Итоговое физкультурное занятие "Народные игры Урала"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: физическое и региональное образование детей седьмого года жизни.

Программные задачи:

  1. Посредством подвижных народных игр совершенствовать и развивать физические качества детей: ловкость, равновесие, быстроту.
  2. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.
  3. Формировать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями.
  4. Закреплять основные движения: ходьба и бег со сменой направления, длинными и короткими шагами, змейкой, с ускорением движений.
  5. Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края.

Оборудование:

  • канат;
  • колпачки разметочные – 10 штук;
  • гимнастическая скамейка – 2 штуки;
  • обручи малого диаметра – 4 штуки.

Место проведения: спортивный зал, дети занимаются в спортивной форме, босиком.

Ход занятия

Вводная часть

 

Цель:

  • построение в шеренгу, проверка осанки, равнения.
  • перестроение в колонну по одному.

1 задание. Ходьба по залу с различными заданиями.

  1. Ходьба на носках - 30 секунд. Методические указания: голову поднять, руки прямые, тянуться вверх.
  2. Ходьба на пятках, руки за головой - 30 секунд. Методические указания: локти развернуты в стороны, спина прямая, соединить лопатки.
  3. Ходьба пятка-носок - 30 секунд. Методические указания: точно ставить пяточку к носку ноги, спину держать прямо, голову не наклонять, руки на поясе.
  4. Ходьба косичкой через канат - 10 секунд. Методические указания: не делать крупные шаги, держать спину, голову не наклонять, руки на поясе.
  5. Ходьба пятка-середина стопы - 30 секунд. Методические указания: четкая постановка стоп, следить за осанкой, руки на поясе.
  6. Повторить ходьбу косичкой - 10 секунд. Методические указания: те же.

Цель:

  • профилактика плоскостопия;
  • совершенствование физических качеств.

Построение в 2 колонны.

2 задание.

  1. Ходьба и бег змейкой между предметами 4-5 раз.
  2. Закручивание улиток в легком беге 1 раз.

Цель:

  • упражнение дает возможность на небольшом пространстве пройти и пробежать длинный отрезок (увеличивает моторную плотность);
  • упражняет детей в ходьбе и беге со сменой направления движения, длинными и короткими шагами, со сменой скорости.

3 задание. Татарская народная игра “Татарский плетень”.

Цель:

  • учить совместным действиям;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.

Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:

“Вейся, ты вейся, капуста моя!
Вейся, ты вейся, виловая моя!
Как мне капустке не виться,
Как мне виловая не свиться!”.

Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгуппы задевать нельзя.

Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

Основная часть

4 задание. Русская народная игра “Золотые ворота”.

Цель:

  • умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • закреплять умение совместных действий.

Описание игры: двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота со словами:

“Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас”.

Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т.д. (повторить игру 5-6 раз).

Методические указания: проходить в ворота, не задевая их.

5 задание. Русская народная игра “Бег по стволу”.

Цель:

  • закрепить навык равновесия;
  • ходьба и бег с меняющимся темпом движения.

Описание игры:

Произносятся слова:

“Белая береза,
Чёрная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой.
Поворачивай! Не стой!”

Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряя темп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)

Методические указания: не толкаться, соблюдать дистанцию.

6 задание. Русская народная игра “Мельница”.

Цель:

  • развивать вестибулярный аппарат;
  • упражнять в равновесии;
  • развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве.

Описание игры: дети встают вокруг обруча, взявшись правой рукой за обруч. В середине обруча ребенок, который вращается на месте. Дети произносят слова:

“За рекою на горе,
Где ветер дует и шумит,
Крылья мельницы на нем вертятся
Вверх – вниз, вверх - вниз”.

И двигаются вокруг обруча в одном направлении, убыстряя темп; по команде темп замедляется (повторить 2 раза; второй раз берутся за обруч левой рукой).

Методические указания: обруч держать прямой, опущенной вниз рукой, не тянуть его.

7 задание. Башкирская игра “Конное состязание”.

Цель:

  • развитие быстроты;
  • согласованность в движениях;
  • соревновательный момент.

Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).

Методические указания: пары бегут прямо, не пересекая дорогу другим, не тянуть сильно “наездника”.

7 задание. Башкирская игра “Ласточки и ястребы”.

Цель:

  • развивать внимание;
  • упражнять в быстром беге;
  • развивать ориентировку в пространстве, внимание.

Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.

Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).

Заключительная часть

9 задание. Русская игра – забава малой подвижности “В цапки”.

Цель: игра малой подвижности на внимание.

Описание игры: дети разбиваются на несколько групп. Каждой выбирается водящий, который вытягивает руку, ладонью вниз, все игроки ставят под ладонь указательный палец. Водящий произносит:

“Под моею крышею
Собрались малыши.
Заяц, белка, жаба - ап”.

(Повторить 2-3 раза)

Построение в шеренгу, подведение итогов занятия.

Литература

  1. “Наш дом – Южный Урал” (Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики)/ Челябинск: “Взгляд”, 2007 г.
  2. М.Ф. Литвинова “Русские народные подвижные игры”/ Москва, “Айрис пресс”, 2004 г.
  3. А.В. Кинеман “Детские подвижные игр народов СССР” / Москва, “Просвещение”, 1989 г.
  4. Л.А. Лялина “Народные игры в детском саду”/ Москва, Творческий центр сфера, 2008 г.