный этап (2 мин.)
- Приветствие детей, деление на команды (холодные и теплые цвета).
- Задание “Название чайного сервиза” (название команды).
II. Подготовительный этап (13 мин.)
- Объявление темы и постановка цели занятия (через проблему).
- Практическое задание “Цветовой круг (12 цветов)”.
- Взаимоконтроль команд.
- Устный опрос команд.
III. Основной этап (20 мин.)
- Практическая работа “Эскиз чайного сервиза для заказчика”.
- Уборка рабочих мест.
IV. Заключительный этап (10 мин.)
- Организация мини-выставки.
- Анализ работы.
- Диагностика.
Методы обучения: программированный, эвристический, проблемный.
Формы обучения: беседа, устный опрос, практическая работа.
Формы организации детей на занятии: групповая, фронтальная.
Содержание занятия
I. Организационный этап (2 мин.)
- Приветствие детей, деление на команды (холодные и теплые цвета).
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии вы будете работать по командам, поэтому нам необходимо разделиться на две группы. Каждый из вас вытянет из мешочка маленькую цветную чашку. Ваша задача определить теплый это цвет или холодный. Если ваша чашка имеет теплый цвет, вы садитесь за стол, где выставлена карточка теплого цвета. Если холодного, то за стол с карточкой – холодного. Свои чашечки сложите в коробочки, которые стоят на столах рядом с карточками.
Ребята вытаскивают из мешочка маленькие чашечки и рассаживаются за столы, в соответствии с выбранным цветом.
Методические рекомендации: такой способ деления на команды вносит элемент случайности, что позволяет избежать ситуации типа – “Я дружу с этой девочкой, поэтому буду работать только с ней”. Во время деления на команды педагог отмечает ребят, которые плохо (хорошо) ориентируются в теплых и холодных цветах. Если дети достаточно подготовлены, можно предлагать более сложные оттенки.
Педагог: Молодцы, у нас образовались две
команды. Одна команда – это теплые цвета, другая
– холодные.
(название команды).
Педагог: Изучая тему “Цветоведение” мы с вами говорили о том, что с помощью цвета человек может передать любое настроение. На ваших столах стоят карточки (холодного или теплого цвета), на которых нарисованы чайные сервизы. Каждой команде необходимо придумать название своему чайному сервизу, передав настроение в зависимости от цвета. Название сервиза необходимо написать фломастером на карточке. Название чайного сервиза – это название вашей команды.
Ребята придумывают название чайному сервизу и вписывают его фломастером в карточку.
Педагог: Итак, команда теплых цветов называется ________________________________.
А команда холодных цветов называется __________________________________.
Молодцы, каждой команде удалось придумать красивое название чайному сервизу, а самое главное, с помощью цвета передать настроение.
II. Подготовительный этап (13 мин.)
- Объявление темы и постановка цели занятия (через проблему).
Педагог: Ребята, все вы знаете, что перед тем как поить гостей чаем, гостеприимные хозяева накрывают стол и ставят чайный сервиз. Поднимите руку у кого дома есть чайные сервизы?
Дети поднимают руки.
Педагог: Почти все ребята подняли руки. Я думаю, что вряд ли у всех имеются одинаковые чайные сервизы. А почему?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, при выборе чайного сервиза мы обращаем внимание его на цветовое оформление. Выбранный нами чайный сервиз должен соответствовать цветовому решению (настроению) кухни (гостиной), ее отдельных элементов (скатерти, салфеткам и т.д.). Но всегда ли мы можем найти в магазине именно тот чайный сервиз, который нам необходим?
Дети: нет.
Педагог: А как вы думаете люди какой профессии могли бы нам помочь?
Дети: художники-дизайнеры.
Педагог: Сегодня на занятии у нас будут соревноваться две дизайнерские команды. Выполняя задания, они будут набирать баллы. Чья команда наберет больше баллов, та и победит. А каждому из вас предстоит побывать в роли художника-дизайнера и разработать эскиз чайного сервиза исходя из цветовых предпочтений заказчика. Все эскизы в конце занятия будут представлены в магазине посуды. Каждый эскиз будет оценен.
- Практическое задание “Цветовой круг (12 цветов)”.
Педагог: Как вы знаете, любой художник должен знать основы цветоведения. Сейчас каждой команде необходимо составить триаду и цветовой круг (из 12 цветов). У вас на столах лежит незаполненная схема. Но в цветовом круге каждой схемы уже присутствует один цвет (Приложение 3). Ваша задача выложить триаду и цветовой круг на схеме, используя цветную бумагу и соблюдая данное условие. Затем вам необходимо наклеить цветные детали на схему.
За это задание каждая команда может заработать до 2 баллов. Дополнительный балл получает команда, которая справится быстрее, при условии, что задание выполнено правильно.
Команды заполняют схему.
Методические рекомендации: для данного занятия выбран цветовой круг, состоящий из 12 цветов. Если ребята более подготовленные, то можно использовать цветовой круг, состоящий из 24 цветов.
Педагог: Молодцы, обе команды выполнили задание.
- Взаимоконтроль команд.
Педагог: А сейчас каждой команде необходимо проверить правильность выполнения задания у соседней команды. На выполнение этого задания вам дается 30 сек.
Команды обмениваются заполненными схемами и проверяют правильность выполнения задания. Затем педагог вывешивает схемы на магнитную доску (Приложение 4).
Педагог: Команда теплых цветов, как вы считаете, правильно ли выполнила задание команда холодных цветов? Объясните свой ответ.
Дети: Правильно (неправильно).
Педагог: Команда холодных цветов, как вы считаете, правильно ли выполнено задание у команды теплых цветов? Объясните свой ответ.
Дети: Правильно (неправильно).
Методические рекомендации: Если у одной из команд была допущена ошибка при заполнении схемы, то другая команда должна не только указать на ошибку, но и дать правильный вариант решения.
Педагог подводит итог работы команд.
Педагог: Команда холодных цветов набрала __ балла, а теплых __ балла. За скорость команда ______________________ получает дополнительный балл.
- Устный опрос команд.
Педагог: Сейчас я по очереди буду задавать вопросы каждой команде. Команда, которой я не задала вопрос, также обсуждает ответ. Ее задача – выслушать ответ другой команды, обсудить его, после чего дать оценку. Если команда исправила неправильный ответ другой команды, то она зарабатывает 1 дополнительный балл.
Команда может заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы:
- Ребята, почему в центре триады находятся именно эти три цвета? (Потому что желтый, синий и красный – это основные цвета).
- Ребята, почему с каждой стороны триады выложены фиолетовый, зеленый и оранжевый цвет? (Потому что эти цвета получают путем смешивания между собой основных цветов).
- Как, используя свойства цветов, можно разделить цветовой круг? (На теплые и холодные цвета).
- Как, используя цветовой круг, мы можем найти дополнительные (контрастные) цвета? (Дополнительные, контрастные цвета находятся в цветовом круге напротив друг друга).
- Какие цвета называются ахроматическими? (Черный, белый, серый).
- Какие цвета называются хроматическими? (Все цвета, кроме черного, белого, серого).
Методические рекомендации: Вместо устного опроса можно использовать карточки с вопросами или тестовые задания. В этом случае также необходимо организовать взаимоконтроль выполненного задания с последующим публичным обсуждением.
Педагог: Молодцы. Команда теплых цветов заработала _____ баллов. А команда холодных цветов - _______ баллов.
III. Основной этап (20 мин.)
- Практическая работа.
Педагог: Сейчас каждый из вас будет работать художником-дизайнером. Представьте, что к вам пришел заказчик и попросил разработать эскиз чайного сервиза в определенной цветовой гамме. Заказчики уже определились с несколькими формами, окончательное решение о выборе формы они предоставили вам. На ваших столах в коробочке лежат шаблоны чашек, блюдец, заварочных чайников и сахарницы (Приложение 5). Ваша задача – разложить на столе эти шаблоны на два сервиза, учитывая форму.
Ребята раскладывают шаблоны на два сервиза.
Методические рекомендации: На данном занятии используются готовые шаблоны чайных сервизов (с целью экономии времени), но если время позволяет можно предложить ребятам разработать собственные формы (или выполнить это задание на предыдущем занятии).
Педагог: Молодцы, теперь у нас действительно на столах лежат по два сервиза. Ваша задача выбрать ту форму сервиза, которая вам больше всего понравилась. Сервизы состоят из чашки, блюдца, сахарницы и заварного чайника. Сегодня на занятии наша задача разработать эскиз для чашки и блюдца. Но если у вас останется время, вы можете разработать эскиз и для чайника или сахарницы. Эскиз вы будете выполнять в технике аппликации, соблюдая то условие, которое поставил перед вами заказчик. Сейчас представители от каждой команды подходят к столам с материалами и инструментами и переносят все необходимое для работы на рабочие столы. А я раздаю вам карточки с условиями от заказчиков (Приложения 6).
Пока представители команд готовят все необходимое и раскладывают на рабочие столы, участники вытягивают карточки с условиями.
Методические рекомендации: В этом задании каждый обучающийся выполняет эскиз чайного сервиза, причем, форма выбирается участником самостоятельно из предложенных педагогом. Но в обеих командах каждым 2 участникам выпадают одинаковые условия (например, составь композицию, используя только ахроматические цвета). Поэтому они могут помогать друг другу, консультироваться друг у друга, но должны представить разные варианты.
Педагог: Итак, все получили задание и теперь вы можете приступать к его выполнению. Каждый из вас может принести своей команде по 2 балла за разработанный эскиз чайной пары. Также вы можете заработать дополнительные 2 балла, если выполните эскиз сахарницы или чайника.
Ребята выполняют задание.
Методические рекомендации: Педагог наблюдает за работой ребят, если необходимо, то напоминает о технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Контролирует рабочие места.
- Уборка рабочих мест.
Педагог: Кто справился со своим заданием, может прибирать свое рабочее место.
IV. Заключительный этап (10 мин.)
- Организация мини-выставки.
Педагог вывешивает сервизы команд на стенды. Сервизы крепятся рядом с карточкой-заданием (Приложение 7).
- Анализ работы.
Педагог: Давайте посмотрим на сервизы, которые появились в нашем магазине. Интересно, а смогли ли выполнить заказ наши художники-дизайнеры? Сейчас мы по очереди будем просматривать работы той и другой команды. Оценивать каждую работу будут ребята из противоположной команды.
Методические рекомендации: Ребята оценивают работы друг друга, в случае спорных моментов право выставить баллы остается за педагогом.
Педагог: А сейчас мы подведем итоги работы наших команд (Приложение 8). Команда теплых цветов зарабатывает ______ баллов. А команда холодных цветов зарабатывает _____ баллов. Молодцы. Та и другая команда набрала достаточно много баллов и справилась со всеми заданиями. Я думаю, что ваши работы могут служить эскизами для будущих проектов оформления чайных сервизов.
- Диагностика.
Педагог: Я благодарю всех за работу на занятии. Надеюсь, вам понравилось выступать в роли художников-дизайнеров. А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение. Возьмите маленькие кружечки, с помощью которых вы делились на команды, и прикрепите их под большими чашками на мольберте (Приложение 9).
Желтая чашка – ваше настроение улучшилось.
Голубая – настроение стало грустным.
Серая – настроение осталось прежним.
До свидания!
Литература
- Бесчастнов И.П. Живопись. – М.:Легпромбытиздат, 1993.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии./ Библиотека журнала “директор школы”. Выпуск № 4. – М.:Сентябрь, 1996 – 112 с.
- Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр “педагогический поиск”, 2002 – 160 с.
- Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравиться учиться и учить. /Библиотека журнала “Директор школы”. Выпуск № 4, 1999 год. – М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1998. – 80с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1998. – 80с.